РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

ЮКОС развален, конец путинского грабежа

Лорэн Милло, Liberation, перевод - Inopressa, 12.05.07г.

 

"Прощать обиды", "быть терпимым"... Даже Михаил Ходорковский в своей сибирской тюрьме, похоже, по-философски смотрит на окончательный развал ЮКОСа, из которого он сделал ведущую нефтяную компанию. В эту пятницу последний символ былого могущества ЮКОСа – офисное здание, которое Ходорковский построил в 2002 году в центре Москвы, будет продано на торгах, без сомнения, "Роснефти" – нефтяной компании, прибравшей к рукам в последние месяцы большую часть активов ЮКОСа.

Грабеж

В этот четверг "Роснефть" купила выставленный на торги один из последних крупных лотов, "Самаранефтегаз", а также три нефтеперерабатывающих завода. Сеть, в которую входят более 500 АЗС ЮКОСа, досталась небольшой неизвестной компании "Юнитекс", предположительно, связанной с "Газпромом" – полугосударственной компанией, поделившей с "Роснефтью" наиболее лакомые куски ЮКОСа.

Таков конец крупнейшего грабежа путинской эпохи, проходящего в атмосфере практически всеобщего безразличия при соучастии многих западных компаний, которые, как вчера Shell, участвовали в этих торгах, скроенных российским государством. Бывшая в 2003 году государственной компанией второго сорта, "Роснефть" сменила ЮКОС на позиции лидера российского нефтяного сектора, достигнув объема добычи 2 млн баррелей в день.

В июле 2004 года председателем совета директоров "Роснефти" стал один из наиболее приближенных советников Владимира Путина – Игорь Сечин, который, как и президент, выходец из КГБ. И это наводит на мысль о том, что передача активов ЮКОСа "Роснефти" выгодна небольшой группке высокопоставленных фигур из ближайшего окружения Путина. Даже Ходорковский, которому грозит второй процесс, могущий увеличить его восьмилетний срок заключения в лагере, похоже, смирился со своей участью. "Моя личная судьба все-таки частность, – пишет он в письме, опубликованном вчера "Новой газетой". – Результат личной мстительности".

"То, что российское государство захотело увеличить свою роль в нефтяном секторе, это нормально, – считает Наталья Мильчакова, начальник отдела фундаментального анализа ФК "Открытие", как и другие российские аналитики, больше озабоченная ценой акций, чем политической борьбой. – Все страны-экспортеры сырья делают то же самое. "Роснефть", безусловно, воспользовалась государственными средствами для приобретения активов ЮКОСа и усиления собственных позиций, но "Роснефть" – не плохая компания, она даже лучше ЮКОСа следит за использованием средств, именно это важно для будущего".

Аналитик ИК "Атон" Артем Кончин идет еще дальше: "Восхождение "Роснефти", безусловно, совпадает с проявленным Путиным политическим желанием вернуть контроль над российскими энергетическими ресурсами. В Норвегии или странах Латинской Америки ресурсы тоже находятся под контролем государства. "Роснефть" – эффективная компания, очень отличающаяся от "Газпрома". "Газпром" находится в положении монополиста и преследует собственные цели, скорее политические, чем экономические. К "Роснефти" это не относится, и она не менее прозрачна, чем ЮКОС, особенно после своего выхода на Лондонскую фондовую биржу".

Легитимность

Захватив с помощью Кремля активы ЮКОСа, руководители "Роснефти" ухитрились в июле 2006 года вывести своего нового чемпиона на Лондонскую биржу. Компания получила 10,6 млрд долларов, что позволило частично финансировать приобретение активов ЮКОСа, купив легитимность за счет западных инвесторов. В 2006 году акции "Роснефти" поднялись на 20%, став новогодним подарком для руководителя "Роснефти" Сергея Богданчикова, пообещавшего, что в 2007 году рост будет "не меньше".

Но более всего в этом переходе активов ЮКОСа к "Роснефти" потрясает соучастие западных компаний, работающих в России. Немного повозмущавшись в 2003 после ареста Михаила Ходорковского, иностранные инвесторы в России скоро забыли о своем бывшем товарище, которого некогда называли образцом "прозрачности".

Статисты

В марте 2006 года, спустя несколько месяцев после вынесения приговора Ходорковскому, именно консорциум западных банков во главе с активно развивающимся в России банком Societe generale потребовал признать ЮКОС банкротом, ускорив его крах. "Суки", – прокомментировал их действия бывший руководитель ЮКОСа Виктор Геращенко. В марте 2007 года ВР через свой российский филиал TNK-BP выполнял роль статиста на торгах, позволивших "Роснефти" приобрести крупный лот. В апреле итальянские компании Eni (нефть) и Enel (электричество) совместно с "Газпромом" купили другой лот. И вот вчера Shell и TNK-BP снова создавали массовку на торгах, где продавались АЗС.

"Все прекрасно знают, как работает бизнес в России, – объясняет Екатерина Кравченко, аналитик московской компании "Брокеркредитсервис". – Для всех иностранных компаний, вне зависимости от природы режима или способа распределения ресурсов. Для них главное – добраться до этих ресурсов, и они надеются сделать это, сотрудничая с властью".