РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Сообщники преступления Б. Ельцина находятся в Вашингтоне

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 21.04.07г.

 

Чечения могла бы стать кладбищем моральной репутации США. С самого своего рождения Америка больше всего распространялась о свободе и правах человека. Мир знал, что Америка, даже если бы не смогла бы помочь непосредственно, то как минимум, выражала бы симпатии делу свободы других. Тибетцы, курды и другие чувствуют это сегодня, тогда как венграм, полякам и другим это было известно еще вчера. Именно это сделало Америку страной свободы в глазах угнетенных мира сего.

Однако, сегодня, когда бессильных Чеченцев громят в щепки, потому что они посмели стремиться к независимости, Америка не только равнодушна, ее официальные представители присоединились к угнетателям, очерняющим жертвы и оправдывающим гнет. В истории страны такого еще никогда не случалось. Это не только ошибочно, но и неразумно даже с точки зрения «реальной политики».

Сообщили о брифинге высокопоставленного лица Государственного департамента (можно лишь гадать, кто он), на котором Чеченцы почти расистскими терминами были охарактеризованы как возбудители розни и как злоумышленники всевозрастающей трагедии. Их лидер генерал Джохар Дудаев был оклеветан анонимным должностным лицом. Однако, Дж. Дудаев — это человек, которого эстонцы вспоминают с благодарностью, как командующего советскими военно-воздушными силами в Эстонии в последние месяцы Советского Союза. Он отказался подавлять национальное движение за независимость в Эстонии.

Линия Государственного департамента и Белого Дома, в сущности, соответствует официальной версии России. Согласно ей, главное — это правопорядок, который должен быть восстановлен, и сохранение России. Никаких указаний на неудавшиеся попытки России дестабилизировать Чечению посредством наемных головорезов и замаскировавшихся российских наемников, — никакого намека на трагическую историю Чеченцев, их длительную борьбу за независимость и осуществленный Кремлем геноцид этого народа 50 лет тому назад. Также не признается, что некоторые из требований Чеченцев могут быть в определенной мере морально или исторически законными.

И администрация США и должностные лица Кремля в обращении к американцам указали на аналогию с гражданской войной в Америке (Бриффинг Госдепартамента, проведенный 3 января, эту черту проявил особенно). В гражданской войне северные американцы воевали с южными американцами, в Чечении же — не северные русские воюют с южными русскими. Чеченцы это не русские и не хотят, мягко говоря, ими быть. Они — завоеванный народ, отличающийся от русских с этнической и религиозной точки зрения.

Если необходима аналогия в американском контексте, то подходит не гражданская война в Америке, а случай с Пуэрто-Рико. Это общество находится на окраине территории США. Пуэрто-Рико избрало государственность — независимость или содружество — и испытало этот выбор путем свободного голосования. Неужели этот пример не наводит на более цивилизованное решение дилеммы Чечении, чем ожесточенные бомбардировки ее столицы и массовые убийства населения?

Неспособность разглядеть некоторые из этих особенностей — призывая Москву проявить терпение и сосредоточиться на переговорах — не только достойна нравственного осуждения, это даже не является хорошей внешней политикой. Можно заподозрить администрацию США в мыслях, что она реально поддерживает Б.Ельцина в Чечении, но очевидно, что Америка заинтересована отождествить себя с демократическими силами России, которые сообща осуждают военную акцию — так, как это делали США в недавнем прошлом, когда поддерживали Андрея Сахарова против Леонида Брежнева относительно прав человека и когда они радовались «разводу» Б.Ельцина с Михаилом Горбачевым после применения им силы против стремившихся к свободе литовцев. Позорно, когда США поддерживают политику России, которую больше всех поддерживает Владимир Жириновский.

Истинные друзья России в администрации США — это не те, что льют крокодиловы слезы по поводу мнимых болезненных дилемм, возникающих из-за Чечении. Друзья хотят поддержать тех людей в России, которые выступают против брутальности. Брутальности, которая не может быть ни скрыта, ни оправдана и которая является злым предзнаменованием для будущего российской демократии.

Взаимоотношения Америки и России не ухудшились, если бы администрация США попросту заявила бы, что, хотя Чечения формально может считаться внутренним делом России, однако, поведение России там вызывает обеспокоенность мировой общественности. К чести американских друзей в Европе следует сказать, что они не колебались с ответом.

Высказывание министра иностранных дел Швеции четкое: «То, что сейчас происходит в Чечении неприемлемо». Министр иностранных дел Германии, среди прочих, подобающим образом выразил сожаление по поводу непропорционального отсутствия чувства меры в российской акции, когда эксперт по вопросам внешней политики канцлера Гельмута Колля осудил нарушения прав человека Россией в Чечении и предупредил, что Россия может загубить свои отношения с Западом. Даже Украина выразила обеспокоенность.

Администрация США позорит Америку, не высказывая своего мнения громко и отчетливо.

Збигнев Бжезинский,
"The Washington Post" USA, Feb. 1995