РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Больше кандидатов, плохих и одинаковых

Валерия Новодворская, Грани.Ру, 22.06.07г.

 

Чем ближе к президентским выборам, тем страшнее. И не так страшен черт (то есть преемник), которого там в Кремле малюют, как небеспочвенные опасения насчет множественности кандидатов от демократических сил. Здесь уже даже теории множеств не надо, здесь практика. Кандидаты косяком пошли, а до выборов еще 10 месяцев.

Хромая утка крякает в Кремле от удовольствия. (Я вовсе не оскорбляю президента: не называю же я его цыпленком жареным, а хромой уткой становится всякий президент, кончающий отбывать свой последний срок; конечно, не исключено, что ВВП имеет на этот счет свой особый тост: "Дай Бог не последний!")

Единый кандидат от демократических сил, имеющий человеческий вид и пристойную программу, – это для власти соперник, головная боль и тайный страх перед неизбежным историческим поражением, даже если и в отдаленной перспективе. Какой-нибудь Лех Валенса с его "Солидарностью", с которым рано или поздно придется садиться за круглый стол и договариваться о проведении выборов, как пришлось сделать Ярузельскому. Не сделал бы – его бы посадили или казнили гораздо раньше, еще 18 лет назад. Валенса, Гавел, Ландсбергис, Левон Тер-Петросян, Ельцин, Станислав Шушкевич: конституционные мстители, призраки исторического возмездия над избирательнй урной. Пришедшие дать волю и реформы, выразители лучших чаяний народа, временно (как у нас и в Белоруссии) или навсегда пробудившегося ото сна.

Но если кандидатов от демократических сил столько, что им впору создавать профсоюз, то картина совсем другая. Это значит, что лидеры демократов – шкурники и думают они исключительно о том (не выиграть же они надеются у путинского преемника в 2008 году при рейтингах 4-5 процентов на брата), как бы погулять по экрану и потом читать лекции на Западе по повышенной ставке. Кандидату в президенты платят больше, даже если законченный лузер, так же, как за любое переливание из пустого в порожнее заплатят больше бывшему президенту Горби, чем платили за лекции просвещенной и ученой Галине Старовойтовой.

Если кандидатов в президенты от демократических сил больше одного, то это значит, что на Россию плевать и тем, кто выдвигает, и тем, кто выдвинулся. То есть не то что просто "Другая Россия". И третья, и четвертая, и пятая. Начнутся выборы, и путинский преемник пройдет под фанфары, а про бесов, которые будут шуровать в небесах перед демократическим станом, придется вопрошать словами Пушкина: "Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?" Вот уж Пушкин не думал, что его "Бесы" – это наша избирательная кампания 2008 года, и именно в демократической части спектра.

Хотели альтернативу? Нате вам пять! Если так бросаются на шкуру неубитого медведя, то представляю себе, как стали бы делить реальную власть. Вот были бы войны Алой и Белой розы! Столетние и тридцатилетние. У Михаила Касьянова не хватило ни скромности, ни такта дождаться праймериз или своего выдвижения хоть от каких-нибудь демократов, а не от лимоновцев и АКМовцев (в действительности Михаил Касьянов выдвинут кандидатом в президенты от Российского народно-демократического союза 2 июня 2007 года. - Ред.). Если подобные силы у нас уже считаются демократическими, то тогда Путин точно гандист. И, видимо, его замечательную программу "Авангард красной молодежи" и делал. В первый год обеспечим жильем (новым или отремонтированным) половину России; на второй, очевидно, сотрем противоречия между городом и деревней, а также между умственным и физическим трудом, а на третий год реализуем пятый сон Веры Павловны. Нынешнее поколение будет жить при утопизме.

Григорий Явлинский, кажется, не то что пятьсот дней, пятьсот лет подряд готов нас насильственно кормить своей новой и оригинальной кандидатурой. Действует по принципу: "Да погибнет мир, но я все-таки выставлюсь". Пятьсот лет в строю. Опять будет бороться с бедностью, а не с коммунизмом (или с чекистами).

Обратите, кстати, внимание на то, что в этой гонке шутов не участвует СПС. Они не станут требовать себе долю в общем позоре, не выставят своего кандидата. И не потому, что его нет. А потому, что им не все равно, что будет со страной.

Единственная кандидатура, достойная объединить западнические, антисоветские и антилубянские силы страны, – это Владимир Буковский. Он-то показал, чего он стоит. Честное имя несломленного диссидента-западника – это как раз то знамя, которое имеет смысл поднять над рабской, сломленной, все еще красной страной.

Владимир Буковский не обещает ничего кроме свободы, люстраций, осуждения коммунизма, покаяния и поддержки среднего и малого бизнеса. Свобода, собственность, законность. Ни хлеба, ни зрелищ. Но разве уступят лыжню диссиденту малодушные приспособленцы, пересидевшие в офисах или на кухнях советскую власть?