Яд распространяется
Кэтрин Майер, "TIME", перевод - Inopressa, 28.05.07г.
Период полураспада полония-210 – 138 дней. Однако прошло уже 30 недель после того, как это вещество было введено российскому диссиденту Александру Литвиненко, а его сила, кажется, нисколько не уменьшилась. Полоний-210 продолжает отравлять отношения между двумя бывшими имперскими державами и противопоставляет требования правосудия нуждам "реалполитик".
Выдвинутое во вторник требование Лондона в адрес Москвы выдать главного подозреваемого по делу об убийстве Литвиненко Андрея Лугового вызвало ответ, который вызывает все меньше удивления у специалистов по Кремлю, – решительное "нет".
Непреклонность России имеет под собой некоторые очевидные основания. Это дело представляет собой сложное переплетение различных спорных крупных и мелких заговоров.
Луговой с товарищем (или с двумя, по некоторым из версий) встретились с Литвиненко в лондонском отеле 1 ноября. Литвиненко умер через 22 дня от невидимого яда, который, судя по всему, проглотил во время этой встречи. Британские следователи попытались восстановить ход событий и установили связь между Луговым и следом частиц, оставляемым полонием. Луговой отрицает свою вину, а Россия утверждает, что положения конституции не позволяют передавать своих граждан для суда в иностранном государстве.
Москва любезно предложила, чтобы расследованием преступления занялись российские власти, что было скептически воспринято в Великобритании, учитывая, что Литвиненко на смертном одре обвинил в своей смерти непосредственно Кремль. Его обвинения побудили страхи, что Россия все больше живет по собственным правилам.
Это мнение пропагандирует миллиардер Борис Березовский, оппонент президента Путина. Некоторые россияне верят в другой заговор: они считают, что Березовский, которому с 2000 года предоставлено британское гражданство, подстроил убийство Литвиненко, чтобы скомпрометировать Путина. Березовский горячо отрицает такие обвинения и передал миллион долларов в фонд, организованный вдовой Литвиненко для поиска виновных в смерти мужа.
Однако поиск виновных и его результаты могут еще больше усугубить напряженность в отношениях между Великобританией и Россией.
Великобритания и ее европейские союзники нуждаются в поддержке России для разрешения международных конфликтов и для решения проблемы климатических изменений. И, хотя им это не нравится, они не могут не осознавать, что Россия является поставщиком большой доли природного газа и нефти в Европе. Таким образом, хотя политики обмениваются резкими высказываниями, у них сохраняются сильные инстинкты политики умиротворения. Загадка, которая терзает западных дипломатов, это не кто убил Литвиненко, а как найти противоядие от того политического яда, который распространил убийца.
|