РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Грузия - новая китайская провинция

РЕГИОН, 23.04.07г.

 

Между грузинским и китайским руководством заключена тайная сделка. Тбилиси дал карт-бланш "биологической экспансии", а Пекин гарантировал приток инвестиций. Об этом в интервью "Новому Региону" заявил лидер "Партии Зеленых Грузии" Георгий Гачечиладзе.

- Несколько месяцев назад ко мне обратились действующие лесники и сообщили о существовании некой секретной правительственной программы. Она касается передачи лесов в ведение китайских инвесторов. Грузинские власти намерены сдать им в аренду 14 лесных массивов, сроком на 25 лет.

Ярким подтверждением этому являются события, развернувшиеся в селе Лия, Цаленджихского района, региона Самгрело (Западная Грузия). Там китайцы возводят крупное деревообрабатывающее предприятие. Согласно данным журналистского расследования, проведенного грузинской газетой "Резонанси", китайский комбинат уже начал работать. Его мощность, не много не мало - 50.000 кубических метров древесины в год. Это колоссальные объемы по грузинским масштабам. Для сравнения в период правления режима Эдуарда Шеварднадзе государство позволяло вести вырубку леса в объеме не более 600 кубометров в год. Причем, эта квота действовала не по одному отдельному лесному хозяйству, а по всей стране в целом. Не смотря на то, что глава лесного хозяйства все еще официально отрицает факт "китайской интервенции", картина складывается печальная.

Впрочем, Цаленджихский район - не единственная мишень "армии китайских лесорубов". Власти собрались "пустить под нож" еще два уникальных лесных массива. Они расположены в Адыгейском и Боржомском районах региона Самцхе-Джавахети (Южная Грузия). Вопрос уже внесен в повестку дня. Детали "сделки" активно обсуждаются между представителями департамента лесного хозяйства и губернатором региона.

Какова угроза интересам национальной безопасности?

- В этом контексте можно выделить целый ряд риск-факторов. В первую очередь это блок вопросов, связанных с экологической безопасностью и ряд аспектов социального плана. В целом же диапазон достаточно широк. От социальной напряженности - до возникновения новых межнациональных конфликтов. Порядка 100 лет потребуется на то, чтобы новые саженцы достигли параметров вырубленных деревьев, и лесной покров смог бы полностью восстановиться. На данный момент леса занимают порядка 39% территории страны. Причем, почти 97% лесных массивов расположены на горных склонах. Они выполняют важную роль в экосистеме страны, надежно защищая от эрозии, наводнений, селевых потоков и оползней. Не менее важен лес и в деле здоровья нации. Как правило, многие негативные изменения климатических условий напрямую связаны с вырубкой леса. Ну а далеких китайских инвесторов вряд ли волнует судьба Грузии. Их интересует прибыль, а не экология.

Сырьевые ресурсы в мире уже давно имеют, куда большее значение, нежели чем, финансовые активы. К их числу относится и древесина. Поэтому, продажа ликвидного сырьевого ресурса выглядит, по меньшей мере, сомнительно.… Здесь явно не обошлось без государственного министра Кахи Бендукидзе. Ведь это его "now how" - пускать все с молотка. Впервые он предложил отдать леса в частные руки еще в 2004 году. Затем у него появилась другая бредовая идея - продать реки. Позднее, в 2006 году возник план сдачи лесов в аренду, сроком на 49 лет. Иными словами, власти решили закамуфлировать свои планы. Хотя и так ясно, что полувековое право на вырубку леса равносильно его продаже.

Как прежние, так и нынешние грузинские власти много говорят о туризме. Но о каком туризме может идти речь без особой экосистемы, формируемой лесами? Не на обещанные же небоскребы приедут любоваться иностранные туристы? Впрочем, наряду с чисто экологической функцией леса имеют также важное социальное значение. Сельское население страны находится в бедственном положении. Впрочем, наверняка этот факт - "великое открытие" для властей, живущих в совсем "ином измерении". Грузинские крестьяне традиционно пользуются дарами леса. Они обеспечивают не малую часть их рациона, реализуемой ими продукции, а также корма для скота. Ну а дрова не редко используются для приготовления пищи и, как правило, для обогрева жилища. Передача лесов в частные руки автоматически лишит их "природной дотации". Выходит, что для грузинских властей куда важнее интересы китайских лесорубов, нежели чем судьба собственного населения. Это чревато социальным взрывом в целом ряде регионов. Вполне не исключено и возникновение качественно новых реалий - грузино-китайских этноконфликтов. Фантастичные перспективы, не правда ли...?

Почему именно китайцы?

- Не хочется думать, что грузинские власти все это делают специально. Но, существующие тенденции свидетельствуют именно об этом. Наблюдая за тем, как они обращаются с грузинской молодежью, беженцами, пенсионерами, невольно приходишь к мысли об их глубокой неприязни к собственному населению. Порой кажется, что власти просто ненавидят своих сограждан, считая их "биологическим материалом", непригодным для проведения реализуемой ими политики. Поэтому, не удивлюсь, если нынешнее грузинское правительство поставило перед собой задачу смены населения...

Факт остается фактом. Согласно официальным данным ООН, число китайцев, проживающих в Грузии по состоянию на конец 2006 года, составило 30.000 человек. Приток китайцев в страну уверенно растет. Причем, наиболее резкий скачок последовал после визита в Китай президента Михаила Саакашвили. Все это указывает на то, что между грузинским и китайским руководством было заключено некое тайное соглашение. Похоже на то, что Тбилиси дал карт-бланш китайской "биологической экспансии", а взамен Пекин гарантировал приток инвестиций. Общеизвестно, что проблемой КНР номер один было и остается перенаселение. Именно этим объясняется тяга к освоению "нового жизненного пространства", возведенного в ранг приоритета государственной политики Китая в XXI-ом веке.

Китайские власти активно стимулируют создание зарубежных поселений. Для этого они раздают "подъемные" от USD 30.000 до USD 35.000, выделяют льготные кредиты, на условиях консигнации снабжают товаром и обеспечивают демпинговые цены. Поселения китайцев давно уже стало обыденным явлением для многих стран Латинской Америке, США и РФ. Но одно дело большие страны и совсем другое - государство с населением соразмерного популяции квартала провинциального китайского городка. Как можно было пускать гиганта в такую маленькую страну?

Еще вчера рядовые китайцы и не подозревали о существовании Грузии на карте мира. Сегодня же они контролируют множество торговых площадок и ряд ресторанов в Тбилиси, осуществляют импорт продукции из КНР. В самых различных регионах страны как грибы после дождя появляется множество китайских магазинчиков, основываются цеха, лесопилки и фермерские хозяйства. По имеющимся данным, под их контроль перешли ряд земельных участков в регионе Рача (Северо-Западная Грузия), Горийском и Гардабанском районах (Центральная Грузия), а также достаточно крупное - Варкетильское хозяйство (окраина Тбилиси).

Сейчас в кулуарах грузинской власти активно обсуждается возможность создания свободной торгово-индустриальной зоны. Речь идет о свободной экономической зоне (СЭЗ), проектируемой в западной части Грузии. Именно туда китайские компании намерены ввозить комплектующие, вести сборку и реализацию готовой продукции, а также вывозить ее на экспорт. Суть схемы заключается в том, что в СЭЗ будет действовать особый налоговый и таможенный режим. Иными словами они смогут беспошлинно ввозить в страну свои товары, а также производить и реализовывать продукцию, не выплачивая налог с прибыли.

И, наконец, существует еще одна проблема - демографическая. Широко открыв двери Китаю, власти не предпринимают никаких защитных мер. Государственная политика регулирования миграционных процессов полностью отсутствует. Плюс ко всему не надо забывать о чрезвычайно высоком уровне рождаемости китайцев. В среднем численность китайской семьи за пять лет возрастает почти в три раза. Иными словами, популяция китайцев в стране с малой численностью населения быстро достигнет показателя т.н. "демографической критической массы", что неминуемо приведет к коренным изменениям этнорельефа. Если все это вовремя не остановить, то вскоре на месте Грузии появиться новая китайская провинция.

Беседовала Амалия Оганджанян

На данный момент импорт китайских товаров жестко квотируется целым рядом стран. Но, если ввезти из КНР разобранный компьютер, а затем собрать его в грузинской СЭЗ, то наклейку "Made in China" можно свободно менять на "Made in Georgia". Де-юре конечный продукт, автоматически станет продукцией грузинского, а не китайского производства. Все это вкупе позволит китайским производителям не только сэкономить на налогах и пошлинах, но и обойти ограничения, существующие на международном рынке. Китайские инвестиции имеют свою, особую специфику. Политика "расширения жизненного пространства" нацелена на трудоустройство китайских, а не грузинских граждан. Так, что появление китайских "игроков" приведет к дефициту свободных ресурсов на и так довольно скудном грузинском рынке труда, и капитала. Кто выиграет в этой жесткой конкурентной борьбе догадаться не сложно. Колоссально высокая работоспособность, наряду с наличием ряда дотаций и преференций априори гарантирует им победу. А это приведет к новому росту безработицы и нанесет мощный удар по грузинскому бизнесу. Засилье "китайской контрабанды под грузинским флагом" в состоянии серьезно испортить имидж государства в Европейском Союзе (ЕС), куда так стремиться Грузия. Европейским ответом на "китайскую контрабанду" вполне может стать введение ограничений на ввоз в ЕС уже грузинской продукции.

Георгий (Гия) Гачечиладзе - грузинский политик, эксперт в области экологии. Председатель "Партии Зеленых Грузии". Родился 24-го июня 1954 года в Тбилиси, в семье профессора филологии и врача. В 1976 году окончил географико-геологический факультет Тбилисского Государственного Университета имени Иване Джавахишвили (ТГУ) по специальности - природные ресурсы и охрана окружающей среды. С 1976 года - ведущий научный сотрудник Института Гидрометеорологии Академии Наук (АН) Грузии. Доктор географических наук. Автор ряда монографий и научных статей. С 1994 года - действительный член Академии Профилактической Медицины и Экологии Человека. С 1995 года - действительный член Академии Экологических Наук. В различное время работал инженером, младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией, заведующим отделом экологии Института Гидрометеорологии АН Грузии. С 1995 года - председатель "Партии Зеленых Грузии", членом которой являлся, начиная с 1992 года. С 1992 по 1995 год, а также с 1995 по 1999 год - депутат Парламента Грузии. С 1995 по 1999 год - первый заместитель председателя комитета по защите окружающей среды и природных ресурсов Парламента Грузии. С 1994 по 1999 год - член межпарламентской ассамблеи экономического сотрудничества стран Черноморского региона.

"Партия Зеленых Грузии" была образована на базе "Движения Зеленых" в 1992 году. Среди ее приоритетов - экология, демократия и ненасилие. Первым председателем "Движения Зеленых", а затем и "Партии Зеленых", в период с 1988 по 1994 год являлся покойный премьер-министр Грузии Зураб Жвания.