«Политзэк – это не комильфо»
Лариса Володимерова, для CHECHENPRESS, 14.06.07.
Продолжает поступать важная информация о делах политзаключенных. Известный юрист и правозащитник Сайд-Эмин Ибрагимов получил ответ из Совета Европы о возможности в виде исключения ускорить прохождение дел некоторых пзк. Подробности сообщения будут скоро оглашены.
Кроме того, на имя С-Э. Ибрагимова пришел официальный ответ Генерального секретаря Совета Европы Терри Девиса, впервые в истории выражающий мнение СЕ о том, что виновные по преступлениям в Чечении должны быть наказаны. По телефону Сайд-Эмин Ибрагимов подтвердил, что считает это заявление огромным шагом навстречу чеченскому народу.
Новости о состоянии политзаключенного Бориса Стомахина, напротив, все более неутешительны. Дела со здоровьем у него очень плохи. Администрация СИЗО-5 (следственного изолятора, то есть - тюрьмы) полностью игнорирует это обстоятельство и не оказывает ему вообще никакой медицинской помощи. Елена Санникова говорила об этом в интервью Надежде Банчик http://www.westeast.us/21/article/1105.html, а также http://www.westeast.us/22/article/1135.html. Известно, что Стомахин попал в тюрьму с переломом позвоночника и ноги. Вследствие тюремного "лечения" нога срослась неправильно, и его постоянно мучают боли ноги и позвоночника. Кроме того, у Бориса постоянные головные боли, он страдает тяжелой формой
бессонницы, которая резко обострилась в тех условиях, в которые он помещен.
Передавать какие-либо лекарства в тюрьму можно только через тюремного врача, а тот отказывается принимать какие-либо лекарства из дома, кроме витаминов.
Стомахину неоднократно пытались передать через врача хотя бы таблетки валерианы (о снотворных таблетках там и слышать не хотят), но врач заверил, что передавать не надо, что валериану могут дать и они сами, но при этом ни разу не дали.
По сообщению Е.Санниковой, в настоящий момент положение Б.Стомахина ухудшилось. В конце апреля его перевели в перенаселенную камеру на большое количество заключенных (до этого он сидел в камере, рассчитанной на 4 человек), здесь гораздо больше шума и меньше воздуха, и уснуть человеку с бессонницей еще труднее. У Стомахина в виду давнего заболевания сердечно-сосудистой системы изредка бывают тяжелые сердечные приступы с потерей сознания. Чтобы избежать их, его мать, Регина Леонидовна, настоятельно просила тюремного врача передать сыну необходимое лекарство, показывала письменные предписания врачей еще на воле, но тюремный врач игнорировал эти просьбы.
Очередной такой тяжелый приступ с потерей сознания произошел у Стомахина на днях, 10 июня. Заключенные с трудом добились для него вызова медсестры. В больничную камеру он не был переведен, хотя его состояние остается тяжелым. Подобный приступ был у Бориса Стомахина год назад в другой тюрьме, в Матросской Тишине, и сведения о его болезни должны были быть переданы в эту тюрьму вместе с медицинской картой, в связи с чем администрация этой тюрьмы обязана была оказывать ему необходимую при его болезни медицинскую помощь, не препятствовать передаче лекарств из дома.
Мы обращаем внимание международных правозащитников и Европейского Суда на очередное нарушение прав политзаключенного - с ведома администрации СИЗО-5.
Врачи СИЗО-5 как будто специально препятствуют любому лечению Бориса Стомахина. Со дня на день в СИЗО должна поступить бумага о вступлении приговора в законную силу - и Бориса отправят на этап. Но как он вынесет тяжелые условия этапа и пересыльных тюрем при своем здоровье - неизвестно.
Очень тяжело состояние другого политзаключенного – Заурбека Талхигова, выписанного из медчасти, за неимением нужных лекарств, в общую камеру, в которой находятся 20 человек.
По поступающим данным, ухудшается также состояние здоровья Михаила Трепашкина.
Насчет Зары Муртазалиевой правозащитники выяснили, что ей блокируют переписку, не передают письма с воли - или передают с большими опозданиями, и не все. От нее письма тоже часто не доходят. Зара, арестованная, как и М.Трепашкин, в результате явного милицейского подлога, находится в одном из Мордовских лагерей. Недавно у нее на свидании была мама. Она говорит, что Зара выносит все тяготы лагеря достойно, ни на что не жалуется. Предполагает, что Зара не хочет ей говорить ничего плохого, чтобы не огорчать.
К очевидным нарушениям властей относится также то, что в ИК 55/3 п.Товарково Калужской области с 18.05.2007г. был введен особый режим действия - как это преподносится администрацией родственникам осужденных, якобы на основании ст.85 УИК РФ. Информации о состоянии и нахождении осужденных родственникам больше не выдается! В учреждении отменены передачи, длительные и короткие свидания, закрылся ларек. В учреждении, по сообщению правозащитников, дежурит спецгруппа в масках, происходит избиение осужденных в ШИЗО и ПКТ. Администрация учреждения своими провокационными действиями в отношении осужденных пытается еще больше усугубить и без того неблагоприятную обстановку, вынудив осужденных на массовое неповиновение для ввода в учреждение спецподразделений.
Мы просим СМИ и организации отреагировать на информацию, осветив ее в прессе, программах, направить своих корреспондентов на место событий.
Важной новостью также явились, по сообщению исполнительного директора Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека Романа Чорного, общественные слушания "О нарушениях прав детей в психиатрических учреждениях", которые «вызвали большой общественный резонанс. Я уже сообщал о том, что телеканал "Региональное телевидение" и информационные агентства: "Русская линия" и "Чеченпресс" объективно осветили проведенные слушания».
Полностью текст доступен на веб-сайте радиостанции "Свобода".
В связи с заметным подъемом общественного интереса и внимания к темам правозащиты, процитирую очередное письмо из «Международной Амнистии» (РФ, отдел программ Европы и Центральной Азии), из сочувствия к автору выпустив его имя.
«Уважаемая Лариса, мы высоко ценим Вашу активность в поддержке Михаила Трепашкина и борьбе против нарушений прав человека в Чечне и России в целом, но я вполне согласна с Сабиной Свиирс (ЧП, «Скандал в благородном семействе») в том, что нам нельзя поддерживать призыв к голодовке, это было бы совершенно безответственно с нашей стороны, как организации.
Принимать решение о такой акции должно всегда индивидуальное лицо. К нам часто обращались с просьбой о поддержке таких акций, и мы не легко принимали это принципиальное решение.
Как Вы, наверное, знаете, мы избегаем слов "political prisoner", потому что эта формулировка только означает, что судебная система относится к одному человеку иначе, чем к другим, только из-за политических убеждений или позиции этого человека. Но это еще не значит, что этот человек не совершил никакого преступления, и просто показывает, что к нему относятся несправедливо. Поэтому для нашего понимания (опять после долгих обсуждений среди коллег и активистов) нет в этом никакой чести, и уважение не передается тем, что человека называют "political prisoner 2007". Это просто печальный факт его судьбы, и это в первую очередь ставит перед нами задачу бороться, чтобы он увидел справедливость.
Как Вы, наверное, знаете, мы лоббировали Евросоюз, Совет Европы и т.д. с тем, что нужно выразить беспокойство о здоровье Трепашкина. Мы знаем, что из-за этого говорили о нем на встрече между МИДом РФ с представителем ЕС, на суд ездил консул Германии, и нам обещали, что такие акции продолжатся. Наша сеть врачей постоянно пишет письма к ФСИН и не остановит эти акции, пока к нам не начнет доходить информация о том, что его действительно лечат. Мы постоянно в контакте с его защитниками и обсуждаем, какие способы поддержки лучше. Мы надеемся, что таким образом мы можем ему помогать.
С наилучшими пожеланиями! (Подпись)».
«Чеченпресс» публиковал письмо «МА» Нидерландов о том, что организация «Международная Амнистия» выступает против независимости Чечни. На это заявление отозвались правозащитники Кавказа:
«А в Азербайджане «МА» закрыла в 2005 году нашу инициативную группу, существовавшую 10 лет, работавшую по всемирным кампаниям, даже в Карабах ездили и агитировали за отмену смертной казни. До этого закрыли ИГ МА в Грузии - те подключили много студентов, проводили уличные акции. В Армении ИГ МА так и не создали, хотя там работали индивидуальные члены с Советских времен. Вот так МА работает по нашему проблемному региону...
Интересно, в каком преступлении они заподозрили Михаила Трепашкина?! На это ведь и расчет: так замазать какой-то уголовщиной человека, чтобы остальные обходили его стороной. В Советское время не так было? Но тогда МА действовала более принципиально. Сейчас обюрократились, появились даже "приоритетные" страны (Россия, Турция) и, соответственно, неприоритетные. В Узбекистане самое большое количество политзеков во всем СНГ, а МА вспоминает о нем, только когда кого-то казнят или арестуют правозащитника. И то, сейчас Каримов стал умнее, и из 11 правозащитников 8 посадил за вымогательство, мошенничество и т.п.».
Очень жаль, что не все работники «Международной Амнистии» понимают, почему звание «политзаключенный» при современном кремлевском режиме стало почетным. Лучшие люди, несгибаемые борцы за справедливость наполнили тюрьмы. Состояние здоровья многих из них мы считаем критическим. Власть делает все, чтобы расправиться со своими противниками. Мы призываем работников «МА» и других правозащитных организаций: прислушайтесь к доводам Совета Европы! Политзаключенные должны быть свободны. Оккупация Чечении должна быть завершена, палачи - поименно наказаны. Тоталитарный режим - объявлен вне закона. Только что президент Буш, повинный во многих несчастьях в том числе на Кавказе, позировал на фоне монумента «Жертвам коммунистических режимов». Вся Россия – такой монумент!
И в первую очередь – вся героическая Чечения.
|