РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Бейбулат Таймиев – воин и дипломат (5 часть)

CHECHENPRESS, 13.01.07.

 

Затянувшаяся осада сильной крепости позволила российскому командованию подтянуть войска из других районов и предпринять движение в направлении  крепости Герзель. Войска Бейбулата, уступавшие численности и артиллерии противнику, вынуждены были прекратить осаду крепости и отойти вглубь территории Чечни.

Для решения вопросов дальнейшего ведения войны 26 июля 1825 года в с.Майртуп собирается съезд чеченского народа. На этом съезде из-за политических и военных разногласий наметился раскол между чеченскими руководителями. Серьезный удар наносила и немногочисленное движение сторонников пророссийской ориентации. Все это ослабляло общее национальное движение и сказалось на дальнейших действиях, сократило численность вооруженного ополчения больше чем на половину.

Если временный политический раскол в Чечне благоприятствовал российскому командованию, то другой фактор позволил Бейбулату самому воспользоваться замешательством противника. Эта гибель двух российских генералов Грекова и Лисаневича, то руки чеченского патриота Учар-хаджи, нанесшего им смертельные кинжальные раны в крепости Герзель.

В военной политике Бейбулат Таймиев уделял главное внимание наступательным действиям с использованием всех вооруженных сил и всего потенциала страны, превращения каждого аула в оборонительный укрепленный пункт. Большое значение Бейбулат придавал возвращению населения на освобожденные равнинные земли, считая, что уход населения в горные районы даст возможность русскому командованию укрепиться на этих территориях и повести длительную осаду горной части Чечни, тем самым обрекая чеченцев на полуголодное существование.

Во второй половине августа, Бейбулат Таймиев сконцентрировал чеченские отряды в центральной и западной части Чечни. В разведывательных целях он с небольшим отборным кавалерийским отрядом совершает нападение на крепость Грозную. Эффект получается неожиданный. Внезапность нападения, изумительная стремительность и быстрота застали противника врасплох, и Бейбулат едва не овладел крепостью. Чеченский отряд, не насчитавший и даже двух сотен всадников, разделенный на две части, атаковал крепость, - первая с целью отвлечения внимания противника совершила налет на люнет, расположенный восточнее Мамакаевской деревни. Вторая часть отряда под личным руководством самого Бейбулата ворвалась в крепость, учинила бой с гарнизоном, нанеся ему потери и разбив въездные ворота, выехала из Грозной.

Чтобы оправдать свой позор, российское командование в донесении преувеличило маленький отряд чеченцев, участвовавших в операции, до двух тысяч человек.

После этих событий Бейбулат Таймиев вновь развил энергичную административную, политическую и военную деятельность для усилия исполнительной власти в Чечне и активизации освободительной войны.

Один из офицеров русской армии, Сарочан, временно назначенный начальником Левого фланга кавказской линии, с тревогой доносил генералу А.П.Ермолову о деятельности Бейбулата, об увеличении численности отрядов чеченского ополчения.

Одновременно Бейбулат Таймиев вновь делает попытки поднять на антиколониальную борьбу и другие народы Северного Кавказа. Один за другим он посылает два отряда чеченцев на помощь восставшей Кабарде. Бейбулат обещает в помощь отборный конный отряд численностью в 500 человек жене аварского хана Султан-Ахмета княгине Гичибек Турловой в случае начинала ею военных действий против русских войск.

Велась широкая пропаганда на оккупированных русскими войсками чеченских территориях.

Осенью 26 октября того же года, русский отряд под командованием подполковника Сарочана предпринял движение в сторону Ханкалы, однако у входа в ущелье был атакован конницей Бейбулата и разбит.

Командующий русской армией на Кавказе тем временем готовился к крупным действиям против Чечни, подтягивая новые войска к р.Терек, одновременно руководя подавлением восстания в Кабарде. Наступление намечалось в зимнее время в надежде на то, что холодные морозы ослабят борьбу чеченцев и заставят их пойти на уступки.

Свои главные силы Бейбулат Таймиев сосредоточил в ауле Чахкери, на правом восточном берегу р.Аргун, в шести верстах от аула Большая Атага.

В начале  1826 года войска генерала А.П.Ермолова предприняли поход в сторону Чахкери, на место сосредоточения чеченского ополчения. Русский полководец надеялся навязать чеченцам большое сражение, разгромить их, дать событиям другой ход. Овладев аулом Большая Атага, русские войска двинулись в аул Чахкери, в котором ни население, ни ополчения не оказалось. Разрушив аул, оставляя за собой пораженные дома, войска генерала А.П.Ермолова начали обратный поход в аул Большая Атага, однако на марше были атакованы конницей Бейбулата. К месту сражения подоспела и чеченская пехота. Русские войска потерпели крупное поражение. О Чахкеринском сражении, чванливый генерал А.П.Ермолов, в своем донесении скупо отметил: «Обе стороны дрались с одинаковой храбростью».

Российское командование было вынуждено отвести свои потрепанные войска к крепости Грозная и на время прекратить военные действия.

В изменившейся обстановке 1826 года Бейбулат Таймиев придерживается новой тактики, сочетавшей партизанские действия с решительным сражением. Учитывая прежний опыт неудач в сражениях в 1819-1821 годов, когда русские войска, действуя в соответствии с ермоловской формулировкой «до уничтожения последнего чеченца», стремились уничтожить аул вместе с населением, чеченское командование противопоставляет другую тактику. Она была очень эффективна и навязывала противнику свою волю.

Население аулов, находившихся в зоне предполагаемых военных действий, заблаговременно эвакуировались вглубь Чечни, а мужская половина способная носить оружие, вливалось в состав чеченского ополчения.

Уклоняясь от сражения, навязываемого противником, Бейбулат постоянно стремился воздействовать на него непрерывными налетами, нападениями и засадами мелких отрядов конницы и пехоты, особенно во время марша. В удобный момент противник подвергался всеобщей атаке чеченского ополчения, беря в расчет внезапность, неожиданность и стремительность, а также моральную и физическую усталость русских войск.

Во второй половине февраля 1826 года генерал А.П.Ермолов во главе большого отряда предпринял поход в западную часть Чечни и за четыре дня продвижения сжег ряд аулов, но вскоре начал подвергаться нападениям со стороны чеченцев. Вступлением русских войск в гойтинский лес, недалеко от аула Гойты, завязалась сражение с чеченскими отрядами.

«Чеченцы всячески, - пишет А.П.Берже, ученый-исследователь Кавказа, - старались удержать его (Ермолова – М.А.); они сняли мосты, наводили дорогу и устроили завалы, проход через Гойту стоил нам тогда значительной потери».

Русский ученый-кавказовед А.П.Берже, сообщая «о кровавых эпизодах нашей войны с горцами», следуя по официально принятым российским формулировкам, охарактеризовал последствия гойтинских боев применением термина «значительные потери» вместо «поражение».

Последствия боев при Гойты вынудили генерала А.П.Ермолова 28 февраля отступить с войсками на р.Терек.

Новые попытки наступательных действий российское командование предпринимает весной. Чеченские отряды в тяжелых арьергардных и оборонительных боях за населенные пункты изматывают войска противника. Однако в боях с русскими войсками под Урус-Мартаном, Белгатоем и других большие потери несут и войска Бейбулата Таймиева.

Беспрерывные военные действия, продолжавшиеся до середины мая, серьезно сказываются на положении Чечни, а еще более на состоянии России, у которой появились внешнеполитические осложнения, в частности с Ираном. В тяжелейшем положении находилась русская армия на Кавказе, измотанная в длительных сражениях с чеченцами.

В силу объективного положения обе стороны, чеченская и российская, вынуждены были пойти на мирные переговоры.

Впоследствии официальная российская история с ярко выраженной идеологической направленностью, характеризуя события, придерживается линии, что миру в российско-чеченском конфликте в 1825-26 годов предшествовало изъявление чеченцами покорности, что совершенно безосновательно, хотя вопрос о заинтересованности Чечни в мире не оспаривается.

Россия на тот период была более заинтересована во временном мире, чем чеченская сторона. Здесь автор попробует привести ряд своих доводов в подтверждение этого факта.

(окончание следует)

А. Х. Мусраилов, альманах «Чеченец», 1998 год.