РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Лавр, ты не прав

Александр Стариков, Антивоенное движение, 06.06.07г.

 

Еще не истерлись в нашей памяти сообщения о том, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх РПЦЗ Лавр с большой помпой подписали в Москве соглашение о каноническом общении и в итоге воссоединении двух православных церквей, как пришло новое сообщение – о расхождении мнений в РПЗЦ. Более чем треть духовенства Русской православной церкви за рубежом не согласилась с подписанным документом, и «ушла в раскол».  Как сообщают СМИ, от РПЦЗ отделились 66 священников и дьяконов, два епископа и сотни мирян. Противники воссоединения, в частности, обвиняют РПЦ в том, что та не осудила "ересь экуменизма" (стремление объединить все христианские церкви, выраженное в сотрудничестве с Всемирным советом церквей) и не покаялась в "грехе сергианства" (признание власти большевиков).

Позволю себе высказать свое мнение по этому поводу. После определенных размышлений, я склонился к тому, чтобы поддержать «раскольников». По моему убеждению, руководство РПЦ в настоящее время играет не самую позитивную роль в христианском служении и поэтому такое объединение является преждевременным. И дело здесь не только в "ереси экуменизма" и "грехе сергианства". Есть и другие, не менее важные обстоятельства. Патриарх Алексий II более чем лояльно относится к нынешней российской власти, вышедшей из недр НКВД-КГБ-ФСБ. Тесное общение патриарха с президентом Путиным бросает тень на всё руководство РПЦ, поскольку, хоть Алексий II формально и не вмешивается в светскую политику, тем не менее, его действия подспудно свидетельствуют о полном одобрении политических решений Кремля. Но многие из этих решений отнюдь не заслуживают того, чтобы их слепо одобрять. Слишком много спорных, ошибочных, а то и вовсе преступных решений за последние годы было принято нынешней властью во главе с президентом Путиным. В первую очередь это, конечно же, война в Чечне, которую Кремль инициировал и до сих пор не может закончить. Поскольку я пишу эту статью для антивоенного издания, то обойти данную тему невозможно. Фактически РПЦ хоть и не явно, но благословила политику центра в отношении Чечни. А ведь военные действия на Северном Кавказе это во многом война с религиозным подтекстом, поскольку российским войскам противостоят мусульмане – люди другой цивилизации. И если РПЦ одобряет войну с мусульманами, то фактически это означает, что она одобряет религиозную войну. Прискорбно, но это так.

На фоне этой войны власть морально опустилась до того, что стала принимать откровенно варварские, языческие по своей сути законы. Речь в первую очередь идет о законе, согласно которому силовики не выдают для захоронения по религиозным традициям захваченные тела своих врагов – лиц, которых они называют «террористами», независимо от того, подпадают ли погибшие под это определение или нет. Как мы помним, власти не выдали для захоронения тело А.Масхадова, президента Чечни и политического лидера сепаратистов. Фактически это означает, что чиновники берут на себя функцию преследования человека после смерти, забывая, что это является исключительно прерогативой Господа и никого более. Это лишний раз демонстрирует антихристианские элементы в политике нынешней российской власти. Поскольку руководство РПЦ не осудило вышеназванный языческий закон, следовательно, оно его хоть и косвенно, но одобрило. На этом примере мы видим, как иерархи церкви вопреки христианскому учению безропотно следуют за политическими вождями, не смея тех критиковать за их безбожные выходки.

Следует обратить внимание на то, что я не призываю РПЦ прямо вмешиваться в политическую жизнь страны и оказывать давление на чиновников. Но подавать определенные сигналы и высказывать суждения нравственного характера она вполне могла бы. К сожалению, она этого не делает, предпочитая политику восхваления действующей власти и получая за это соответствующие дивиденды.

Но не только этим ограничиваются мои претензии к РПЦ. Имеет смысл затронуть и проблему былого сотрудничества церкви с режимом большевиков и в целом с советской властью. В свое время лояльными представителями духовенства было много сделано для «промывания мозгов» у паствы в русле политики партии и правительства. Время то, казалось бы, прошло, но психология людей инертна и долго не может перестроиться. Да, на низовых уровнях священнослужители сегодня  осуждают безбожный коммунистический режим, правивший в России на протяжении 70 лет, но руководство РПЦ, опять же, активно сотрудничает с нынешней властью, являющейся наследницей тех самых большевиков, которые разрушали Божьи храмы, убивали и преследовали священников. В этом сотрудничестве как таковом не было бы ничего плохого, если бы российская власть в лице руководителя страны покаялась от имени государства за гонения христианской веры в России. Но президент Путин упорно не желает этого делать, делая вид, что ни он, ни его режим не имеют никакого отношения к советской системе, по известной формуле «я не я и лошадь не моя». Увы, вынужден его огорчить - имеют и самое прямое, раз уж Российская Федерация объявила себя правопреемницей СССР. Собственно говоря, просить прощение у кого бы то ни было, пусть даже у православной церкви, не в привычке господина Путина. Да и Бог с ним, не хочет и не надо. Не в этом дело и не о Путине это повествование. Дело в другом, а именно в том, что с вышеупомянутым Путиным дружит Патриарх Алексий II, не обращающий внимание на сомнительное поведение главы РФ. А с этим Патриархом, как уже говорилось выше, митрополит Восточно-Американский и Нью-Ньоркский Лавр подписал Акт о каноническом общении, ведущим к воссоединению Русских православных церквей. Возможно, у Лавра взыграло чувство ностальгии по исторической родине, возможно, еще что-то им двигало, но его шаг – ошибочный. РПЦ сегодня еще не готова и не дотягивает до канонического уровня РПЦЗ, и прискорбно, что митрополит Лавр этого не видит. «Раскольники» в РПЦЗ, к счастью, видят.