РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Чеченец в аркане международного сговора

Дата Туташхиа, ИА DAYMOHK, 31.01.07г.

 

Полтора месяца назад они уходили в Чечню с песнями, танцами и под восторженные здравицы по поводу «истинного» патриотизма, готового спасти родину от военной разрухи. Но спасали, оказывается, имидж российского конституционного терроризма.

Хорошо помню молодую женщину с непокрытой головой и с ребенком на руках, не в меру радостно раскудахтавшуюся перед журналистами, и грустный осадок от старика в танце. Могли ли эти люди позволить себе подобное, когда там, куда они перебирались, все еще умирали их сестры и братья? Хотя, как потом выяснилось, родиной Чечня была только для их седьмого колена. От того и мозги просквозили.

А как восторженно встречали на всех границах. В излишней услужливости России на всем тысячекилометровом промежутке не угасали проблесковые маячки на грузинских, азербайджанских, дагестанских, а потом и чеченских машинах сопровождения. Такой вот всекавказский круг почета. Можно было бы еще и через Турцию, страны Ближнего Востока, Китай и Японию.

Везли, как страусиное яйцо, боясь, что кто-нибудь сдохнет, прежде чем достигнет границ Чечни. А там случись что угодно. Там каждый час убивают. А тут врачи на всех стыках и поворотах. И на всех остановках гуманитарные закуски, встречи с журналистами. Чему радовались грузины, ясно, а вот с чего расшевелились азербайджанцы, не совсем было понятно.

Это был маршрут цинизма и лжи. Каждый обманывался и рад был обмануться по своему тому, что им беззастенчиво рисовали по поводу мирной и цветущей Чечни, где уже цветут камни, тротуары и фонарные столбы. Одним словом, радости у всех было через край.

Прибыли. 89 человек, половина из которых граждане Грузии (ЧКНС ПРЕСС-РЕЛИЗ №1075, 26 января 2007 года, г. Назрань), разместили в пунктах временного проживания №№ 24, 26, 28, а также в ПВРах на ул. Кольцова (Старопромысловский район) и пос. им. Мичурина (Октябрьский район).

Реальность оказалась много страшней даже самых больных иллюзий. Уже к концу месяца стало ясно, что они никому здесь не нужны. Забыты, брошены и заклеваны кадыровским, российским вороньем.

Многим уже не светит обещанная компенсация, другие же должны будут отдать половину суммы в качестве взятки.

Как сообщает СНО, «перед выездом из Грузии им была обещана всестороння помощь. Многие из возвращавшихся, поверив обещаниям чиновников, оставили там свои вещи и т.д., взяв с собой только самое необходимое.

Однако, по прибытию на место, после размещения вернувшихся людей в ПВРах, представители властей о них практически забыли». Не окажи разовую помощь Датский Совет по беженцам, они «практически были обречены на полуголодное существование».

Но и это еще ничего. Что ни день, идут сплошные облавы. Хорошо, что семьи предусмотрительно оставили в Грузии мужчин, а то бы большой беды не миновать, как в семье Хусейна Борчашвили, о котором мы уже не раз писали. Отец пятерых детей так и пропал с концами, а ставшие свидетелями ночной облавы дети ходят с тяжелыми с стрессовыми увечьями.

Такова судьба 200 с небольшим вернувшихся за семь лет из восьми тысяч человек. Согласитесь, почти никто и не обманулся. И правильно сделали.

А вот судьба мужского состава, кто все же рискнул вернуться в Чечню и пройти «амнистию», более чем трагична. Независимо от того, были они или нет муджахедами, всех пропустили через «амнистию». Клевать продолжают по сей день. Кое-кого определили в стукачи. А кто не пожелал им стать, типа того, кто по возвращению говорил, «я не воин, а колхозник», сейчас в бегах и не ночует дома.

От всех открыто требуют выдачи двух настоящих и еще нескольких потенциальных муджахедов. Каждому говорят: «Думаешь, тебе подарили амнистию случайно, когда другие еще в ожидании? Отрабатывай».

Многие хотели бы вернуться в прежние места обитания, да вот уже сложно и стыдно. Кроме всех прочих проблем, есть и еще одна- доверия в той среде не бывает не только к тем, кто уходил под «амнистию», но и совершил домой хотя бы одну поездку.

Отношение беженцев и властей к таким крайне осторожное и внимание пристальное. Связано это с тем, что пробраться в Чечню и вернуться обратно в нынешней ситуации для мужского состава крайне рискованно, если не имеешь каких-то привилегий от российских властей. Если это не так, то мужчины становятся добычей уже на границе или дома.

Хорошо известно, как трагически оборачивается ситуация и для тех, кто рискует совершать поездки из Европы в Чечню. Много случаев гибели молодых людей, становившихся жертвой доносов в первую же ночь возвращения. Пропадают не только мужчины, но и женщины, занятые исключительно добычей куска хлеба для семьи.

Ситуация с вынужденными беженцами Чечни крайне тяжелая и далекая от разрешения. Капканы расставлены со всех сторон, и чеченец уязвим во всех отношениях. Нельзя работать, торговать, получать гуманитарку от мусульманских стран, повидаться с родными, живущими дома, передвигаться, быть принятыми в других странах. Сплошные «нельзя». Уже много лет.

Давно перевалил за мыслимые и немыслимые границы всех международных (придуманных «цивилизованным» человечеством) норм срок, когда в любой стране дают гражданство или еще как-то решают судьбу. Все дело в России, в страхе мира перед русскими и защите интересов не слабых, а сильных. Все дело в страхе тех, кто решает свои проблемы с Россией и торгует судьбами чеченцев. Все дело в международном сговоре над обездоленными.