РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Фарс с выборами в Чечне

Флориан Хассель, FrankfurterRundschau,
перевод -
Инопресса, 06.03.07г.

 

Парламент делает премьера Кадырова президентом. Посланник Совета Европы требует создания специальной комиссии

Премьер кавказской республики Рамзан Кадыров подавляющим большинством голосов избран в пятницу президентом

Это стало самым большим успехом 30-летнего Кадырова: 56 из 58 депутатов чеченского парламента проголосовали за его кандидатуру. При одном голосе против и одном воздержавшемся.

"Так же, как природа расцветает весной, расцветет и наша республика под руководством молодого талантливого Рамзана Ахмадовича Кадырова", – заявил один из депутатов во время процедуры голосования, не продлившейся и 20 минут. С демократией это избрание не имело ничего общего. После того как в конце 2004 года Кремль отменил прямое избирательное право для субъектов Федерации, губернаторы или президенты фактически назначаются и снимаются с должности самим президентом РФ Владимиром Путиным. Уже 15 февраля предшественник Кадырова на посту президента Алу Алханов "добровольно" попросил об отставке. В четверг Путин предложил кандидатуру Кадырова на рассмотрение чеченского парламента. Через день парламент республики принял "предложение".

И это неудивительно: почти все без исключения депутаты были подобраны самим Кадыровым и в ходе сфальсифицированных выборов в ноябре 2005 года избраны депутатами. Только в октябре 2006 года Кадыров, которому исполнилось 30 лет, достиг необходимого для кандидата в президенты возраста. Для того чтобы избежать возможных сомнений, Путин принял Кадырова в четверг в своей московской резиденции.

Цель: "реабилитация" страны

"Я очень рассчитываю на то, что назначение на эту высокую должность, если оно произойдет, – а я надеюсь, что депутаты парламента Чечни меня поддержат, – послужит тому, что Вы приложите все силы для того, чтобы реабилитация Чечни продолжалась теми же темпами", – заявил Путин на встрече с Кадыровым, которую освещали российские телеканалы. Кадыров пообещал "делать все для того, чтобы люди нашей республики, наши граждане жили достойно, как и другие". Кадыров – идеальный президент, заявил советник Кремля политолог Глеб Павловский в интервью газете "Время новостей", озвучив "правильное" толкование назначения Кадырова: "Это символическое и политическое окончание войны в Чечне".

В действительности же подпольная война идет не только в Чечне, она распространилась и на соседние кавказские республики. Ни одного дня не проходит без того, чтобы повстанцы не убили военнослужащего или милиционера или же не было установлено мест укрытия боевиков, которые танками ровняются с землей. В военных хрониках, которые на Кавказе ведут российские правозащитники, только в феврале зафиксировано по меньшей мере 48 погибших и 51 раненый.

В самой Чечне Кадыров правит как господин и президент при поддержке средств из Москвы, а также выбитых под нажимом "отчислений" в Фонд имени Ахмада Кадырова. Они используются и на восстановление. Многие чеченцы хвалят Кадырова, когда к ним обращаются посторонние. "Мы живем, как при Сталине, – говорит один чеченский предприниматель в беседе с FR. – Если мы не будем хвалить диктатора, ночью его головорезы будут у наших дверей".

Кадыров руководит вооруженными боевыми отрядами, состоящими преимущественно из бывших сепаратистов и насчитывающими до 19 тыс. человек. "Кадыровцы" обвиняются в большинстве случаев похищения и убийств, которые происходят в Чечне: однажды Кадыров сам был запечатлен на фото в тот момент, когда запихивал свою жертву в багажник автомобиля. В 2006 году правозащитники насчитали 172 случая похищений.

В общем и целом за время второй чеченской кампании было похищено от 3 тыс. до 5 тыс. человек, многие из них убиты, сообщают правозащитники.

Тысячи пропавших

Томас Хаммарберг, комиссар Совета Европа по правам человека, подверг в пятницу в Москве критике пытки и полученные под давлением признания в чеченских тюрьмах. В Грозном комиссар по правам человека предложил правительству под руководством Кадырова создать специальную комиссию по установлению истины по принципу южноафриканской. Она должна выяснить судьбы тысяч людей, пропавших в Чечне.