РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Новая Холодная война. Один вопрос двум экспертам

Washington Profile, 24.02.07г.

 

Началась ли новая Холодная война между США и Россией?

Гэри Хэмбург, профессор Колледжа Клэрмонт МакКена, автор нескольких книг о СССР и России: Отношения между Россией и США обострились по нескольким причинам. Во-первых, Владимир Путин считает, что США стали причиной нестабильности в мире. То есть, американское вмешательство в Ираке дестабилизировало Ближний Восток, и, помимо этого, влияние США на блок НАТО ухудшает ситуацию в "ближнем зарубежье" России. Путин также считает, что Вашингтон недооценивает российскую мощь как в экономической сфере, так и в политической.

Администрация Джорджа Буша, в свою очередь, разочарована тем, что на ее взгляд, Россия вмешивается во внутренние дела Украины, занимает непродуктивную позицию по отношению к Грузии и использует нефть и газ в качестве политического оружия.

Соединенным Штатам также не нравится, что Россия продолжает применять силу в Чечне. Американцам это напоминает советские времена, несмотря на то, что между Кремлем и Белым Домом существует негласное соглашение, согласно которому США не особо интересуются процессом умиротворения Чечни во имя международной борьбы с терроризмом.

И в российской, и в американской политических элитах есть люди, которые до сих пор с настороженностью смотрят на своего бывшего противника эпохи Холодной войны. Но это не значит, что нынешние напряженные отношения можно назвать новой Холодной войной. Ситуация далека от той взрывоопасной обстановки, которая была десятилетия назад.

Может ли ситуация приобрести более опасный характер? Да, российско-американские отношения могут обостриться при более агрессивном проявлении российского национализма в ближнем зарубежье и в зависимости от того, до какой степени США будут продвигать антироссийскую политику в Средней Азии, на Кавказе и в Европе. В данный момент проблемы между двумя державами выглядят решаемыми.

Джоханнес Линн\Johannes F. Linn, старший научный сотрудник исследовательского Brookings Institute: Я надеюсь, что это не начало новой Холодной войны. Это было бы печально, бесполезно и неуместно, так как Россия и США имеют совместные долгосрочные интересы в глобальной и региональной политике. Конечно, нельзя ныне говорить лишь о конфронтации между Россией и США, между Западом и Востоком, не упоминая Китай, Индию, Европу. Нынешний мир намного сложнее, чем он был во времена Холодной войны. Возвращение к старой риторике только мешает вести дела, оперировать в условиях нового глобального баланса сил.

С российской точки зрения, США в постсоветские годы предпринимали некоторые действия, которые воспринимались как недоброжелательные. Россия считает, что последние 10-15 лет она была в целом покладистой и уступчивой - в вопросе воссоединения Германии, в поддержке США после терактов 11 сентября 2001 года и в том, что она не стояла на пути экспансии Европейского Союза и даже, в какой-то степени, расширения НАТО. А в ответ, как считают в Кремле, США провели смену режима не только в Ираке, но и ранее, в Сербии. Так что, с точки зрения России, США не выступали в роли конструктивного партнера.

Ныне Россия видит себя как страну, восстановляющую свою экономическую и, даже можно сказать, военную мощь. Причем для президента Путина и его коллег самоутверждение за границей приносит домашние выгоды. По этим причинам Россия действует более напористо и даже иногда конфронтационно, например, с Ираном, и это, в какой-то степени, можно понять.

Подобное поведение России, конечно, кажется американцам неконструктивным, особенно в то время, когда США все больше и больше слабеют в результате конфронтации в Ираке. В итоге видно некое возвращение к старым подозрениям, но это не риторика новой Холодной войны, а скорее "послевкусие" старой.

Если оценивать, как это может отразиться на международной политике, то на Ближнем Востоке может произойти не прямая конфронтация между Москвой и Вашингтоном - этого вообще не стоит ожидать - но могут быть предприняты какие-то действия, которые сделают еще более сложным разрешение проблем региона в соответствии с долгосрочными интересами России и США. По другим вопросам серьезных проблем быть не может, исключением могут стать какие-то риторические разногласия. В любом случае, это все крайне печально, поскольку при наличии хороших отношений Москва и Вашингтон могли бы вместе работать над разрешением серьезных проблем.