РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

О Совете Европы, международном праве и России

CHECHENPRESS, 22.01.07.

 

Когда же Совет Европы поймет, что с Россией нужно говорить строго, исходя из общепризнанных норм международного права?  – Письмо Международной Ассоциации «Мир и права человека».

Россия присоединилась к Совету Европы 28. 02. 1996 года. В то время, когда еще шла первая российско-чеченская война, сопровождаемая (по меньшей мере) грубыми нарушениями прав и свобод человека в Чечении. При присоединении к Совету Европы, Россия приняла на себя обязательства, соблюдать свои общие обязанности по Уставу Совета Европы. В частности это – плюралистическая демократия, верховенство права, прав человека и основных свобод для всех лиц, находящихся под ее юрисдикцией. В Заключении № 193 были определены конкретные обязательства и установлены предельные сроки для их выполнения.

В числе этих обязательств было и обязательство отдать в руки правосудия лиц виновных в нарушении прав человека в Чечении. Совершенно ясно, что данное обязательство не могло быть выполнено российским руководством, т.к. это означало бы добровольно передать в руки правосудия самих себя. Среди других обязательств, которые Россия на себя взяла, вступив в Совет Европы добровольно, - это сотрудничество с этой организацией, участие в ее приоритетных проектах. К таким приоритетам относится и все, что связано с работой европейского суда по правам человека, потому, что количество поступающих жалоб из различных стран Европы ежегодно растет. Из 89 тысяч дел принятых к рассмотрению Европейским судом в 2006 г., на Россию приходится одна пятая часть. Количество жалоб из России постоянно растет от 2490дел в - 2001 году, до 10009 в 2005 г.

Россия является самым крупным поставщиком дел в Европейский суд по правам человека, что конечно характеризует саму систему судопроизводства России. Это подтверждает и тот факт, что, к примеру, из 110 принятых к рассмотрению дел, 82 Россия проиграла, в том числе, и чеченские дела. ЕСПЧ стал буквально захлебываться в потоке жалоб, возрастающем из года в год. В итоге растянулись сроки рассмотрения дел. С момента поступления жалобы и до вынесения постановления или решения Европейским судом, проходит в среднем четыре года, а по некоторым делам до 10 лет. И это при условии, что наиболее частое нарушение, за которое Европейский суд карает европейские государства – долгое рассмотрение дел национальными судами.

В связи с этими серьезными проблемами, в 2000 году, на конференции министров стран Европы была признана необходимость принять срочные меры для усовершенствования работы Суда, и началась интенсивная работа над созданием текста Протокола № 14 к Европейской Конвенции по правам человека. В разработке этого текста принимала участие и Россия. 13мая 2004 года, текст, Протокола № 14 был утвержден министрами стран входящих в Совет Европы и в этот же день был открыт для ратификации. В утверждении Протокола принимала участие и Россия.

В мае 2005г. в Варшаве прошел Третий саммит государств – членов С.Е. На нем в числе других документов было принято обязательство ратифицировать Протокол № 14 к маю 2006г. Под этим обязательством стоит и подпись России. По установленным правилам Протокол может вступить в силу только после того, как его ратифицируют все государства – члены Совета Европы.

5 мая 2006 года, за две недели до вступления России на пост Председателя Комитета министров Совета Европы, Россия подписала Протокол № 14. При этом МИД России заявил, что «Россия намерена активно способствовать продвижению реформы Европейского суда по правам человека». А Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, выступая 29 мая 2006 года на заседании Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы, дал обещание, что Государственная Дума будет вести дело к скорейшей ратификации Протокола № 14. Президент России дважды вносил законопроект о ратификации Протокола № 14 на рассмотрение Государственной Думы.

На самом деле, такое желание руководства России принять «активное участие» в модернизации работы Европейского суда, оказалось, как всегда, плохо разыгранной политической игрой.

После того, как 45 стран из 46 входящих в Совет Европы ратифицировали 14 – ый Протокол, многолетняя подготовительная работа по модернизации ЕСПЧ была завершена и последнее слово оставалось за Россией , Е.С. ожидал, что Протокол вступит в силу в начале 2007 года.

!3 декабря 2006г. в Государственной Думе России прошло предварительное обсуждение вопроса о ратификации Протокола № 14, а 20 декабря 2006г. Государственная Дума отклонила законопроект о ратификации Протокола № 14.

За ратификацию высказались 27 депутатов, а против – 138. Для ратификации было необходимо 226 голосов. В условиях, когда Государственной Думой владеет полностью подконтрольное Кремлю большинство, трудно, или невозможно поверить, что Государственная Дума приняла такое решение самостоятельно.

Таким образом, Государственная Дума России впервые за всю историю своего существования отказалась ратифицировать прежде уже подписанный международный договор. Это свело на нет, многолетние старания европейцев улучшить работу ЕСПЧ, который уже завален в огромном потоке жалоб, который ежегодно растет.

Сможет ли выйти Совет Европы из этого тупикового состояния сказать трудно, т.к. Протокол может вступить в законную силу только при условии, если все 46 государств – членов С.Е. ратифицируют его. По закону  «О международных договорах РФ» законопроект о ратификации может вноситься на рассмотрение парламента только один раз. Второго шанса уже нет. Остается только надеяться на то, что Совет Европы все же найдет какой то выход.

Возникает вопрос: что же побудило Россию пойти на такой беспрецедентный шаг?
Более вероятно, что, решение Государственной Думы РФ не ратифицировать протокол о реформе ЕСПЧ, вызвано не юридическими, а политическими причинами, и является еще одним подтверждением того, что Россия отошла от своих международных обязательств, которые были, ею приняты на себя добровольно.

Это, так же свидетельствует о том, что у нынешнего российского руководства отсутствует четко определенная внешнеполитическая,  стратегическая линия поведения. Непоследовательность в действиях российского руководства во многом еще связана и с тем, что оно вынуждено манипулировать международным правом для того, чтобы самим не оказаться фигурантами в международном суде за грубые нарушения прав человека в Чечении и геноцид против чеченского народа.

Так же серьезной причиной для отказа России ратифицировать 14-ый Протокол, стало усиление в нем роли Комитета министров Совета Европы, в вопросах контроля за исполнением решений суда. Вполне возможно, что определенную роль в этом вопросе  сыграло и заявление Генерального секретаря СЕ, Тэрри Дэвиса сделанное им в начале декабря 2006г., в связи, с уже ставшим известным делом «Илашку и другие, против России и Молдовы». По этому делу ЕСПЧ еще в 2004 г., постановил не только выплатить компенсацию за их незаконное осуждение, но и обязал Россию принять «меры к их освобождению», что не было исполнено. Господин Тэрри Дэвис заявил в связи с этим делом, что «если Россия намеревается заботиться об авторитете ЕСПЧ и своей международной репутации, она должна выполнить постановление суда, иначе это лишит российские власти возможности сделать это самим.

Такое сравнительно жесткое заявление г-на Тэрри Дэвиса, при всей его справедливости, не могло не задеть больное самолюбие российского руководства, что среди других причин могло значительно повлиять на принятие отрицательного решения по Протоколу № 14.

28. 02. 1996г. во время присоединения к Совету Европы, Россия приняла на себя обязательство, «в течении одного года подписать и в течении трех лет ратифицировать» Протокол № 6 к Европейской Конвенции прав человека, предусматривающую отмену смертной казни.

И опять же именно Россия является единственной из 46 стран не ратифицировавшей этот Протокол. И не смотря на то, что смертные приговоры не выносились и не приводились в исполнение официально, на самом деле пытки и  внесудебные казни проводятся в Чечении по настоящее время.

В местах лишения свободы многие чеченцы подвергаются жестокому, бесчеловечному обращению или наказанию. В отношении внезапно умерших  в местах лишения свободы чеченцев, судебно медицинские экспертизы в основном не проводятся. Можно привести пример Лечи Исламова который умер в российской тюрьме с такими же признаками отравления, как у Шекочихина и Литвиненко.

Из разных источников поступают жалобы от чеченцев, которые во многих случаях по наговору или в нарушение Международного гуманитарного права осуждены на различные сроки заключения и по национальному признаку, с произвольно навешанными ярлыками подвергаются страшному насилию.

Могут ли себе представить европейцы, как поступают в российских тюрьмах с чеченцами, когда на свободе, в центре столицы «демократической России» убивают талантливую, честную и мужественную журналистку Анну Политковскую, за то, что она (в отличии от многих других, пишущих и говорящих только то, что угодно палачам чеченского народа),осмелилась сказать свойственную ее человеческой натуре, правду.

Могут ли себе представить Европейцы, в каких пытках и муках умирали: законно избранный председатель Парламента ЧРИ, Алихаджиев, которого российские военные арестовали не с оружием в руках, а у себя дома и согласно Международного гуманитарного права должен был быть освобожден от наказания? Какого мужества и самообладания нужно было иметь арестованному российскими военными, бывшему вице-президенту ЧРИ Вахе Арсанову, у которого на его глазах, убивали сына и который сам умер спокойно и не побежденным? Таких примеров можно приводить огромное количество.

Только Европа и весь мир воспринимает страдания и гибель чеченского народа как возмездие «за терроризм», который искусственно культивируется российскими военными и политическими силами для оправдания геноцида чеченского народа. Когда же Европа и весь мир, это наконец поймет, и станет на защиту малочисленного чеченского народа, который, не смотря ни на что, продолжает свою справедливую борьбу против монстра, который может стать опасным не только для своего собственного народа, но и для всего мира, если и дальше мировое сообщество будет мириться с тем, что Кремль грубо игнорирует общепризнанные нормы международного права?

Убийство Александра Литвиненко в центре самой Европы, который, как и Анна Политковская, честно и мужественно раскрывал правду о событиях в Чечении, (тщательно скрываемую от россиян и мирового сообщества), в какой то мере заставило задуматься честных людей, что за этими убийствами скрывается очень многое. Но, к сожалению, человеческая память часто бывает короткой.

В чем взаимосвязь между политическими убийствами в России, геноцидом чеченского народа и отказом ратифицировать Протоколы № 6 и № 14?

Совокупность событий происходящих в последнее время, ясно говорят о том, что российские военные и политические силы пытаются уйти от ответственности за содеянные преступления и им не нравится, когда международные организации, в какой то мере начинают действовать в соответствии со своими международными обязательствами и общепризнанными нормами международного права.

Мотив отказа ратифицировать Протокол № 14, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел  Крашенинников объяснил тем, что предложенные «поправки расходятся с российским судопроизводством».

Но по долгу своей службы, он, обязан был знать, что российская  Конституция, предусматривает верховенство международных договоров, в случаях, если имеются расхождения, между национальным и международным  законодательствами.

Скорее всего, Россия, как и в советские времена, этим жестом напоминает Европе, что западные ценности она уважает только тогда, когда они не затрагивают ее интересы. На протяжении нескольких лет Парламентская Ассамблея Совета Европы принимает Резолюции и Рекомендации по чеченскому вопросу, но ни одна из них не была выполнена Россией. Не понятно для чего принимать следующие Резолюции и Рекомендации, если не выполняются предыдущие?

2.04. 2003г., ПАСЕ приняла более жесткую Резолюцию № 1323, в ст. 10, п.3, которой выражена возможность создания трибунала по военным преступлениям и преступлениям против человечества в Чеченской Республике. Но Россия проигнорировала эту Резолюцию, как и, принятые ранее.

Затем были приняты следующие Резолюции, которые снова и снова игнорируются. А на сессии, которая состоится в ПАСЕ с 22.01.по 26.01. 2007г. в Страсбурге чеченскому вопросу будет уделено, незначительное внимание и Резолюция приниматься не будет.

Международная Ассоциация « Мир и права человека» намерена обратиться к ПАСЕ с просьбой серьезно и основательно, исходя из общепризнанных норм международного права, рассмотреть чеченский вопрос на следующей очередной сессии ПАСЕ, которая состоится с 16-го по 20-ое апреля 2007 года, и:
Дать четкое юридическое определение: является ли вооруженное вторжение российских войск на территорию Чечении актом агрессии, или нет?

Признает ли ПАСЕ юридически, что в Чечении, российскими войсками были совершены военные преступления и преступления перед человечеством?

Признает ли ПАСЕ, что бомбардировки и разрушения чеченских городов и населенных пунктов, где не было ни одного военного объекта, убийство 250 000 мирных людей, продолжающиеся похищения и убийства людей, пытки, внесудебные казни и многое другое ГЕНОЦИДОМ?

Наконец международные организации должны дать на эти и другие вопросы четкий и юридически обоснованный ответ, а не ходить вокруг, да около. Со своей стороны мы представим в ООН, ЕС, СЕ и другим, юридические доказательства, подтверждающие вышеуказанные преступления, совершенные военными и политическими силами России.

Во время апрельской сессии ПАСЕ в Страсбурге будет проведен многолюдный митинг, и мы обращаемся ко всем гражданам Европы, студентам и преподавателям, чеченским беженцам и беженцам других стран, ко всем кому дороги основополагающие принципы международного права, придти на митинг и поддержать нас в наших справедливых требованиях.

Просим распространить это письмо, дать свои отзывы, подписаться, если Вы согласны с текстом и сообщить на E-mail : miriprava@hotmail.com

 

Саид-Эмин Ибрагимов, Президент Международной Ассоциации «Мир и права человека», бывший министр связи Чечении.

18.01.2007г.
Страсбург.