РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Итоги международной конференции в Брюсселе

Т. Исмаилова, для CHECHENPRESS, 14.04.07г.

 

21 марта в Брюсселе в здании Европарламента состоялась конференция «Регламент Дублин-2 создает риск для чеченских беженцев», организованная по итогам исследований Группы Действия. (cсылка), ECRЕ (Европейский Совет по делам беженцев и изгнанников) и группой депутатов Европарламента  во главе с Бартом Стайсом.  Барт Стайс является так же руководителем парламентской комиссии по исследованию ситуации с чеченскими беженцами в Европе и автором многочисленных выступлений по теме Дублинской Конвенции,  ее негативном воздействии на чеченских беженцев.

На конференции присутствовали представители от официальных учреждений, занимающихся беженцами, НПО, депутаты Европарламента от ряда стран, официальные представители Польши и Словакии в Совете Европы, Международной Амнистии и УВКБ ООН.

Открывая конференцию,  Барт Стайс сказал:

- Начиная с 2003 года  беженцы из Российской Федерации (в основном это лица чеченского происхождения) стали одной из крупнейших групп лиц, ищущих убежища, в Европе и в других индустриально развитых странах.

Большое количество чеченских беженцев, находящихся в Европе, оказались сегодня под воздействием регламента Дублин-2, что делает их дискриминируемой группой и лишает всяких прав, гарантированных для беженцев известными европейскими и международными соглашениями.

Страны Евросоюза заняли сегодня позицию перекладывания ответственности на те новые государства-члены, которые принимают непропорционально большое количество лиц, ищущих убежища, не учитывая экономических возможностей и моральной подготовленности этих стран.

- Когда я был в польских центрах приема беженцев и лиц, ищущих убежища, я  убедился в том, что чеченские беженцы являются пешками в системе убежища Европы.

Наша конференция  должна обстоятельно рассмотреть все вопросы, связанные с последствиями неправомерного применения пунктов Дублинской конвенции, обосновать наши выводы и выработать рекомендации для предстоящих изменений в регламенте Дублин-2. 

Барт Стайс далее подробно рассказал о поездке парламентской комиссии, которую возглавляет, в Польшу, где сосредоточено наибольшее количество чеченских беженцев, и продемонстрировал фильм, снятый по итогам этой поездки. 

Представитель ECRE в ЕС Ричард Уильямс  сказал:

Отношение к чеченцам в Европе,  ищущим защиты, весьма различное. В 2005 году процент признания колебался от 0% в Словакии до свыше 90% заявителей, получающих статус беженца в Австрии, из чего следует, что для многих чеченцев выигрыш «лотереи убежища» во многом зависит от страны, в которой они оказались.

Правительства европейских стран должны наконец-то обеспечить на их территории надлежащий доступ к справедливым процедурам убежища беженцев из Чечни. При этом государства должны принять полное и включающее толкование Женевской Конвенции о статусе для беженцев из Чечни. Субсидиарная (толерантное пребывание) и другие формы защиты должны предоставляться только тем чеченцам, которые не подпадают под определение беженцев в соответствии с Конвенцией 1951 года, но все же нуждаются в международной защите.

Все лица, получившие субсидиарную защиту,  должны пользоваться теми же правами, что и беженцы в рамках Конвенции, особенно в отношении единства семьи и социально-экономических прав.

Чеченцы, которым не был предоставлен статус беженцев или какая-либо форма субсидиарной защиты, должны получать правовой статус, который предоставляет им права человека и дает достойный уровень жизни.

Представляется совершенно несправедливым, когда людей помещают под стражу, чтобы заставить их уехать в страну, где у них, несомненно, будет меньше шансов получить защиту или хотя бы условия приема достаточного качества. Дублинская система несправедлива, она просто не годится для работы и находится в противоречии с обязанностью всех европейских государств - своевременно предоставлять защиту людям, спасающимся от преследований.

ECRE призывает государства-члены ЕС не перемещать чеченцев в другие государства-члены в рамках Регламента, кроме тех случаев, когда они могут гарантировать им доступ к справедливой и эффективной процедуре убежища.

Другие государства за пределами расширенного ЕС тоже пытаются справляться с большим количеством чеченских беженцев, однако тут сложность представляют относительно новые системы убежища в этих странах, нехватка финансовых ресурсов и политическая напряженность, вызванная географической близостью или отношениями с Российской Федерацией.

Признавая сложности, с которыми сталкиваются эти государства, ECRE серьезно озабочено доступом к процедурам убежища для чеченских беженцев в Азербайджане, Республике Беларусь, Казахстане и Украине, и призывает правительства этих стран обеспечить чеченским лицам, ищущим убежища, возможность воспользоваться защитой на их территории.

Мы должны выразить свое несогласие с пропагандой по возвращению ВПЛ в Чечню или в другие регионы Российской Федерации до тех пор, пока там не будут поддерживаться условия безопасности и человеческого достоинства. Должны быть созданы условия, при которых гарантируется безопасность возвращения – в физическом, юридическом и материальном смысле (Подробное описание условий, необходимых для обеспечения физической, юридической и материальной безопасности возвращаемых, см. в ECRE Position on Returns, параграфы 25-27. www.ecre.org.)

Крис Хаш, главный юрист ECRE, в своем выступлении уделил внимание вопросам  возвращения чеченцев, ищущих убежища в европейских странах, включая государства-члены ЕС.

- Имеют ли чеченцы реальный доступ к процедуре убежища, и как действуют правила по возвращению беженцев в свою страну применительно к чеченцам? Речь идет о добровольной репатриации чеченцев, имеющих статус беженцев, статус субсидиарной защиты и статус временной защиты, а также лиц, находящихся в процессе подачи ходатайства о защите, включая тех, кто получил отрицательное решение в первой инстанции и обжаловали его. Но существуют еще примеры принудительного возвращения чеченцев, чьи ходатайства были отклонены, а также тех, чей срок действия статуса защиты прекратился или закончился.

УВКБ ООН не раз заявляло, что всех чеченцев, постоянно проживавших в Чеченской Республике до обращения за убежищем за границей, следует считать нуждающимися в международной защите, кроме случаев, подпадающих под статью 1F Конвенции 1951 года.

Так же следует решительно выступить против насильственного или обязательного возвращения в Российскую Федерацию любого чеченца, ищущего международной защиты,  и против пропаганды добровольной репатриации в Российскую Федерацию как долгосрочного решения, поскольку там не могут быть обеспечены безопасность и достоинство.

По ситуации с чеченскими беженцами в Польше выступила Яха Абубакарова, специально приглашенная ЕКРЕ, сотрудник неправительственной организации VIA из Варшавы.

- Польша приняла большое количество беженцев из Чечни, но условия приема совершенно неудовлетворительны. Статус «терпимого пребывания», который присваивается большинству чеченцев в Польше, означает, что беженцы вынуждены покидать приемные центры практически без какой-либо материальной поддержки, и поэтому многие подают повторные ходатайства об убежище, чтобы сохранить приемное пособие. Другие решают покинуть Польшу и отправляются в страны, где им будут предоставлены лучшие условия поддержки.

Перемещения в рамках системы Дублин-2 не только влияют на психологическое здоровье беженцев, но и заканчивается трагически.

Я приведу пример Исы Абубакарова, моего брата, умершего в Польше вскоре после его экстрадиции из Бельгии в рамках системы Дублин-2. Выдержки из  дневника Исы, опубликованы в польской газете «Газета выборча».  Иса подробно, каждый день описывал все те ужасы, которые ему пришлось испытать при депортации, в тюрьме, куда его поместили за пересечение границы, как он пытался получить медицинскую помощь по поводу гепатита  С, переросшего от неудовлетворительного лечения в онкологию. Все это способствовало смерти Исы, просившего защиту в Европе.

Рассказ Яхи глубоко тронул участников конференции.

Сотрудник «Мемориала» Ахмед Барахоев, приехавший из Назрани, привел примеры преследований в отношении лиц, добровольно или принудительно вернувшихся из Европы и продолжающихся нарушениях прав человека в регионе, которые вынуждают людей покидать свою страну.

С докладом о ситуации с чеченскими беженцами в Австрии выступил представитель чеченской диаспоры, сотрудник НПО из Вены Хаваж Бисаев.

- В 2005 году Австрия признала беженцами около 90 процентов  чеченцев, запросивших убежище в этой стране. К сожалению, сейчас этот процент сократился, а действие регламента Дублин-2 стало более жестким.

Существующая сегодня в Европе система убежища не в состоянии  гарантировать  лицам, ищущим убежища, справедливого рассмотрения их дела, и создает угрозу для беженцев и причиняет ненужные страдания семьям, детям и людям, пережившим военные стрессы. Свои выводы Х. Бисаев подкрепил  целым досье историй конкретных людей.

Рамзан Ампукаев, вице-президент Всемирного Чеченского Конгресса в своем выступлении отметил, что вопрос о чеченских беженцах, поднятый на таком высоком уровне, все больше дает надежды на скорейшее его решение (выступление Р.Ампукаева публикуется ниже). 

По итогам конференции были выработаны и предложены  10 рекомендаций для Европейской комиссии, которые переданы заместителю Председателя Европейской комиссии Франко Фраттини, непосредственно ответственному за действие Дублинской Конвенции, и в частности, за регламент Дублин-2.

10 рекомендаций для Европейской Комиссии:

1. Исправить Статью 16, чтобы явно обязать ответственное Дублинское государство не удалять ищущего убежища, пока полная и справедливая экспертиза индивидуального требования убежища не будет иметь место.

2. Исправить Статьи 19 и 20, чтобы предоставить всем претендентам автоматическое приостанавливающее право обжалования против решения передавать ответственность  другому Дублинскому государству.

3. Расширить определение 'члена семьи' в Статье 2 (i) (i), чтобы включить а)не состоящие в браке пары, имеющие  подлинные и устойчивые отношения,  б) иждивенцев, включая близких родственников, которые не имеют никакой другой семейной поддержки,  в)взрослых детей, неспособных заботиться о себе, например по медицинских условиям.

4. Исправить Статью 7,  чтобы объединение с членами семьи предоставляло вспомогательную защиту или иначе - юридическую резиденцию (вид на жительство) в другом Дублинском государстве.

5. Исправить Статью 8, чтобы требовать объединения с членом семьи в любой стадии процедуры убежища.

6. Гуманитарный пункт (Статья 15) должен использоваться широко и последовательно гарантировать помощь разделенным семьям.

7. Исправить Статью 6,  чтобы Государство - член, ответственное в рассмотрении заявления отделенного ребенка, имея в виду присутствие члена его семьи или родственника в какой-либо Дублинской стране, при условии, что это соответствует интересам ребенка. В отсутствии члена семьи, Государство - член, ответственное в рассмотрении  заявления, должно выступить в роли защитника интересов ребенка.

8. Добавить условие, ограничивающее задержание Дублинских претендентов к мере последней инстанции (депортации). Задержание должно быть подчинено процедурным гарантиям, и направлено на справедливое решение.

9. Добавить условие, требующее, чтобы подпадающие под Дублин II  получили те же самые условия приема, как другие ищущие убежища, в соответствии с Директивой Стандартов Приема EC.

10. Государства - члены должны применить Статью 3 (2) Регулирования, чтобы взять ответственность за случаи, где есть свидетельство, что адекватное медицинское обслуживание или средства обработки травмы не были  доступны в ответственном Дублинском государстве.

       
 Депутатская группа намерена направить специальное письмо с рекомендацией для Европейской комиссии  для рассмотрения на ближайшем заседании документа Дублин-2.

     В тот же день  в Брюсселе, в Международном пресс-центре Резиденс Палас состоялась совместная пресс-конференция для СМИ депутата Европейского парламента Барта Стайса, Представителя ECRE в ЕС Ричарда Уильямса и вице-президента всемирного чеченского Конгресса Рамзана Ампукаева. Присутствовали также польское телевидение  TFN, PULS и правительственная газета Rzechpospolita. На вопросы польских журналистов, - почему Польша, которую чеченцы всегда благодарили, теперь так жестко критикуется, Р. Ампукаев пояснил: В отношении Польши и польского народа у чеченцев ничего не изменилось. Мы с огромной благодарностью помним и никогда не забудем польскую солидарность, поддержку и спасение десятков тысяч чеченских беженцев. Речь идет об отдельных учреждениях  в системе предоставления убежища, которые из года в год являются основной причиной,  как страданий людей, так и дискредитации польской политики перед европейским сообществом. Польские представители в СЕ, также могли бы изменить сложившуюся практику в этой области, определив рамки ответственности между Брюсселем и Варшавой и одновременно поправить имидж Польши, как члена ЕС.

Подробное интервью польскому ТВ, по факту смерти брата Исы, экстрадированного из Бельгии в Польшу,  дала также Яха Абубукарова.

 

*********

Выступление вице-президента Всемирного Чеченского Конгресса Рамзана Ампукаева на Международной конференции «Регламент Дублин-2 и его отрицательное воздействие на чеченских беженцев»
 21 марта 2007 года, Европарламент, Брюссель

Уважаемые члены Европарламента!
Дамы и господа!

Позвольте мне, от имени десятков тысяч чеченских беженцев в Европе поблагодарить вас за участие в их нелегкой судьбе. Серьезное обсуждение проблемы Дублин – 2,  как предмета гуманитарного порядка, несомненно,  с благодарностью отзовется в сердцах  чеченских беженцев. Процесс реформирования Европы и изменения  в миграционной политике с принятием новых членов  ЕС, остро затронул судьбы чеченских  беженцев, вынужденно оказавшихся на территории Европейских стран. То, что приток беженцев пришелся на период сложных политических перемен в Европе, обусловил появление серьёзных, непредвиденных проблем. И преждевременные декларации  готовности новых членов ЕС  к  выполнению обязательств по беженцам дают сегодня свои горькие “плоды”. Несовершенство и издержки новых миграционных правил произвольно переложены на плечи самих беженцев…  Взаимодействие и диалог между  “центром” и “регионом” в этой области, сведен до уровня  депортационных  учреждений,  исключительно в рамках  процедур по экстрадиции беженцев в “буферную” зону.  В то же время высшие исполнительные структуры отгородились от этой проблемы, рассматривая Дублин-2, как эффективно действующий механизм, с момента  принятия  нового члена  ЕС.

Было бы несправедливо  избрать Польшу в качестве единственной мишени для критики, которая была и остается важнейшей страной, принявшей на себя основной груз проблем чеченских беженцев в Восточной Европе. Совершенно очевидно, что это вопрос ответственности всего европейского сообщества, УВКБ ООН и других международных организаций, ответственных за судьбы беженцев. И без вмешательства самых высоких инстанций ЕС, проблему Дублин-2  не разрешить.

Хотелось бы напомнить, что проблема  ингушских “палаточных лагерей”, известная всему миру как часть гуманитарной катастрофы чеченского народа, “решена” за счет искусственного выдавливания  большинства беженцев  подальше от глаз Европы, … в саму Европу.  Однако докричаться до Европы, находясь внутри ее, порой оказалось сложнее, чем из далёкой Ингушетии.

Хотелось бы обратить ваше внимание на недопустимо тяжелое положение чеченских беженцев в странах, не входящих в ЕС – Турция, Азербайджан, Грузия. Вызывает крайнюю обеспокоенность отношение правительств этих стран к беженцам, ограниченных даже в минимальных правах, предусмотренных Конвенциями.

Например, в Турции находится около 1500 чеченских беженцев, но статус беженца  предоставлен единицам, а большинство и не знает, что в стране есть представительство УВКБ. Беженцы не защищены не юридически, не социально, буквально выживая на периодическую  благотворительность религиозных организаций.

Еще хуже ситуация в Азербайджане. Статус, с таким трудом получаемый в этой стране, не гарантирует ровным счетом ничего, - полуголодное существование, произвол властей, и главное, отсутствие элементарной безопасности для жизни обездоленных беженцев, стали нормой в этой некогда гостеприимной стране. Похищенный неизвестными лицами в Баку Руслан Элиев, как и бесследно исчезнувшие до него, был под защитой  ООН. Но Представительство УВКБ до сих пор не сделало ни одного заявления по этому факту. На официальный запрос бюро депутата Европарламента по факту исчезновения Р. Элиева, от азербайджанских властей, также нет ответа. Верховному Комиссару ООН по делам беженцев следовало бы быть более требовательным к представительствам УВКБ в этих странах, которые поверхностно участвуют в решении годами накопившихся проблем беженцев. Создается впечатление, что гуманные цели этих организаций, в какой то мере трансформировались в способ существования этих организаций и оправдываются малоэффективными, порой декларативными программами, которые часто не доходят до конкретных людей.

Выданный Украинскими властями чеченский беженец Гадаев, имеющий статус ООН, осужден в Грозном на 19 лет.

В Словакии, беженцы из Чечни Ибрагимов Али и Чентиев Анзор, летом 2006 г.были увезены из лагеря беженцев в тюрьму, после запроса об экстрадиции со стороны России. Просьба о предоставлении статуса беженца была отклонена судом г. Косич и отказ подтвержден решением Верховного Суда в Братиславе. И таких примеров немало.

Беженцы в этих странах без преувеличения брошены на произвол судьбы. Они, кажется, выпали из всех сфер участия, заботы и сострадания современного гуманитарного сообщества.

Учитывая отсутствие в ближайшей перспективе надежды на позитивные изменения, отсутствие какой либо инфраструктуры и средств, крайне  сложную и непредсказуемую политическую ситуацию в регионе, УВКБ ООН необходимо эффективнее добиваться переселения чеченских беженцев из Азербайджана, Турции, Грузии, в государства-члены ЕС, исходя из принципов гуманности и разделения ответственности.

Как и было здесь отмечено  некоторыми депутатами Европарламента, Чечня действительно уже много лет явилась предметом торга, компромиссов и  взаимных уступок в сфере большой политики по переустройству современного геополитического мира, а чеченский народ, растерзанный, оболганный и вырванный с родных мест, разбросан по миру. Именно чеченский народ заплатил сотнями тысяч жизней, десятками тысяч искалеченных и неисчислимыми страданиями за  эту “жертвенную” роль, навязанную извне.  

И крайне несправедливо, негуманно и безнравственно эти же стандарты применять и в международном гуманитарном праве в отношении людей, являющихся жертвами этой же политики. Чеченцы, через колоссальные препятствия пришли в Европу, все же, веря в её ценности, и всецело доверили ей свою судьбу...

Хочется надеяться, что сегодняшнее обсуждение и практические выводы, придадут качественно новый характер  разрешению проблемы Дублин-2, в пользу людей, ищущих международной защиты.

В завершение, хотел бы от имени Всемирного Чеченского Конгресса, особо поблагодарить депутата Барта Стайса, за его последовательные и эффективные усилия в поисках  разрешения проблемы Дублин-2 и придания ей соответствующего статуса  в системе ЕС. А также его уважаемых коллег депутатов, представителя  ЕКРЕ в СЕ господина Ричарда Вильямса, представителя бюро УВКБ ООН в Брюсселе MadelineGarlick, членов Группы действия  и всех, кто принял участие в такой важной, судьбоносной для чеченских беженцев теме, подготовке и проведении сегодняшнего Высокого Форума

Благодарю за внимание.