РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Ахмед Закаев: «Путин перестал быть исключительно чеченской проблемой»

CHECHENPRESS, 14.05.07г.

 

После появления обращения британских и европейских представителей к Путину, ГИА Чеченпресс обратилось к Министру иностранных дел Чеченской Республики Ичкерия Ахмеду Закаеву с просьбой прокомментировать ситуацию и ответить на ряд вопросов. Чеченпресс публикует текст интервью с Ахмедом Закаевым.   

Интервью Министра иностранных дел ЧРИ Ахмеда Закаева Государственному информационному агентству Чеченпресс.

ЧП: Ахмед, как стало известно, ряд представителей британской элиты обратились к президенту РФ Путину с призывом положить конец военными преступлениями в Чечне. Это не первое подобное обращение к Путину и на Западе хорошо осведомлены, что Путин сам автор и организатор этих преступлений, и главный ответственный за происходящий в Чечне геноцид. На ваш взгляд, что значит это обращение? Это дежурный призыв в ряду предыдущих для имитации очередной «озабоченности»? Это, зная слабость позиции Путина в чеченском вопросе, стремление, спекулируя чеченской проблемой, в очередной раз выторговать в своих интересах какие-то политические и экономические уступки от России? Или это реальное предупреждение Путину, и после него могут быть какие-то меры по принуждению России к соблюдению законов на территории оккупированной Чечни?

А. Закаев: Прежде всего, хочу выразить благодарность всем подписантам данного обращения, а также всех предыдущих обращений. Если бы не было понимания того, что главный ответственный за происходящее в Чечне Путин, то и обращаться к нему не было бы смысла. Какая бы по очереди не выражалась «озабоченность», она всегда является довольно серьезным шагом в политике. Поскольку люди, чьи подписи стоят под этим обращением, не состоят в правительстве, которое могло бы лоббировать чьи-то бизнес интересы, можно смело сказать, что здесь мы не имеем дело с попытками выторговать какие-то политические или экономические уступки от России. Я считаю, что инициатива представителей британской общественности услышана и российским руководством, и западно-европейскими правительствами. Россия может не прислушаться к данному обращению, но она не может не считаться с позицией европейских руководителей, которые, в свою очередь, не могут не прислушаться к настроениям общественности.

ЧП: С чем связано появление этого обращения именно сейчас? Имеет ли оно связь с обостряющимися отношениями ЕС с Россией по поводу ее вмешательства в европейские проблемы, в первую очередь, вмешательство, используя рычаги в ООН, в  проблему урегулирования в Косово?

А. Закаев: Насколько я понял, это обращение приурочено к началу последнего года президентства Путина. В то же время, отрадно, что Путин перестал быть исключительно чеченской проблемой, грубо и контрпродуктивно вмешиваясь в европейские проблемы в том числе в проблему урегулирования в Косово. Мне кажется, многое, что происходит в Европе носит симптоматичный характер и свидетельствует явно не в пользу кремлевского режима.

ЧП: Что можно сказать о главных инициаторах этого обращения? Они ранее принимали какое либо участие в попытках урегулирования в Чечне?

А. Закаев: Такие имена, как Андрэ Глюксман и Френк Джад, наверное, известны любому рядовому чеченцу. Они с самого начала путинской античеченской войны последовательно выступают за немедленное прекращение насилия над чеченским народом. Хотел бы сказать отдельно об Иваре Амундсене, дружбой с которым я горжусь. Это успешный норвежский бизнесмен и, я бы сказал, не менее успешный политик. Ивар Амундсен был в числе тех, кто заставил западно-европейских политиков жестко вмешаться в преступную войну Сербии против боснийских мусульман. Он хорошо известен в руководящих кругах ООН и Европейского Союза. Ивар Амундсен поддерживает дружеские связи с бывшим президентом Финляндии Ахтисиари, который в наши дни по поручению Совета Безопасности ООН готовит проект по косовскому урегулированию. Ивар Амундсен считает, что там беспредел, который Россия творит в Чечне не может быть далее терпим и требует решительного вмешательства со стороны демократического мира.

ЧП: Последний вопрос. Во Франции на президентских выборах победил Николя Саркози. В ходе предвыборной гонки Саркози утверждал, что потребует от России соблюдения прав человека в Чечне. Это заявление вызвало раздражение у российской стороны. Наряду с этим, после объявление итогов выборов, российские политики высказывают удовлетворение избранием Саркози, и заявляют, что его президентство будет способствовать взаимопониманию между Францией и Россией. Франция приняла большое количество чеченских беженцев и заинтересованность Франции в урегулировании в Чечне закономерна. Каких шагов можно ожидать от нового руководителя Франции, если его заявление не останется предвыборным обещанием, и почему россияне утверждают, что они довольны его избранием?    

А. Закаев: Если что-то раздражает воюющую против нас сторону, то это должно, по меньше мере, удовлетворять нашу сторону, Николя Саркози, как опытный политик, делая то или иное заявление, считается с общественным настроением. Неоднократное упоминание чеченской темы в предвыборной кампании говорит о тех симпатиях, с которыми большинство французов относится к чеченцам. Я лично желал, чтобы президентом Франции стал именно Николя Саркози, хотя бы из-за упомянутого Вами заявления. Что касается послевыборных российских комментариев, то это естественно. Российская пропаганда обязана трактовать вещи в пользу правящего режима, даже если они на сто процентов против проводимой российским руководством политики