РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Главный враг – внутренняя крамола

Павел Люзаков, для CHECHENPRESS, 19.05.07г.

 

Странные вещи происходят в России. Живет себе человек, работает, имеет семью, вдруг задерживают его органы МВД. Вроде как регистрация не в порядке. Просрочена. Но это не криминал, а всего лишь административное нарушение. А потом внезапно этот человек пропадает и оказывается где-нибудь в Таджикистане или Узбекистане. В тюрьме. И приговаривают его там к какому-то невероятному сроку: 8, 16, 18 лет заключения.

Или вот такая история. Правозащитный центр «Мемориал» работает с жалобами осужденных по делу религиозной организации «Хизб ут-Тахрир». Осужденных лишь за причастность к этой организации. При этом возникает естественный для правозащитников вопрос: а правда ли, что эта организация террористическая? Потому как никаких доказательств этого нет, есть лишь постановление Верховного Суда РФ о том, что она террористическая. А доказательства где? Нету. И вот лишь за обсуждение этого вопроса на сайте правозащитного центра «Мемориал» прокуратура выносит постановление о том, что теперь уже и сам «Мемориал» занимается экстремизмом. А тут уже недалеко и до судебных санкций. «Мемориал» организация законопослушная, она пытается судится, но решения ВС об организации «Хизб ут-Тахрир» обжаловать не позволяют.

А у «Мемориала» начинаются какие-то непонятные проблемы и неприятности. Проверки одна за другой, то МВД, то прокуратура, то финансовые органы. «Мемориал» судится, а представитель ФСБ в суде заявляет, что правозащитники занимаются антигосударственной деятельностью и защищают террористов! И не только у «Мемориала» проблемы. Правозащитная организация «Гражданское содействие» защищает интересы чеченской девушки Зары Муртазалиевой, незаконно осужденной на 8 лет лишения свободы. Нормальная правозащитная работа. Но вот на основании того, что Муртазалиева осуждена «за терроризм», правозащитников начинает проверять РУБОП на предмет причастности к террористической деятельности!

Проверяют долго и дотошно. Разумеется, никаких компрометирующих материалов нет. Сотрудник РУБОПа, которому самому было понятно, что занимается он откровенной ерундой, признается, что вся эта проверка затеяна «по просьбе ФСБ». После РУБОПа с проверками приходят по очереди УБЭП, УБОП и снова прокуратура…

Обо всех этих неприятностях правозащитники рассказали на прошедшей 14 мая в Независимом пресс-центре конференции, посвященной такой странной теме: «ФСБ вмешивается в нашу жизнь». Выступали один из руководителей «Мемориала» Олег Орлов, председатель «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина, известный правозащитник Эрнст Черный. Приводили факты. Множество фактов незаконного вмешательства в общественную жизнь России Федеральной службы безопасности. Преступного вмешательства.

Абдулазиз Бойматов, гражданин Узбекистана, верующий мусульманин, опасаясь преследования со стороны узбекских властей, проживал в России. На родине на него завели дело по ст. 159 УК Узбекистана («Посягательство на конституционный строй»). Это стандартное обвинение в Узбекистане для лиц, преследуемым по религиозным мотивам. Весной 2006 года Бойматов был задержан, однако Генпрокуратура РФ отказала в выдаче его узбекским властям. И вот 25 апреля сего года Бойматов был вызван к начальнику Нижнесергинского РОВД Свердловской области и больше родственники о нем ничего не слышали. Комитету «Гражданское содействие» удалось связаться с женой Бойматова – гражданкой РФ Дилярой Нуриевой, она сообщила, что 26 апреля в 9.50 ее муж позвонил ей и сказал, что его отправляют в Узбекистан. Вот так в России похищают людей и отправляют на расправу вопреки решению Генпрокуратуры.

Есть письменные доказательства этого. Зам. Начальника УВД Наманганской области С.Г. Сотиболдиев обратился с письмом к Красноуфимскому межрайонному прокурору Свердловской области Г.А. Иванникову. Копия этого письма есть в Комитете «Гражданское содействие» и «Мемориале». В этом письме Сотиболдиев просит помочь в депортации Бойматова и посодействовать в лишении его гражданства если таковое имеется.

«Мемориал» и Комитет «Гражданское содействие» привел на пресс-конференции и другие факты незаконного задержания на территории России и незаконной выдачи иностранным спецслужбам беженцев из среднеазиатских республик. Так в июле 2003 года в Саратове при освобождении из СИЗО «исчез» Руваждин Рахманов, в выдаче которого Генпрокуратура также ОТКАЗАЛА узбекской стороне. По информации узбекских правозащитников, в январе 2004 года он был осужден в Узбекистане на 8 лет лишения.

21 июля 2004 года в городе Маркс Саратовской области, из дома был похищен неизвестными людьми в масках тесть Рахманова – Маннобжон Рахматуллаев, в выдаче которого также было отказано узбекским властям Генпрокуратурой. А 20 января 2005 года Андижанский областной суд приговорил его к 16 годам лишения свободы. Правозащитникам стало известно, что он был вывезен в Узбекистан самолетом из Самары.

5 октября 2004 года из п. Югра Ханты-Мансийского автономного округа был незаконно арестован и тайно отправлен в Узбекистан Фарход Зулунов. В Нижневартовске его допрашивали сотрудники узбекских спецслужб. После принудительного возвращения на родину он был подвергнут жестоким пыткам, о которых рассказал в суде. В Андижане он был осужден на 18 лет лишения свободы (позднее срок был снижен до 8 лет).

29 июня 2005 года при освобождении из СИЗО города Казань был похищен, доставлен в аэропорт и вывезен самолетом в Узбекистан Алишер Усманов. Генпрокуратура его дело о выдворении не рассматривала, так как он являлся гражданином РФ. Однако за полгода до его похищения его российское гражданство было незаконно аннулировано на основании сфальсифицированных документов. В ноябре того же года Усманов был осужден в Узбекистане на 8 лет лишения свободы.

24 октября 2006 года через московский аэропорт Домодедово был незаконно вывезен в Узбекистан Рустам Муминов, запрос о выдаче которого был также ОТКЛОНЕН Генпрокуратурой РФ. 15 января 2007 года он был осужден в г. Джаркурган Сурхандарьинской области Узбекистана на 5,5 лет лишения свободы. Как известно за государственную границу в России отвечает ФСБ. Никто не может быть перемещен через границу без ведома ФСБ. И уж тем более иностранец. Так что роль российских спецслужб во всех этих незаконных операциях очевидна.

Правозащитник Эрнст Черный рассказал на пресс-конференции о так называемых «шпионских» делах против известных российских ученых Валентина Данилова и Игоря Сутягина. Оба осуждены на длительные сроки лишения свободы, Данилов на 13 лет, Сутягин на 15 лет строгого режима. Группа ученых, известных политиков, правозащитников обратилась к президенту РФ с просьбой о помиловании Данилова и Сутягина, однако власти отказались рассматривать это прошение, так как сами осужденные не признают своей вины. Кроме того, сразу после этого обращения лагерное начальство подвергло политзаключенных изощренному морально-психологическому давлению и административному прессингу. Их систематически стали водворять с штрафной изолятор и помещение камерного типа, чтобы в дальнейшем исключить любую возможность досрочного освобождения. Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла специальную резолюцию по этому делу, однако российские власти продолжают игнорировать как российское, так и западное общественное мнение. Следствие, суд, прокуратура работают в режиме 30-х годов.

Правозащитники были едины во мнении, что раз уж посадки в тюрьму российских ученых стали обычным делом, то пора бы уже воссоздавать знаменитые сталинские «шарашки», в которых трудились по специальности ученые во времена культа личности. Вспомнили также известную самую первую шуточку Путина о том, что «внедрение группы сотрудников ФСБ в правительство прошло успешно». Уже тогда, по словам правозащитников, кто-то смеялся, а у кого-то мороз по коже…

Выступила на пресс-конференции и мать арестованного в Москве Умара Батукаева. Умар был задержан 8 мая по обвинению в терроризме вообще без каких бы то ни было оснований. Вечером, в 20 часов 20 минут он позвонил матери и сказал, что за его машиной идет открытая слежка. Затем Умар остановил машину и спросил у преследователей, почему они следят за ним. Его затолкали в машину и больше мать с ним не могла связаться. 10 мая она увидела как ее сына привезли в суд, его буквально тащили под руки двое в масках, а сам Умар был практически без сознания.

По словам Фатимы Батукаевой в ее квартире был устроен обыск, причем пришедшие сотрудники говорили, что по их сведениям здесь находится база террористов. Однако ничего не нашли и к счастью ничего не принесли с собой. Изъяли только записные книжки и телефон. Сейчас Умар содержится в Лефортово и состояние его здоровья явно критическое. Во время суда по мере пресечения к Умару вызывали скорую помощь и врачи говорили, что ему явно ввели какие-то препараты и спрашивали у представителей ФСБ, какие именно были применены препараты. Фатима сама слышала ответ зам. Начальника 3-го следственного отдела ФСБ по фамилии Савицкий, он говорил врачам, что какие-то таблетки давали, но какие он не скажет.

В завершении пресс-конференции на вопрос одного из корреспондентов с какой целью ФСБ так бесцеремонно и нагло нарушает российские законы, Эрнст Черный процитировал начальника Управления конституционной безопасности ФСБ Геннадия Зотова, который в интервью Независимой газете 20.11.98 сказал буквально следующее: «По ряду объективных, связанных с фундаментальными особенностями России, причин в ней всегда особое внимание уделялось защите государства от «внутренней крамолы», то есть, говоря современным языком, от угроз безопасности в социально-политической сфере, ибо «внутренняя крамола» для России всегда была страшнее любого военного вторжения.

Вот что, по его мнению, следует искоренять. Вот с чем героически сражаются чекисты. С крамолой. Насаждая страх.