Российский след в Ираке, который не виден Бушу?
Надежда Банчик, для CHECHENPRESS, 19.03.07
Этот материал, датированный 19 февраля 2006, я получила лишь на этой неделе в английском оригинале – из Канады, в еженедельной рассылке новостей, так или иначе касающихся Украины (она и впрямь упоминается, но лишь «боком»). Описанные события кажутся невероятными, - если бы это прозвучало не из уст бывшего помощника министра обороны США. Значит, вправду, администрация Буша сознательно позволила российским силам вывезти саддамовское оружие массового поражения (ОМП)?! Что за этим – результат политических разборок между различными американскими силами, так и не пришедшими к согласию? Или более чем странные игры в «кошки-мышки» между Бушем и Путиным - в надежде подтолкнуть «империю зла» и «империю добра» к сближению? Но разве не было изначально ясно, что между российским режимом, контролируемым пришедшим к бесконтрольной власти экс-КГБ, и американскими неоконсерваторами в принципе не может быть сближения, ни по каким статьям?
...Когда впервые после свержения Саддама на свет Божий вышли неопровержимые улики «тайного» участия Германии, Франции и России в помощи Саддамовскому режиму для сокрытия улик его прегрешений накануне вторжения коалиции под предводительством США, Госсекретарь Кондолиза Райс вынесла «приговор»: «Германию не заметить, Францию наказать, Россию простить». Тогда не были обнародованы подробности российского участия. В новой военной доктрине США, частично обнародованной 16 марта, предусматривается более реалистичный подход к России, Китаю и Ирану. В частности, требуется, чтобы Россия «не мешала продвижению свободы». Достаточно ли этого простого предупреждения? Похоже, иракская история повторяется в иранском, еще более страшном, варианте...
Я решила перевести полученную статью почти дословно, без купюр и пересказа, (сохраняя распространенную, не очень привычную для нас американскую манеру пересказывать одно и то же сначала кратко, затем все более подробно), - чтобы донести ее содержание как можно точнее.
Российские спецслужбы помогли Саддаму вывезти оружие массового поражения?
Кеннет Р. Тиммерман
Один из высших чиновников Пентагона, ответственный за отслеживание программы вооружений Саддама Хусейна до и после освобождения Ирака в 2003, впервые предоставил показания из первых уст о том, как Саддам «очистил» свои склады от оружия массового поражения, чтобы американцы не обнаружили их.
«Краткий ответ на вопрос, где ОМП, купленное Саддамом у России: оно ушло в Сирию и Ливан», - бывший заместитель помощника министра обороны Джон Шоу (Deputy Undersecretary of Defense John A. Shaw; американское понятие «секретарь» здесь соответствует российскому понятию «министр» – Н.Б.) рассказал в субботу (18 февраля) на саммите по разведке, организованном под частным спонсорством в Александрии, штат Вайоминг (www.intelligencesummit.org ).
«Оно было убрано отрядами российского спецназа, переодетыми в штатское, которые были специально посланы в Ирак, чтобы убрать оружие и любые свидетельства его существования», - сказал он.
Шоу имел дело с проблемами вооружений и их экспорта, будучи сотрудником американского правительства в течение 30 лет, а в должности зам. помощника министра по обороне, во время описываемых им событий, занимался проблемами международной технологической безопасности. Он назвал эвакуацию складов саддамовского ОМП «хорошо организованной кампанией, в ходе которой использовались два соседних государства-клиенты, с которыми российское руководство имело долговременные отношения в сфере безопасности».
Шоу первоначально намеревался составить инвентарь арсеналов конвенционального оружия Саддама, основываясь на проведенных разведкой оценках его сделок по торговле оружием с бывшим СССР, Китаем и Францией. Он оценивает запасы оружия у Саддама примерно в 100 млн. тонн, что составляет почти 60% объема арсенала вооружений США. «Происхождение этих вооружений – российское, китайское и французское; российское составляет львиную долю, а на втором месте по количеству - китайское и французское оружие, количество которого почти одинаковое».
Когда кабинет Шоу стал более активно заниматься разведданными по иракским программам вооружения перед войной, он получил «поток нформации от британских контактов на границе с Сирией и из Лондона» через контакты, не связанные с американским правительством. «Данные включали многочисленные снимки колонн грузовиков, направляющихся к северу, к сирийской границе, и возвращающихся порожняком», - сказал Шоу.
Шоу тесно сотрудничал с Джулианом Уолкером, бывшим британским послом (в Ираке? – Н.Б.), чей стаж в Ираке исчисляется десятилетиями, и неназванным американцем украинского происхождения, прямо контактировавшим с главой разведслужбы Украины (в то время – Игорь Смешко, «политически умерший» в 2004 вместе с кучмовским режимом. Н.Б.).
Украинская разведслужба намеревалась предоставить американцам документы из своих собственных архивов о поставках оружия в Ирак в советское время и о продолжавшейся помощи Саддаму от России – в благодарность Америке за поддержку независимости Украины от СССР, сказал Шоу. Кроме снимков колонн грузовиков, направлявшихся в Сирию, сказал Шоу, он имеет от своих контактов «информацию о стальных барабанах с написанными на них предупредительными надписями, отправленных в одну из палат больницы в Бейруте».
Однако когда Шоу передал свою информацию в Службу оборонной разведки (Defense Intelligence Agency, DIA) и другие американские разведслужбы, он был удивлен их реакцией.
«Мои донесения были отвергнуты и названы 'израильской дезинформацией'», - сказал он. Спустя месяц (после передачи данных разведкам – Н.Б.) Шоу узнал: генеральный советник DIA жаловался своему начальству, что Шоу «ел из котла DIA». Это иносказание означает в Вашингтоне, что он совершил непростительное прегрешение: вторгся в сферу другой разведслужбы.
Еще более странной была реакция ЦРУ. «Они отбросили один из моих британских контактов, Лэнгли (Langley), и пытались объявить его персоной нон грата в разведслужбах. Мы постоянно получали знаки, что они также настойчиво пытались дискредитировать как моего американского украинца, так и меня, в Киеве».
Но Шоу получал информацию не от случайных контактов. Его американский украинец был личным другом Дэвида Николаса, посла одной из западных стран в Украине, и главы разведслужбы Украины И. Смешко.
Смешко был военным атташе в Вашингтоне в начале 1990-х, когда Украина провозгласила независимость; Дик Чейни был тогда министром обороны. «Смешко сказал Чейни, что, когда Украина станет свободной от России, он хотел бы выказать Штатам дружественное отношение». Представился удобный случай – помочь в иракской кампании (очевидно, во время войны в Персидском Заливе в 1991 – Н.Б.).
«Смешко познакомился с генералом Джеймсом Клаппером (Clapper), сейчас он – директор службы геокосмической разведки (Geospacial Intelligence Agency), а в то время был главой DIA», - сказал Шоу.
Но именно дружба самого Шоу с главой британской службы МИ-16 помогла свести все данные воедино во время двухдневного совещания в Лондоне, в котором участвовали сотрудники ведомства Смешко, сотрудники МИ-16 и Клаппер, которому помогал Джордж Тенет (тогда - глава ЦРУ. Н.Б.) в выяснении того, куда делось саддамовское ОМП.
В конце концов, Шоу узнал, что:
- в декабре 2002 бывший шеф российской разведки Е. Примаков, бывший генерал КГБ, имевший давние связи с Саддамом, прибыл в Ирак и оставался там вплоть до вторжения (международной коалиции – Н.Б.) под предводительством США в Ирак в марте 2003;
- Примаков контролировал исполнение долговременных секретных соглашений, подписанных между разведкой Ирака и российским ГРУ (военной разведкой), которые и обеспечили базу для операций по чистке иракских арсеналов, проводимой российским и иракским военным персоналом, от ОМП, материалов для их производства и технической документации, чтобы режим мог объявить себя «свободным от ОМП»;
- по словам Шоу, этот тип операций ГРУ, известный как "Sarandar" («чрезвычайный исход»), был знаком американским разведчикам со времен советского блока – как стандартная практика ГРУ;
- в дополнение к колоннам грузовиков, которые вывезли иракские ОМП в Сирию и Ливан в феврале и марте 2003, «два российских корабля вошли в (иракский) порт Умм Куаср (Umm Qasr) и направились затем в Индийский океан», где, как Шоу предполагает, «были глубоко затоплены» остальные арсеналы иракского ОМП из залитых водой бункеров на юге Ирака, обнаруженных позже, уже во время военных действий, американской военной разведкой;
- «очистительная» операция проводилась совместными силами ГРУ, спецназа, российских военных и гражданских лиц в Ираке «под командованием двух опытных отставных советских генералов Владислава Ачатова и Игоря Мальцева, оба выдавали себя за консультантов по гражданской коммерции».
Корреспондент Washington Times Билл Герц (Bill Gertz) написал 30 октября 2004, что Ачатов и Мальцев были засняты во время церемонии вручения им медалей от министра обороны Ирака Султана Хашима Ахмеда в здании министерства в Багдаде, разбомбленном американской ракетой во время первого воздушного налета США на Ирак в начале марта 2003.
Шоу сказал, что он передал Герцу информацию об этих двоих российских генералах в октябре 2004 с целью дать отпор демократам, утверждавшим, в частности, на CBS News (будто у Саддама нет и не было ОМП – Н.Б.), чтобы дискредитировать Буша как раз за неделю до выборов президента в ноябре 2004. Пресса тогда муссировала необоснованные утверждения о том, что, якобы, после освобождения Ирака под предводительством США из страны «исчезло бесследно» 377 тонн взрывчатых материалов, предположительно, использовавшихся в иракской программе по ядерным вооружениям; при этом пресса игнорировала информацию разведки об эвакуации иракских ОМП, организованном Россией.
Эти двое российских генералов «посещали Багдад не менее 20 раз за прошедшие 5 – 6 лет», - сказал Шоу. Разведка США знает «суть и силу различных подразделений спецназа, даты их въезда в Ирак и выезда оттуда; известна разведчикам США и конференция в Баку, где планировались детали и откуда они улетели в Багдад». Конференция в Баку под предводительством министра по чрезвычайным ситуациям РФ Сергея Шойгу «наметила план операции ‘Sarandar’, чтобы Шойгу мог после произнесения своей главной речи улететь в Багдад и организовать операцию по вывозу и размещению ОМП».
Донесения разведки последовательно сообщали, как сотрудники российского спецназа «переодеваются в штатское. Российские деятели, опровергая в октябре 2004 обнародованные мной свидетельства, утверждали, будто в Ираке оставались лишь гражданские лица». Это было «единственное правдивое утверждение», сделанное российскими деятелями, съязвил Шоу.
Эвакуация ОМП Саддама в Сирию и Ливан «была операцией, полностью контролировавшейся российским ГРУ, - сказал Шоу. – Это было детище генерала Евгения Примакова. Цель «чистки» была – «стереть все следы российской причастности» к саддамовской программе ОМП, она является «шедевром военного камуфлирования и обмана».
Не менее удивительны, чем российская операция, попытки сотрудников администрации Буша, в том числе представителя департамента обороны по связям с общественностью Лоуренса Ди-Риты (Laurence DiRita), измазать Шоу и скрыть сообщенную им информацию. «Ларри Ди-Рита дал ясно понять, что это никогда не выйдет на свет. Он нашептывал журналистам, что моя информация не имеет оснований и что она является порождением неуравновешенного ума», - сказал Шоу. Он предположил, что ответ на вопрос, почему администрация Буша систематически «игнорировала причастность России» к вывозу саддамовских арсеналов ОМП «может быть гораздо шире, чем кто-либо мог бы подумать», но отказался развивать и уточнять эту мысль.
Отставной генерал-лейтенант Военно-Воздушных сил Томас Мак-Инерни (Thomas McInerney) предположил, что причиной (такого поведения по отношению к России – Н.Б.) был Иран. «Поскольку Иран продвигается по ядерной программе быстрее, чем можно было бы подумать, администрация Буша нуждается в России, Китае и Франции и поэтому ее не интересует информация, которая представляет эти страны в плохом свете». (Значит, Буш дает «добро» России на повторение этого же трюка в Иране? – Н.Б.).
Бывший помощник секретаря по обороне Ричард Пёрл (Richard Perle), ярый сторонник войны против Саддама, обрушился на ЦРУ за то, что ведомство организовало очернение Белого дома и самой войны. «ЦРУ воевало с администрацией Буша с самого начала», - заявил он в своем выступлении, которое было главным на этом совещании. Он процитировал заявления бывшего высокопоставленного аналитика по Ближнему Востоку ЦРУ Пола Пиллара (Paul Pillar), о том, что Белый дом «избирательно» пользовался разведданными, чтобы создать повод для войны в Ираке. «Мистер Пиллар был на очень высокой должности и имел возможности обнародовать свои взгляды, если бы действительно говорил то, что думает. Он собирал совещание высокопоставленных политиков перед началом иракской войны в 2003. Если у него были какие-либо возражения насчет войны, он мог тогда сказать о них». Но, согласно присутствовавшим тогда на совещании, он не сделал этого ни тогда, ни когда-либо после этого.
Еще более странно, сказал Пёрл, что миллионы документов, захваченных в разведслужбах Саддама, «остаются непереведенными».
«Я думаю, что сообщество разведчиков не хочет, чтобы они были исследованы», - сказал Пёрл.
Среди таких документов, представленных на конференции бывшим переводчиком ФБР Биллом Тьерни (Bill Tierney), - фрагменты записанных на пленку разговоров Саддама, которые он вел во дворце со своими высокопоставленными помощниками. В них он обсуждал планы по ядерным вооружениям – в 2000 г., гораздо позже инспекции ООН, когда инспекторы считали, что он прекратил работы по ОМП.
«В этих пленках наиболее тревожит, - сказал Тьерни, - что лица, с которыми беседовал Саддам, были абсолютно неизвестны Специальной комиссии ООН». Так, продолжал Тьерни, программы по получению урановой плазмы, которые Саддам обсуждал с помощниками как продолжающуюся операцию в 2000 г., в окончательном докладе ЦРУ об иракских вооружениях, представленном в 2004 группой по обзору Ирака (Iraq Survey Group) были отвергнуты как «старые программы», прекращенные несколько лет назад.
Перевод с английского Надежды Банчик
NewsMax.com, Sunday, Feb. 19, 2006
|