РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Речь, действительно, не о караване…

Сайхан Умаров, для CHECHENPRESS, 24.04.07

 

Редакция ГИА Чеченпресс в рамках дискуссии предоставляет разным авторам возможность для отражения различных взглядов на проблемы волнующие чеченское общество. Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции и не отражать официальную позицию государственных структур ЧРИ. При этом, призываем всех авторов, если они хотят иметь возможность в дальнейшем высказываться на страницах Чеченпресс, воздержаться от личных нападок на оппонентов, придерживаться норм Ислама,  вайнахской этики и общепринятых правил приличия.  

Письмо С. Умарова публикуется с сокращениями.    

Прежде всего, должно быть стыдно тем, кто знает чеченский язык и использует французскую транскрипцию названия Ассоциации «Марша дог1ийла». Это долгий филологический спор, тем более, не думаю, что французы позволили бы себе вот так высмеивать ошибки в произношении и написании их слов. Постараемся быть более этичными.

Уже ни для кого не секрет, что речь, действительно, идет не о французском караване, как теперь говорит  А.Идигов, начавший скандал на чеченских сайтах, а  взаимоотношениях чеченского политического бомонда.

Это не первый случай, когда господин Идигов, затрагивая какую-нибудь незначительную тему, начинает делать из этого кампанию, привлекая к этому знакомых и незнакомых, и требуя подключиться к «дискуссии».

То же самое произошло и с «Караваном». 23 февраля двое французов в своей беседе на французском радио высказали два различных мнения по поводу «Каравана», направляющегося на Кавказ. Эту обычную дискуссию европейцев уже 8 марта А.Идигов перевел во внутри - чеченский скандал с антифранцузским оттенком. Он распространяет письмо «Караван поддержки коллаборационистов» и провоцирует целую кампанию с гневными протестами, сборами подписей и откровенными оскорблениями в адрес организаторов проекта.

Затем, 14 апреля уже выступает в роли мудрого разводящего и третейским судьей, подводящего итоги диалога двух французов, которые, скорее, и не подозревали, во что выльется их  дискуссия, начатая в поисках лучшей модели для помощи чеченцам. Но Идигов с легкостью превращает ее в  скандал на чеченских сайтах.

Оскорбления, спровоцированные Идиговым в адрес тех, кто еще с первой войны оказал неоценимую поддержку чеченскому народу, он призывает не воспринимать всерьез и видеть за этим «отчаяние людей, потерявших веру в справедливость».

Позже позволяет себе  ревизировать  моральные качества  группы поддержки каравана, обратившихся с «Открытым письмом»,  речь в котором не  идет «лишь об осуждении  ими  неких «лживых и хамских атак» и «пустых оскорблений и клевете», появившиеся на ряде веб-сайтов». 

Тоном строгого, но «справедливого» судьи, он раскрывает идейную суть «караванщиков», которые использовали выражения  «война в Чечне», « с самого начала вооруженного конфликта в Чечне», когда по его мнению должны были сказать: «русско-чеченская война» и «русско-чеченский конфликт»!

Далее он восклицает: «…они поддерживают Кремль в  русско–чеченских отношениях, который стремится обвинить во всем происшедшем чеченский народ. Думают ли все авторы «открытого письма» таким же образом?»

Дальше Идигов утверждает: «Понятно, что речь о марионетках, и авторы «открытого письма» говорят о признании ими марионеточного руководства! Не понятно только почему они думают, что им при всем этом должны верить, когда они  утверждают, что «ни в коем случае невозможно сомневаться в  искренности солидарности всех участников каравана по отношению к чеченскому народу». За всех сказать трудно, но вопросы к организаторам каравана есть, как и к подписантам «открытого письма».

Конечно же это жалкая спекуляция! Следуя этой логике, через каждые три слова можно подлавливать человека, а все эти «измышления» здорово напоминают недавние времена, когда в одной известной нам стране человека репрессировали за то, что он не сказал, но,  по мнению следователя, мог подумать.

Почему Идигов решил выступить в этой роли?
«Создается мнение о том, что есть и иная позиция в вопросе о чеченской государственности» - наконец-то Идигов догадался, что у кого-то может быть и другая позиция, и, «что развернувшийся спор противников каравана « Маршо Догийла», и сторонников этого мероприятия лежит в иной плоскости. Речь идет, прежде всего, о чеченской государственности, восстановленной по праву в соответствии с международным правом в 1991году».

Знание международного права следовало бы применить прежде всего на практике, а не в дискуссиях с теми, кто действительно что-то делает для ЧРИ. Мы же видим игру слов и  серую риторику, вместо логики и эффективных действий.

Если в нашей Конституции  речь о праве жить свободно в своем собственном государстве,  то оказавшись  в Париже,  речь уже идет о праве жить… в другом свободном государстве, - какая трансформация понятий! При этом делается оговорка «временно», не раскрывая мандата нашего пребывания.

Стоило ли поднимать такой шум, сопровождать это оскорблениями и бестактными обвинениями в адрес друзей, которым мы многим обязаны? Стоило ли поднимать такую панику среди беженцев?

К сожалению, мы не заметили даже доли такой активности со стороны Идигова, когда идет речь о выдаче тела А.Масхадова, о требовании суда над убийцами З. Яндарбиева, других громких акциях, где требуется поддержка и единство действий.  Сегодня простая беженка из Берлина, чеченская женщина Рубати организует акцию по сбору подписей. Вот где пригодились бы голоса «тысяч чеченских беженцев», протестующих против «Каравана».

Из Парижа, Берлина, Вены, Брюсселя люди спрашивают, правда ли, что французские власти готовят чеченцев из Франции к депортации? Затем появляются обращения и заявления,  сбитых с толку людей. 

Считаю, что безнравственно играть чувствами людей, психологическое состояние которых, далеко от нормального, учитывая все, что они успели пережить.
«Интересно, с какими чеченцами, и с какой чеченской диаспорой люди из проекта «Кавказский Вавилон» сотрудничали, если позволяют себе  делать такие «ошибки» при написании чеченских слов, которые созвучны с оскорблениями в адрес чеченцев?» - недоумевает далее автор.

Члены Ассоциации «Марша дог1ийла» знают чеченцев задолго до знакомства с Идиговым. Они ездят в Чечню с первой войны, отдавая дань уважения культуре, нравам, красоте нашего народа, стараясь заучивать отдельные слова и фразы, приводя в восторг чеченцев, которые никогда не делали замечаний на их произношение, а тем более, не смеялись над акцентом.

Од Мерлин, участница «Каравана», профессор, автор десятка книг по Чечне, всегда приветствует чеченцев «Марша дог1ийла! Г1уллакхаш муха ду? Дала аьтто бойла вай! Дала декъала йойла Нохчичоь!»

Она со своими друзьями выучила несколько чеченских песен и с удовольствием их поет. И никто не сомневается в ее искренности и искренности ее друзей!

А нелицеприятные оценки французской общественной деятельности, как ителлектульная ограниченность и моральная ущербность,  оставим на совести некоего Антони Клейна, «работающего» более 25 лет в системе Организации Объединенных Наций.

Такая же история с Планом обусловленной независимости, хотя План был принят Президентом и Главнокомандующим А. Масхадовым. В поддержку Плана подписалось более 20 000 европейцев.  Выждав почти год, именно когда компания по сбору подписей стала набирать обороты, Идигов  не только критически отнесся к этому документу, как официальное лицо (в частном порядке – пожалуйста), но и назвал его предательским.

По какому праву? Почему? Что же чеченский МИД, американский комитет, депутаты Европарламента и европейские политические институты, глупее чеченского депутата? И от его компетентности зависит судьба чеченского Сопротивления? Жертвы, которые приносятся за  Свободу зависят от компетентности «идиговых»? Кто должен дать политическую оценку таким действиям, согласно законам военного времени? Что предусматривает Конституция ЧРИ насчет противоправных действий официальных лиц против политики государства, которое они представляют?

В своем последнем обращении к европейским лидерам за 9 дней до своей гибели, А. Масхадов снова просит рассмотреть этот План (www.chechen.org  - 08.03.2007 г.)

«В отличие от господ У. Ханбиева и И. Ахмадова, которых твердо поддерживал французский Комитет Чечени, но отстраненные от должностей иерархией из-за отсутствия в их деятельности нужной эффективности. Спросите, кто писал декларации, которые господа У. Ханбиев и И. Ахмадов, произносили в Комиссии по правам человека или в другом месте? Здесь, в Женеве, все знают, кто это делал» - согласятся ли с этим господа Ханбиев и Ахмадов?

«Политически они не представляют никакого значения, они не публикуют никаких документов или анализа или какого-либо размышления, потому что у них нет ощущения международной политики, и главным образом, в правилах этой игры» - верх неделикатности и цинизма! Это полное игнорирование мирных инициатив А.Масхадова, из-за которых он и поплатился своей жизнью!

«...Знаменитый мирный план Ахмадова - Made in USA, он также подготовлен не им, а Американским комитетом за мир в Чечне (American Committee for Peace in Chechnya ), которым руководил в то время господин Глен Ховард...» - Какая посвященность в глубины деятельности чеченского МИДа и столь же глубокое знание чеченских героев и антигероев!

В чеченском обществе, «знатоком» которого  считает себя автор, категорически недопустимы подобные сравнения одного чеченца с другим, какие бы должности они не занимали в «иерархии»!

В своей частной переписке с госпожой Пуссард, конечно Антони Клейн, может  выражать свое мнение по желанию, но  «...Какое право позволяет вам писать то, о чем вы пишете? Вы проверили то, что написали? Можете ли вы привести доказательство того, что вы написали?»

Эти вопросы господина Клейна, как нельзя кстати,  напрашивается к нему самому.
 «...Я просто чувствую, что это вы не придумали... И наличие некоторого интеллектуального легкомыслия требует объяснений и ставит вопросы к тем, кто дают фальшивую информацию и распространяют совершенно бесконтрольные клеветнические измышления. Мы находим вновь те же самые личности в источнике этих извращений...» - Антони Клейн сам делает вывод, к сожалению, совершенно не осознавая, в какую новую интригу он втянут...

Так почему же  А.Идигов, кем бы он ни был, считает возможным не уважать решение Президента и Главнокомандующего, и даже ставить это себе  в заслугу? Почему он бесконечно позволяет себе  конфликтовать, судить, давать нездоровые оценки, одергивать тех, кто что-то делает? Он критикует депутатов, членов правительства, общественных деятелей, которые один за одним «уходят» в отставку, превратив самого Идигова в «священную корову». В чем причина такой беспомощности самого чеченского политического бомонда, также остается  загадкой… Теперь он взялся  за иностранцев, успев их же и поссорить.

Очевидно, что  вся эта риторика рассчитана на чеченскую публику, но все же, понимает ли Идигов, что комитет по внешним связям этими действиями методично уничтожает эти самые связи, которые создавались еще с первой войны, многими друзьями чеченцев?  В условиях, когда чеченское Сопротивление ожидает от своих политиков за рубежом качественной и серьезной работы, внешнеполитической поддержки и понимания мира, единства и сплоченности, заниматься дорогостоящими пиар-акциями в угоду собственных амбиций, вряд ли позволительно... И вряд ли этого позволили бы те, кто с оружием в руках защищают нашу Родину, проливают кровь, не имея  возможности увидеть то, что здесь «творят» от их Имени!... 

У А. Идигова нет ни одного серьезного исследования и конструктивного предложения по существующей ситуации, он не провел ни одной международно-правовой конференции за все время своего пребывания в Европе, не выдвинул не одной Концепции или Манифеста, под которым подписались бы, хотя бы с десяток европейцев. Мы так и не увидели его работу с официальными международными организациями, пресс-конференций, телевыступлений, репортажей, даже во французских газетах. Будем справедливы. Не забудем и о нескольких случаях  доступа  в коридоры ПАСЕ в Страсбурге, дежурных встреч с отдельными  депутатами, которые из года в год подаются как «серьезные» политические успехи. Затем оформляются в отчеты руководству Сопротивления, где действительно хотят верить хорошим вестям, каждому слову с «большой земли».  Каждая капля крови, каждая жизнь моджахеда отдается в надежде, что за рубежом действует политический фронт Сопротивления, а не арена для примитивных поединков с очередным «караваном»…

Но зато, в начале фильма Флорена Марси, «Ичкери К1енти»,- от крупного плана с Идиговым, в фотографиях на фоне парадного ряда европейских флагов, нам  демонстрируется «плодотворная» деятельность,   рассчитанная на визуальные эффекты земляков-беженцев, все еще желающих верить в чудо чеченской дипломатии.  Его выступления рассчитаны только для чеченских сайтов, они не меняются  по стилю и однообразны,  как и его  фотография  времен «застоя». Любой свой «чих» и «вздох» преподносится им  как официальное мнение руководства ЧРИ. 

Однако, молчаливое согласие тех, кто за рубежом ответственен перед Всевышним Аллахом и Высшим руководством Чеченского Сопротивления, и не реагирует должным образом на эти действия, вызывает  только глубокое сочувствие и отторжение, все большего числа людей. Не этого ли добивается, «хранитель собственной конституции»…Кто за это ответит?…

Действительно, речь идет не о «французском караване»…