РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Литва: «Назад в будущее»

Ярас Валюкенас, г Вильнюс, www.jaras.org,
Отдел публикаций и СМИ, CHECHENPRESS, 22.01.07.

 

Эпоху можно считать законченной, когда полностью истощились ее основополагающие иллюзии. Упадок нравов - это погибель государства как политического целого” (Наполеон Бонапарт)

В заключение серии публикаций на тему «Истоки терроризма» хотелось бы глубже коснуться основных жизненных приоритетов в современном мире. Вполне возможно, что глубинные причины нарастающего противостояния в обществе вызваны именно ими.

Обратим внимание на слова видного политика двадцатого столетия: «Демократия – ужасный строй, но ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль) Боюсь, что на этом промежутке истории мы все станем невольными свидетелями конца “демократической” эпохи. Система, основанная исключительно на материализме, не может существовать долго, и ничего в этом удивительного нет.

В борьбе за власть политики давно ушли от народа – погрязнув во лжи, коррупции и скандалах, отрадно хотя бы то, что они сами это осознают, время от времени объявляя войну собственным порокам. Люди то же начинают понимать, что демократия только на бумаге дает им власть, на практике власть и правосудие находятся в руках тех немногих имеющих большие деньги и контроль над средствами массовой информации.

Основа демократии предполагает три основных принципа: Первый и самый главный из них это свобода слова и независимые СМИ, без которых свободное слово останется лишь криком вопиющего в пустыне, второй по значимости принцип, независимый от верховной власти суд, и последнее это разделение властей и политическая конкуренция с равными возможностями для всех.

Найдите сегодня хотя бы одно «демократическое» государство соответствующее этим основным принципам. Определенно пока могу сказать только о положении дел в Литве.
Все вышеуказанные принципы демократии существуют у нас только на бумаге, на деле же власть, суды и СМИ, представляют собой единый организм. Достаточно взять в руки любую газету и сразу можно понять, кто из политиков за ней стоит.

У меня, как впрочем, и у многих, давно сложилось мнение, что большинство Литовских средств массовой информации, выполняют роль некого политического инструмента, с помощью которого политики расправляются с неугодными, формируют общественное мнение и направляют его в определенное русло.

Но, я не думаю, что картина в Литве кардинально отличаются от европейской в целом. Безусловно, на данный момент Европа имеет некоторое преимущество в плане демократии, и на это есть несколько причин. В отличие от своих восточно-европейских соседей, старый свет столетиями воспитывал в обществе определенную культуру и гражданскую позицию. Политики на западе пусть неохотно, но вынуждены считаться с народом. В восточной Европе, позиция общества как не признавалась государственной властью, так и не признается. На этот счет я имею свое мнение.

Политики и чиновники в Литве никогда не были свободными, чувство свободного человека пугает их. На протяжении десятилетий большинство из них верой и правдой служили коммунистической идеологии, получая за это лакомый кусочек из рук хозяина, и вдруг в один момент они оказались перед выбором. По утверждению историков и некоторых аналитиков в каждом коммунистическом государстве имелся план действий на случай падения коммунизма. К примеру, в Румынии он получил название «План М». Власть должна была захватить группа из нескольких сот офицеров госбезопасности и на словах отказаться от коммунизма. Стоит обратить внимание на то, что в странах восточной Европы у власти осталось большинство представителей советского режима.

Многие члены Европарламента осознают всю трагичность положения своих восточноевропейских соседей: «Ясно было, что расширение Европы и включение бывших восточных соцстран будет очень плохо сказываться для демократической Европы. По той простой причине, что как только эти государства получили независимость от Советского Союза, сразу, немедленно продали независимость американцам. Это уже не независимые государства. Это государства, которые живут в системе ограниченного суверенитета. Это трагедия их истории, конечно, что их руководящие круги предпочитают быть вассалами Америки, чем равноправными партнерами Европейского Союза. Жаль, жаль. Потому что они не получат европейский союз, который они знали. Европейский союз будет слабее.

Ясно, что этот маневр Америки ведет к расколу Европы. Она расколота на две части этой войной. Это уже первые плоды линии американской администрации. Так иногда случается, то люди и государства получают свободы и оказываются недостойными этой свободы» (Джульетто Кьеза) К этому я добавил бы еще один трагический для Литвы момент, мы из роли оккупированных перешли на роль в оккупантов.

Прислушайтесь к некоторым словам наших политиков. «Чем меньше у нас будет Америки, тем больше у нас будет России», – а почему в Литве не может быть больше Литвы? Задаются вопросом многие наши люди. «Надо платить нашим рабочим по три тысячи литов и тогда все вернутся в Литву».

Граждане из Сейма, не все в жизни продается за деньги, большинство уезжает не за ними, свободные люди ищут пути реализации своих идей и возможностей, и даже десять тысяч литов не заставят их отказаться от свободы. Коррупция деформировала социальную справедливость, позволив людям с деньгами и связями занять все ключевые места в социальной и политической сфере государства. Мне пришлось говорить со многими уезжающими, подавляющие большинство из них патриоты своей Родины. Они уезжают с надеждой, что вернутся уже в свободную и независимую Литву. Сегодня по выражению наших политиков, мы всего лишь создаем имидж не коррумпированного демократического государства.

Народ, который не любит сам себя, как правило, гибнет. И то, что сегодня происходит в Литве на политическом уровне очень настораживает, все эти политические игры, безусловно, отражаются на сознании общества, сеют взаимное неуважение, вызывают недоверие к государству. Лож и лицемерие становятся нормой жизни уже не только для политиков, правду стали ненавидеть, за правду преследовать.

Как правило, возрождение общества начинается с покаяния его лидеров, однако вместо этого, наши политики продолжают обвинять друг друга и искать виновных на стороне, забывая о том, что они сами являются причиной растущего в обществе недоверия к государственным структурам. Мы требуем возмещения многомиллиардного ущерба у России, но не хотим вернуть долг своим гражданам, пострадавшим в большей мере именно от рук своих политиков того времени.

Люди, которым пришлось пройти через весь ад советских концлагерей, знают, что именно литовские чекисты были самыми жестокими в отношении своего народа и более того, в то время когда Москва в конце пятидесятых разрешила вернуться на Родину многим незаконно репрессированным гражданам, именно литовская власть продолжала препятствовать их возращению.

Так кто должен возмещать убытки? Большинство представителей той власти и сегодня респектабельные граждане, многие из них миллионеры. Я не призываю сводить счеты, я призываю к покаянию и справедливости, я против разрушения памятников поставленных советским, немецким и вообще любым солдатам той эпохи, все они жертвы бесчеловечной политики. Мне пришлось расти среди японских и немецких военнопленных, среди советских «врагов народа» Первым нашим соседом был немецкий солдат СС, это был добрый человек, душа любой компании, прекрасный строитель и таких были тысячи. Всех нас, Литовцев, Немцев, Японцев, Чеченцев, Ингушей, Украинцев и Казахов объединяло общее горе, и только взаимная поддержка помогла нам выжить в те времена.

Материальное благополучие и мир не может быть вечным на этой грешной земле, уверен, что и Литву ждут впереди тяжелые испытания. Быть или не быть государству, зависит только от духовного и морального уровня сознания его граждан. К большому сожалению, мораль в нашем обществе становится непопулярна. Безусловно, это болезнь не только Литовского государства. Я присоединяюсь к мнению Александра Солженицына, который один из первых публично обратил на это внимание.

Начиная приветственную речь на церемонии присуждения научных степеней в Гарварде в 1978 г., Солженицын упомянул о девизе этого университета — «Veritas» («истина» по-латыни). Его речь разоблачала западную безнравственность, материализм и безбожие. Солженицын нанес удар по самолюбию интеллектуального общества, спровоцировав ярость академиков и недовольные статьи в либеральной прессе. «Он считает себя обладателем Истины, — гласила передовица New York Times, произнося над ним высшее постмодернистическое проклятие, — и всюду видит только заблуждения, куда ни посмотрит». Майкл Новак, возможно, был более точен, назвав речь Солженицына «самым значимым религиозным документом нашего времени».

Обращение Солженицына касается постмодернистских вопросов с христианской точки зрения. Уже само название указывает на состояние постмодернистского общества: «Расколотый мир». Писатель утверждает традиционную культуру в противоположность всеохватывающей массовой культуре западного секуляризма. Он детально анализирует западный материализм и его озабоченность комфортом и благополучием, что, в конечном счете, лишает нас способности быть смелыми и жертвенными. Он сожалеет о том, что наши законы отделены от морали. «Общество едва ли может себя защитить перед лицом человеческого падения, например, защитить себя от злоупотребления свободой и от нравственного насилия, навязываемого молодежи, как например, от фильмов, переполненных порнографией, от преступлений и ужаса». Он публично критикует безответственность средств массовой информации и «телевизионное безумие» Запада. «Ваши ученые свободны в плане правовом, — говорит он, — однако они рабы преобладающего умонастроения в обществе». Он критикует «гуманизм, потерявший свои христианские корни», указывает на моральный износ «омертвелых формулировок Просвещения».

В речи Солженицына звучит критика современного мировоззрения и провозглашение христианской исторической позиции: «На пути от Ренессанса до наших дней мы накопили большой опыт, но потеряли представление о бытии Наивысшего Абсолюта, которое обуздывало наши страсти и безответственность. Мы слишком уповали на политику и социальные реформы — только для того, чтобы обнаружить, что у нас отняли самое дорогое: нашу духовную жизнь. Она втоптана в грязь толпой партийцев на Востоке и коммерсантов — на Западе».

К вышесказанному можно добавить то, что количество людей осознавших порочность всех раннее существовавших систем, будет возрастать, пропорционально числу беднеющих и богатеющих в этом мире, число этих двух категорий постоянно растет, а противостояние между ними с каждым годом накаляется. Следуя несовершенной человеческой логике, невольно приходишь к выводу, что Создатель, время от времени, просто обязан напоминать людям, кто является истинным хозяином на земле.

Большинство современных политиков лишь относительно можно назвать разумными, в их сознании полностью отсутствуют элементарные частицы мудрости, повторяя ошибки своих предков, ими вновь делается ставка на технологическое и военное превосходство, ставка на создание неких блоков, увеличении расходов на вооружение. Но сколько можно наступать на одни и те же грабли? В нашей истории все самые мощные империи гибли исключительно по причине самоуничтожения, в следствии полного падения нравственности. Может, кто-то из политиков решил, что мы исключение из этого правила? Вполне определенно наш мир начинает жить по старой уголовной поговорке: «Сегодня умри ты, а я лучше умру завтра»

Авторитет власти определяется идеологией, а вся нынешняя идеология в государствах с рыночной экономикой направлена на пропаганду обогащения, и свободу от моральных и нравственных ценностей. Миром правят жестокость, насилие, жадность, злоба. Причём, нравственных и добрых людей гораздо больше, чем тех, кто живёт за их счёт, но это меньшинство правит миром, унижает и развязывает войны, отбирает у людей последнее ради своего обогащения. Так ведь не может продолжаться вечно?

Основную причину разрушения морали и гражданской позиции нации в любом современном обществе я вижу в отсутствии независимых средств массовой информации. Повторю слова члена Европарламента Джульетто Кьеза: «Если бы у нас была хорошая — динамичная и открытая — система массовой информации, то люди думали бы по-другому. И влияние на ситуацию было бы другое. Я считаю, что у нас на Западе, — кризис демократии. И кризис демократии в том, что вершины принимают решения, пренебрегая тем, что происходит в обществе. А средства массовой информации не дают обществу реальной информации” Современное общество воспитывается исключительно на материальном достатке, он становится культовым в нашем сознании. Как вообще в этом случае можно говорить о борьбе с коррупцией?

Так как же поведет себя такое общество в случае в случае глобальной катастрофы, сможем ли мы сохранить и защитить свое государство? То, что наш мир катится в бездну, видно уже невооруженным глазом. Один из сценариев дальнейшего развития предлагает нашему вниманию Сергей Кугушев: «Катастрофичность привычного нам мира становится всё очевиднее с каждым новым событием, c каждым сообщением мировых информационных служб. Только не имеющий ушей не услышит, не имеющий глаз не увидит, утерявший разум не поймет и не распознает надвигающуюся опасность. Еще до нарастающих природных катаклизмов, грозящих стряхнуть Homo sapiens с лица земли, человечество постигнет рукотворный системный кризис. Более-менее ясен и его сценарий. Сначала всё более вероятный лавинообразный обвал мировой финансовой системы и последующее за ним резкое снижение масштабов и связанности мировой торговли, находящее свое завершение в системном глобальном экономическом кризисе, охватывающем все страны и континенты. Вслед за этим произойдет необратимое нарушение социальной устойчивости, как в масштабах планеты, так и в странах «золотого миллиарда». Прежде всего, трагическое по размерам и интенсивности «вымывание» среднего класса из социальной структуры развитых обществ и ее фазовая поляризация. Параллельно этому будет происходить тотальный отказ от обязательств богатых стран в отношении старых и новых бедняков в развитых странах, а также в отношении нищих регионов и территорий, где живёт подавляющее большинство населения Земли. Затем с неизбежностью наступит политический хаос, распространяющийся на межцивилизационные: страновые, конфессиональные и этнические взаимоотношения. Наступят повсеместные сумерки демократии и возрождение нового тоталитаризма в конкретных, исторически обусловленных для каждой цивилизации и каждого региона, формах. Всё это породит терроризм нового типа — массовое сведение счетов, мотивированное тотальной агрессией, отлившейся в форму войны на нанесение максимального ущерба оставшимся богатым анклавам, регионам и странам».

О том, что индустриально развитый мир потенциально уязвимый, писалось и говорилось много. Не для кого не является секретом, что наша жизнь стала полностью зависима от различного вида технологий, сегодня неисправность всего лишь одного светофора способна парализовать жизнь любого современного мегаполиса. Не так давно разрушение финансовой системы ощутил на себе каждый житель бывшего СССР. Но главную опасность, на мой взгляд, представляют не сами природные или социальные катаклизмы, а поведение общества в экстремальной ситуации, способность его к коллективному выживанию и главное к сохранению нации так таковой. Ураган «Катрина» не глобальная катастрофа, но ее посещение наглядно приоткрыло некоторые пороки современной цивилизации.

Свободный мир, образцом которого принято считать западную модель, в сознании миллионов людей начинает ассоциироваться, как мир свободный от всего, в том числе от морали и нравственности. Те, кто сегодня пытается навязать подобную модель всему миру, глубоко заблуждаются, преследуя эту цель, они рискуют окончательно подорвать основы самой демократии в своих государствах.

Подавляющее большинство американцев – 66% - считают, что ФБР и другие правительственные организации ведут за ними слежку, копаясь в подробностях их личной жизни. И лишь 29 процентов придерживаются иного мнения. Это показали результаты опроса, проведенного газетой Washington Post совместно с телекомпанией АВС.

Европарламентарий Дж. Кьеза несмотря на сдержанность эмоций, прекрасно осознает, какая опасность грозит Европе. В отношении провокаций и их последствий он не лукавит и говорит вполне определенно: «Допустим, если американцы атакуют Иран, то реакция подавляющей части Европы будет отрицательной. Даже правительства будут возражать против этого. Но это будет происходить не в стабильной нормальной ситуации, а в условиях напряженности. Руководство Америки ищет предлог. Когда предлог появится: через провокации, инциденты, террористические акты, в которых они обвинят правительство Тегерана, — тогда неизвестно, какая будет реакция. Создастся давление эмоций, и в этом случае всё может происходить. Я уверен, что США уже готовят атаку против Ирана, могу представить такой сценарий. По Ирану наносится авиационный удар, спровоцированный какой-то ситуацией, в которой Америка обвинит Иран. Иран будет отвечать. Как? Стрелять по всем кораблям, идущим по Персидскому заливу. Сразу, дней через 15, стоимость нефти взлетит в 2-3-4 раза. Это будет кризис. Через пару месяцев Европа останется без бензина. В таких условиях трудно предсказать, как будут реагировать европейцы. Они могут закричать, что Иран оставил их без бензина. Неважно, кто в этом виноват: Иран оставил без бензина. Вот и всё».

Дальнейшее развитие данного сценария подробно разъяснять не стоит.

В заключении хочу еще раз повторить, что самой большой угрозой существования нашего государства и всей цивилизации в целом, является повсеместное уничтожение морали, и только ее возрождение может стать гарантией нашего сохранения вплоть до самого Судного Дня и далее.

Возрастающее сопротивление оккупационным войскам в моем сознании ассоциируется как некий иммунитет цивилизации, способный приостановить наше скорое падение в бездну. Наверное только чувство надвигающейся опасности, сможет заставить нас пересмотреть свои ценности и напомнить, что все мы смертные. Я уверен, что Литовское Государство, пройдя тяжелый путь очищения, возродится, и основой нашего будущего, станут вечные ценности данные нам свыше.