Секретный замысел Ирана: летнее наступление с целью изгнания американцев из Ирака
Саймон Тисдолл, The Guardian,
перевод - Inopressa, 23.05.07г.
По словам представителей США, Иран тайно укрепляет связи с ячейками "Аль-Каиды" и военизированными группировками арабов-суннитов в Ираке, готовясь к летней демонстрации силы против войск коалиции, которая призвана склонить амбивалентно настроенный Конгресс США к решению о полным выводе войск из Ирака.
"Иран ведет в Ираке войну чужими руками – осуществляет крайне опасную политику. Иранцы уже ежедневно ведут военные действия против сил США и Великобритании, – предостерегает некий высокопоставленный представитель американской администрации в Багдаде. – Иран стоит за целым рядом громких нападений и терактов, призванных подорвать дух США и Великобритании – например, за ракетным обстрелом дворца в Басре и "зеленой зоны" в Багдаде. Атаками руководят "Стражи исламской революции", напрямую связанные с руководством Ирана".
По словам этого источника, командование американских войск готовится к общенациональному, срежиссированному Ираном летнему наступлению, в котором наряду с шиитскими военизированными группировками – союзниками Тегерана – примут участие агенты "Аль-Каиды" и суннитские повстанцы. Иран надеется, что эта операция повлечет за собой политический мятеж в Вашингтоне и заставит США вывести войска. "Мы ожидаем, что и Иран, и "Аль-Каида" попытаются активизировать пропаганду и поднять насилие на новый уровень перед сентябрьским докладом Петреуса", – сказал источник, подразумевая, что в сентябре командующий воинским контингентом США генерал Дэвид Петреус будет отчитываться в Конгрессе о результатах спорного решения президента Буша по "усилению" безопасности в Ираке путем направления туда на полгода 30-тысячного подкрепления.
"С их стороны проявления насилия, очевидно, возрастут. В Ираке есть значимый латентный потенциал для войны, особенно тот, что спонсируется Ираном. Они могут усиливать свой натиск по желанию, когда им захочется. Это чувствуется по передислокации сил, по крупным запасам иранского оружия, которые мы обнаруживали за последние пару месяцев. Отношения Ирана с группировками типа "Аль-Каиды" весьма изменчивы", – заметил источник.
"Часто все решают отдельные люди, а люди склонны лавировать. Например, так называемые "организации сопротивления" арабов-суннитов пользуются идеологией джихадистов-салафистов в своих частных интересах. Но сам факт связей Ирана с "Аль-Каидой" внушает зловещие опасения".
Иран поддерживал тесные связи с политическими партиями и военизированными группировками иракских шиитов, но прежде чурался сотрудничества с "Аль-Каидой" и суннитскими повстанцами.
Теперь официальные лица США утверждают, что имеют убедительные доказательства того, что Тегеран изменил тактику, почуяв шанс одержать победу в Ираке. Параллельно, по их словам, имеются и подтверждения того, что Иран отказался от своей прежней политики в отношении Афганистана и начал поддерживать, в частности путем снабжения, кампанию талибов против сил США, Великобритании и других государств-членов НАТО.
По словам высокопоставленного багдадского источника, стратегия Тегерана, призванная дискредитировать меры США по усилению безопасности в Ираке и спровоцировать в Конгрессе решительное восстание против Буша, выйдет за пределы шиитского юга, традиционной сферы иранского влияния, и будет применяться по всей стране. Она включает более слаженные действия совместно с шиитскими группировками типа "Армии Махди" Муктады ас-Садра, а также с поддерживаемыми Сирией организациями арабов-суннитов и с "Аль-Каидой" в Месопотамии. Иран также расширяет контакты с самыми разными военизированными группировками и политическими организациями, в том числе курдскими партиями, – например, с Патриотическим союзом Курдистана, который вообще-то поддерживает США.
"Их стратегия принимает во внимание все эти различные партии. Иран делает ставку на все эти разные фракции, чтобы максимально увеличить свое влияние в будущем, а также создать максимум сложностей для США и Великобритании. Его сообщник – Сирия, позволяющая такфиристам (фундаменталистам, исповедующим салафистскую идеологию джихада) переходить границу", – заявил источник.
Решение о нанесении американцами любого ответного удара по Ирану на его собственной территории может быть принято лишь на самом высоком политическом уровне в Вашингтоне, отметил источник. В то же время он дал понять, что терпение США истощается.
Выступив с предостережением, что США "с непоколебимой решительностью" нанесут энергичный ответный удар, где бы американцам ни бросили вызов иранские бойцы-марионетки или агенты внутри Ирака, источник сослался на историю с пятью предполагаемыми членами подразделения "Аль-Кудс" корпуса "Стражей исламской революции", которые были задержаны в январе в Ирбиле. Несмотря на бурные протесты Тегерана, утверждающего, что эти люди являются дипломатами, они до сих пор не освобождены.
"Тегеран словно бы играет в тотализатор на скачках. Он ставит на всех лошадей в забеге, даже на тех, кому ничуть не доверяет, – полагает высокопоставленный представитель администрации в Вашингтоне. – Они не знают, каков будет исход событий в Ираке, и потому стараются подстраховаться, делая ставки на всех сразу".
Представитель администрации также утверждал, что, несмотря на недавние шаги США и Великобритании в сторону Сирии, это государство по-прежнему тесно сотрудничает с Ираном в области иракской стратегии.
По его словам, "80-90%" иностранных джихадистов, попадающих в Ирак, приходят с сирийской территории.
Как отмечают представители американской администрации, несмотря на недавние дипломатические контакты и договоренность о проведении двусторонних переговоров на уровне послов на следующей неделе в Багдаде, враждебные действия Ирана не утихают: в том числе, он продолжает поддерживать и финансировать насильственные действия, контрабанду оружия и обучение боевиков.
"Иран делает вечным порочный круг сектантской кровавой розни, поддерживая внесудебные расправы и ячейки убийц. Членов иракских военизированных группировок и повстанческих организаций переправляют в Иран для обучения, а потом помогают им пробраться назад в Ирак. Мы располагаем многочисленными уликами, происходящими от самых разных источников. Оспаривать их невозможно. Это реальный факт", – отметил высокопоставленный представитель багдадской администрации США.
Пытаясь вынудить американцев к отступлению, "ястребы" в руководстве Ирана также надеются нанести США унизительное поражение в сферах политики и дипломатии, которое приведет к уменьшению влияния Вашингтона в регионе, одновременно повысив влияние Тегерана.
Но, продолжал источник, если Ирану удастся "преждевременно" вытеснить из Ирака силы США и Великобритании, самым вероятным результатом станет "колоссальная гуманитарная катастрофа" и, возможно, локальная война, в которую будут втянуты арабо-суннитские государства Персидского залива, Сирия и Турция.
Но, как подчеркнул высокопоставленный источник в администрации, несмотря на все эти опасения – а возможно, и благодаря им, – США рады шансу на диалог с Ираном. "Наша повестка дня на переговорах начинается с вопроса о защите наших сил в Ираке", – отметил он. Но есть также много других связанных с Ираком вопросов, которые следует обсудить. Опыт недавнего давления на Иран, по его словам, показал, что на поведение Тегерана все-таки можно влиять: "Прошлой зимой им буквально сходили с рук убийства". Но более жесткие действия сил безопасности в Ираке против иранских агентов и их сетей, направление в Персидский залив дополнительной флотилии во главе с авианосцем, а также резолюции Совета Безопасности ООН по наложению санкций заставили Тегеран задуматься, заметил источник.
Вашингтонские аналитики и обозреватели предсказывают, что доклад генерала Петреуса Белому дому и Конгрессу в начале сентября станет поворотным моментом в истории войны, которая длится четыре с половиной года, – а от выводов доклада зависит решение о выводе войск либо продолжении "политики усиления". Большинство демократов и многие республиканцы в Конгрессе считают, что в Ираке идет гражданская война и что дальнейшее присутствие воинского контингента мало что даст. "Политики больше не хотят этого. Все кончено", – заметил бывший сотрудник администрации Буша.
Недавно один из высокопоставленных советников генерала Петреуса доложил, что "политика усиления" обуздала насильственные действия, особенно убийства по мотивам сектантской розни, в районе Багдада и провинции Анбар, населенной в основном суннитами. Но, как признал советник, очаги напряженности частично просто сместились в другие районы, "что привело к всплескам насилия в Дияле (на севере) и некоторых местностях к югу от столицы". "В среднем по стране напряженность на том же уровне, как и в феврале, когда начала применяться политика усиления".
Официальные представители Ирана категорически отрицают обвинения, выдвигаемые против них США и Великобританией, в причастности к внутренним насильственным действиям в Ираке и нападениям на силы коалиции. В недавнем интервью в Тегеране Мохаммад Реза Багери, заместитель министра иностранных дел, курирующий отношения с арабскими странами и непосредственно отвечающий за политику Ирана в отношении Ирака, заявил: "Мы считаем, что немедленный вывод сил коалиции – это в интересах как самих оккупантов, так и иракского народа".
|