РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Ответ системы

Александр Гольц, ЕЖ, 07.02.07г.

 

Журнал «Коммерсант-Власть» опубликовал попавшую в его распоряжение вполне зверскую методичку относительно того, как рекомендуется бороться с дедовщиной. В частности, предлагаются коллективные наказания старослужащих в случае любого нарушения дисциплины в части: проведение «до посинения» занятий по радиационной, химической и биологической защите – или выполнение земляных работ, желательно в ночное время. При этом автор предусмотрительно советует командирам, во избежание жалоб, изготовить учебный план – так, мол, военнослужащих готовят к противодействию атаки террористов. Также рекомендуется проводить "жесткий прессинг лиц кавказской национальности" и "опускание лидеров группировок отрицательной направленности". В случае употребления солдатами спиртных напитков, предлагается делать им промывание желудка двумя ведрами воды, а затем фотографировать их в «скотских позах» для отправки фотографий родителям.

Из текста следует, что это, во-первых, написано старшим армейским начальником, либо уровня той бригады радиационной, химической и бактериологической защиты, откуда и поступил в редакцию сей документ, либо штаба военного округа. Во-вторых, судя по уголовной лексике («опустить» и т.п.), сии рекомендации явно исходят не из Министерства обороны.

Вот это и есть самое интересное. То есть речь идет о реальном ответе «с мест» на последовавшие в последнее время многочисленные инициативы Министерства обороны на предмет искоренения дедовщины (директивы министра, инструкции и приказы, а также создание общественного совета и родительских комитетов). Документ свидетельствует: в войсках поняли и поверили, что по выявленным и преданным гласности фактам дедовщины будут спрашивать строго. И сейчас самая главная цель – не попасть под раздачу. Именно этим вполне искренним желанием и продиктованы попавшие в «Коммерсант-Власть» «рекомендации». Из них со всей очевидностью следует – бороться с дедовщиной предлагается с помощью дедовщины же.

По той простой причине, что российская армия иных средств поддержания дисциплины, кроме насилия, не знает. Более того, насилия, не предусмотренного никакими уставами. Самое поразительное, что в этой армии даже боевая подготовка обречена стать частью наказания.

Удивляться здесь совершенно нечему. Существует дикая, варварская система поддержания дисциплины, которая именуется дедовщиной. Она представляет собой прямое следствие общей системы взаимоотношений в российских Вооруженных силах. В настоящее время предпринимается попытка искоренить дедовщину административным путем, не затрагивая при этом самих основ этой армии. А именно: того, что служба в ней – некий всеобщий налог, а не профессия. Того, что младший по должности (неважно - офицер или солдат) должен слепо исполнять любой приказ. Того, что младший по должности (опять-таки, неважно - солдат-срочник или офицер) находится в полной, абсолютной и совершенно унизительной зависимости от командира. И вот по сугубо политическим соображениям (год-то у нас предвыборный, говорят, министр обороны в преемники метит) от офицеров требуют разом прекратить дедовщину. Точно так же некоторое время назад потребовали не использовать рабский труд солдат.

Если пытаться всерьез выполнить это требование, то следует принципиальным образом поменять саму систему функционирования Вооруженных сил. Не после 2008 года, а немедленно приступить к формированию профессионального сержантского корпуса. Сейчас, а не по Бог знает когда, кардинально изменить систему образования офицеров, так, чтобы лейтенанты могли поддерживать дисциплину силой своего авторитета, а не тяжестью собственного кулака и кулаков «дедов». Создавать систему реального, а не декоративного гражданского контроля.

Пока что нынешнее военно-политическое руководство не в состоянии осознать даже всю сложность этой проблемы. Так же, как Горбачев пытался с помощью перестройки и гласности создать «социализм с человеческим лицом», так и они, объявляя поход против дедовщины, пытаются придать человеческое лицо советской по сути армии. Выходов здесь можно сделать два. Или отказ от давно отжившей, принадлежащей к позапрошлому веку системы военной организации. Или жесткая цензура, направление всех усилий на то, чтобы никакая информация из Вооруженных сил не утекала. Подозреваю, что к первому пути обратятся, только исчерпав все возможности второго. И стоит ли удивляться, что пока что нынешняя система военной организации может предложить только те средства, которые она наработала за годы своего существования. В данном случае, это только и исключительно - насилие.