РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Бандитское государство Путина

Гарри Каспаров, The Wall Street Journal,
перевод -
Inopressa, 02.04.07г.

 

Многочисленные аукционы, на которых в этом месяце государственная энергетическая компания "Роснефть" скупала активы, привлекли множество ведущих банков и энергетических компаний Запада. Многие известные корпорации с радостью бросились рвать труп ЮКОСа, куски которого идут с молотка или передаются новым владельцам. Это продолжается и продолжается, до последних капель крови.

Это неприятно, но не удивительно. Удивление появится, когда инвесторы увидят, как их российские партнеры с максимальной скоростью набивают карманы, в любой момент готовые сбежать в тайгу – или в свои заграничные поместья. Причина тому – рост политической и экономической нестабильности.

Всякий, кто хочет быстро заработать, вложившись в полицейское государство российского президента Владимира Путина, вначале должен освоить традиционный русский тройной поцелуй. Первый поцелуй – попрощаться с моральными принципами, другой – поцеловать Путина в зад, а последний – попрощаться с деньгами, когда придет новое правительство и начнет расследовать все эти грязные сделки.

В то время как олигархи, находящиеся в фаворе у Кремля, пакуют чемоданы (без сомнения, набитые наличными), бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский сидит в тюрьме за то, что недостаточно низко склонился перед кремлевским троном. ЮКОС – лишь самый значительный и известный пример того, что стало стандартной практикой при режиме Путина. Невозможно провести разделительную черту между чиновниками, бандитами и милицией. Единственное, что имеет значение – лояльность Кремлю.

Гайки закручиваются все туже, и это свидетельствует о возрастающей нестабильности правительства и его паранойе. В последние недели политические чистки, проводимые Кремлем, продолжились – была ликвидирована Республиканская партия, которую возглавляет депутат Думы и критик Кремля Владимир Рыжков. В ходе многочисленных назначений у власти оказались давние товарищи Путина из Санкт-Перебруга. Так, недавно с должности был смещен один из создателей управляемых государством выборов – Александр Вешняков. Теперь за президентские выборы, намеченные на следующий год, отвечает Владимир Чуров, который за четыре года пребывания в Думе ни разу не предложил ни одного закона и ни разу не выступал в парламенте. Чуров был избран на должность в результате голосования: в бюллетене значилось лишь одно имя.

Можно считать, что Путин воспринял концепцию "продолжения курса", которую озвучил в прошлом году президент Буш. Вот в чем состоит курс Путина, если вкратце: награбить максимальное количество денег у общества и отдельных людей, перевести их на счета компаний и людей, преданных Кремлю. Отмыть награбленные активы с помощью выпуска акций, аукционов и готовых к активному соучастию западных инвесторов. Бороться с общественной или политической оппозицией в любых проявлениях, даже самых незначительных, с использованием превосходящих сил. Подрывать позиции партий и групп, выступающих против Кремля, или запрещать их. Преследовать, избивать и даже отправлять в тюрьмы их активистов. Менять избирательные законы, чтобы лишить население демократических прав и гражданских свобод. Создать новые суровые законы, которые позволят исполнительной власти и подконтрольным ей судам называть что угодно "экстремизмом". Удерживать жесткий контроль над СМИ, в особенности над телевидением, использовать их для восхваления режима и его лидеров, одновременно обвиняя во всех проблемах "экстремистов, получающих поддержку из-за границы".

Западные политики, специалисты и инвесторы готовы и даже рады принять активно пропагандируемое название происходящему – "стабильность". Но когда в Нижнем Новгороде 20 тыс. милиционеров собираются для подавления митинга оппозиции, разве это свидетельствует о стабильности? А когда местное правительство блокирует доступ к интернет-сайту российской демократической оппозиции?

Устаревшая российская инфраструктура рушится, увлекая за собой кремлевскую видимость стабильности. Уровень жизни подавляющего большинства россиян неуклонно падает. Примерно 20 млн россиян достаточно повезло, и они живут в идеальном для Путина мире энергетических богатств – Запад видит, или хочет видеть, только их. Оставшиеся 120 млн становятся все беднее, их беспокойство растет с каждым днем.

Беспокойство из-за битвы, которая разгорится, когда Путин отойдет от власти в 2008 году, – основная причина все большей неустойчивости его администрации. Но это не единственная причина. Общегосударственная схема в виде пирамиды, при которой деньги выкачиваются из регионов в Москву и Санкт-Петербург, начинает иссыхать снизу. Бесчисленные бюрократы испытывают все большее давление и им приходится самим давить сильнее. Сейчас верхушка тянет деньги из среднего класса, и уже к концу нынешнего года элита начнет драться между собой. Остается лишь надеяться, что осталось сколько-то денег, и это позволит следующему правительству стабилизировать и изменить ситуацию. Администрации, которая захочет добиться подлинных перемен, придется вначале разгребать многочисленные руины. Зачастую существующие бюрократические структуры придется уничтожать и выстраивать с нуля.

Проблема в том, что из-за полной подконтрольности средств массовой информации Кремлю лишь немногие россияне проводят связь между своими трудностями и нынешним правительством. Реформы 1990-х годов, которые большинство связывает с именами Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, привели к тому, что россияне неразрывно связывают свободный рынок и демократию с коррупцией и бедностью. Режим Путина постоянно эксплуатирует эти страхи. Он говорит: "Это грязно и бесчестно, но это демократия, это капитализм. Посмотрите, ведь вашего президента принимают на равных президент Буш и прочие". Кремль убивает сразу двух зайцев. Он получает выгоду он всех контрактов, а затем сваливает вину за эти сомнительные и хищнические сделки на коррумпированный империалистический Запад.

У кремлевской политики есть сторонники и за пределами России. В своей недавней статье Генри Киссинджер призывал "максимально использовать средства поощрения", "отказаться от трений и активизировать сотрудничество" между США и Россией. Если бы подобным образом размышлял Рональд Рейган, я бы до сих пор играл в шахматы за Советский Союз! Разве Рейган "отказывался от трений", когда потребовал от Горбачева "разрушить эту стену"? Недостаток у Запада политической воли, готовности собраться с духом и признать истинное положение вещей в России приводит лишь к поощрению Путина и его банды.

Политики бездействуют, а зарубежная деловая элита активно предоставляет Кремлю поддержку и оружие – и в буквальном, и в фигуральном смысле – для подавления демократического движения. Тот, кто ведет бизнес с репрессивными режимами, оказывается в скольком положении: он поддерживает репрессии для защиты собственных инвестиций.

14 апреля оппозиция проведет митинг в Москве, а на следующий день – в Санкт-Петербурге. Полицейское государство вновь применит силу, это почти бесспорно. Но будет ли кому-то до этого дело? Киссинджер называет авторитарное правительство России "по существу переходным", и с этим я вынужден согласиться. Это переход к диктатуре, которая создается перед носами тех, кто слишком высоко их задрал, кто закрыл глаза и не открывает рта – перед политическими лидерами Запада.