Несчастья противоракетной обороны
The Wall Street Journal , перевод - Инопресса, 28.04.07г.
ПРО была одним из тихих успехов администрации Буша – начиная с достигнутых путем переговоров похорон Договора по ПРО эры холодной войны до исходных наземных размещений элементов новой системы. Однако прогресс находится под угрозой из-за оппозиции в России и в конгрессе, и именно тогда, когда ПРО действительно может потребоваться нам для защиты от Ирана и ему подобных.
Диспут разворачивается вокруг предложения США по расширению ПРО в Европе. Чешская республика выразила заинтересованность в предоставлении места для размещения радара, а Польша обдумывает возможность размещения перехватчиков, которые будут уничтожать атакующие ракеты.
Будучи связанными с модернизированными радарами в Великобритании и Гренландии и с командно-контрольной системой в штате Колорадо, польские и чешские объекты смогли бы защитить Европу от ракет большой дальности из Ирана. Также они обеспечили бы дополнительный уровень обороны для восточного побережья Америки. Как ожидается, к 2015 году или даже раньше у Тегерана будут ракеты большой дальности, и, так как мир, похоже, не может набраться смелости остановить ядерную программу Ирана, ПРО, казалось бы, должна быть логичным – и срочным – приоритетом.
Если бы только это было так. После того, как Варшава и Прага объявили о переговорах с США, некоторые европейцы, особенно французы и немцы, обвинил США в односторонних действиях. Москва назвала предлагаемый щит ПРО "дестабилизирующим", а демократы в конгрессе пообещали "убить" его. Конгрессмен Эллен Таушер, председатель подкомитета палаты представителей по стратегическим силам, выступает против запроса Пентагона выделить 310 млн долларов для начала возведения щита в следующем году.
Аргументы против "третьей площадки", как называют польско-чешский вклад – это осовремененная версия риторики рейгановских лет, направленной против "звездных войн". Таушер утверждает, что система ПРО еще не прошла "всех испытаний", а исходная система, которую администрация Буша разместила на Аляске и в Калифорнии – а сейчас хочет расширить ее на Европу – не является финальным вариантом, и в ее развитии предполагается следовать модели военного самолета-шпиона JSTAR и беспилотного самолета-шпиона Predator. Оба находились в экспериментальной фазе разработок, когда их пустили в эксплуатацию во время войны в Персидском заливе и Афганистане соответственно. Система ПРО постоянно испытывается и модернизируется.
Критики также утверждают, что "третья площадка" не защитит всю Европу от иранских ракет, и ее южные рубежи останутся уязвимыми. Однако цель этих объектов – защищать от ракет с дальностью более 1,5 тыс. км, а это означает, что для Греции, Турции, Румынии и Болгарии никакой конкретной угрозы со стороны ракет большой дальности нет. Иранская угроза для южной Европы – это ракеты средней дальности и ракеты малой дальности, которые требуют иных мер обороны, и США готовы сотрудничать с отдельными странами, а также с НАТО для размещения системы Patriot и других систем, предназначенных для обороны от этих ракет.
Возражения Москвы заключаются в том, что "третья площадка" каким-то образом нацелена на применение против российских ракет. Это неправда – и россияне это прекрасно знают, потому что американские чиновники неоднократно информировали их о функционировании системы, и даже предлагали накрыть зонтом ПРО и Россию, однако пока Москва это предложение отвергает.
Никто не верит, что 10 перехватчиков, размещенных в Польше, смогут сдержать тысячи ракет, имеющихся в арсенале России, и в какую игру играет Москва в данном вопросе, неясно. Возможно, она надеется не допустить распространения американской ПРО на Грузию и другие бывшие советские республики, или, может быть, она видит возможность вбить клин между Вашингтоном и Польшей, правительство которой уже столкнулось с критикой по поводу роли Польши в Ираке.
Демократы утверждают, что "третья площадка" провоцирует раскол среди наших европейских союзников и поэтому должна получить единогласное одобрение всех членов НАТО – все участники должны прийти к консенсусу, а это означает "поцелуй смерти".
Но с какой стати двусторонние соглашения между США и суверенными государствами Польша и Чешская республика должны требовать одобрения НАТО в то время, как такого одобрения не требуется для американских соглашений по размещению радаров на территории Дании и Великобритании? Или для соглашений с Германией, Нидерландами и Италией, или соглашений по другим типам ПРО? В любом случае, НАТО может получить тактическую ПРО, которую можно использовать для защиты от ракет средней и малой дальности.
Иран – не единственная потенциальная ракетная угроза. Баллистическими ракетами обладают более 20 стран, включая Северную Корею и Сирию, и их распространение наверняка продолжится. "Третья площадка" – это часть видения администрации Буша в отношении системы ПРО с глобальным охватом. После выхода США из Договора по ПРО в 2002 году страны выстраиваются в очередь, чтобы попасть под новый зонт ПРО. США и их союзникам под ним безопаснее.
|