Бейбулат Таймиев – воин и дипломат (4 часть)
CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 10.01.07г.
Для усиления потрепанных в боях с чеченцами войск левого фланга генерал Ермолов перебрасывает в Чечню новые отряды из Причерноморья и Черкессии и готовится к еще более крупным действиям.
В этих условиях Бейбулату нужно было время для завершения предпринятых им мер по восстановлению экономики и вооруженных сил Чечни.
Видимо, с этой целью Бейбулат Таймиев летом 1821 года совершает внезапный, и с военной точки зрения блестящий маневр: прорывается в тыл противника и наносит сильный удар по крепости Амир-Аджи-юрт, находящейся примерно в 2-х десятках верст от линии фронта. Победа чеченцев застала врасплох русское командование и на некоторое время парализовала его действия, чем и воспользовался Бейбулат.
В работе историка Л.Н.Колосова «Славный Бейбулат» по этому поводу указывается: «События под Амир-Аджи-юртом встревожили Грекова. Реальной стала угроза ударов чеченских отрядов по старой Кавказской линии. В целях предотвращения прорывов чеченцев Греков 15 раз лично ездил в большое надтеречное селение Старый-Юрт…».
Крупное наступление русские войска предприняли в начале 1822 года. В ходе февральского наступления были разрушены селения Шали, Гойте, Урус-Мартан и другие; однако русские войска, понеся большие потери в сражениях с войсками Бейбулата Таймиева в районе Герменчука и Шали, вынуждены были прекратить дальнейшие действия и отойти обратно к крепости Грозная. Весь 1822 год проходит в многочисленных и довольно-таки крупных взаимных нападениях русских и чеченских войск.
Последующие 1823-24 годы проходят относительно спокойно, военные столкновения крайне редки. Эти два года Бейбулат, в основном, занят внутриполитическими и административными делами, и кавказское командование русских считает его «успокоившимся», полагая, что со стороны Чечни крупных действий не предвидится.
Однако это спокойствие было лишь кажущимся, за ним скрывались огромное напряжение духовных и физических сил Бейбулата и его многогранная работа по мобилизации материальных и человеческих ресурсов страны. Шла лихорадочная работа по подготовке решающей схватки с неприятелем. Вновь принимаются меры по восстановлению экономики и хозяйственной жизни страны, разрушенных селений, расселению беженцев из Кабарды и Притеречных районов Чечни.
Пользуясь некоторым ослаблением накала в отношениях с Россией, Бейбулат с сподвижниками делает попытки в какой-то мере модернизировать чеченскую военную организацию. Он понимал, что организация вооруженных сил по типу ополчения по многим параметрам менее эффективно военного уровня регулярной армии. Для сбора ополчения нужно было время, и отсутствие находящихся в постоянной готовности войск сказывалось на темпах организации противодействия наступавшему противнику.
Однако Чечня после длительных и тяжелых войн с Россией, повлекших за собой большие людские и территориальные потери, ввергнувшие в разруху ее экономику и хозяйственную жизнь, не могла себе в 20-х годах позволить создание крупных регулярных соединений. Учитывая эти трудности, Бейбулат создает регулярный кавалерийский отряд в 500 человек, который должен был собираться там, где будет назначено, и находиться в постоянной готовности.
На стратегически важных пунктах по указу Бейбулата Таймиева было развернуто строительство военно-инженерных сооружений; для заграждения дороги через Ханкальское ущелье начата прокладка широкого рва, а также возведение деревянных укреплений.
Подготавливается большое ополчение, которое должно выступить по первому призыву главы страны. Для увеличения его численности Бейбулат с помощью нового имама Чечни заручился поддержкой военного отряда добровольцев из Дагестана.
Принимаются меры по оснащению ополчения к предстоящим военным действиям техническими средствами: изготавливались двухсаженные лестницы, по ширине рассчитанные на двоих человек и выдерживающие одновременно 10 человек; передвижные дубовые туры на колесах, которые продвигались к рвам крепостей для обстрела осажденных; специальные укрепленные повозки, на которых могли перебрасывать пехоту, продовольствие, фураж, боеприпасы, а в бою использовать как «вагенбурги». Изготавливались «киты» (специальные меха из бараньей кожи, надутые воздухом, для переправы через реки и иные водные преграды).
Проводился необходимый сбор сведений о противнике, его замыслах, о концентрации войск и их численности. Столь же искусно проводилась работа по скрытию подлинных намерений руководства Чечни, чтобы убедить кавказское командование в том, что крупных военных акций со стороны Чечни не предвидится.
Также проводилась большая идеологическая работа среди населения, предпринимались меры для привлечения к борьбе большой части духовенства, расширения национально-освободительной борьбы среди соседних народов и объединения их усилий. Для этого объединения в 1826 году на майском съезде Мехк-Кхел имамом Чечни был провозглашен ученый-богослов из Дагестана Магомет Кудуклинский. Большая часть духовенства поддержала политику Бейбулата в отстаивании государственной независимости страны. Своими проповедями и наставлениями муллы и имамы мечетей содействовали объединению и сплочению народа, подъему его нравственности, призывая чеченцев усиленно молиться, прощать друг другу обиды и кровь.
В 1825 году русские войска своими жестокими действиями в Чечне ускоряют события. В январе-марте этого года войска под командованием генерала Грекова предприняли ряд походов в западную Чечню. По мнению этого русского военачальника, последствия этих походов были бы достаточны для покорения всякого другого народа, но, как он писал, «едва поколебало нескольких чеченцев – упорство их неимоверное».
Сделав все возможное для подготовки к военным действиям, летом 1826 года Бейбулат Таймиев предпринимает мощное наступление на российские позиции. Эта военная кампания мало изучена в нашей истории, однако она является одной из самых выдающихся страниц в русско-кавказской войне XIX века. В ней также в полной мере проявились блестящие полководческие таланты Бейбулата Таймиева и отмеченная даже противником высочайшая боеспособность чеченских войск.
Первой непосредственной целью Бейбулата было предупреждение новых ударов со стороны русских войск, отброс противника за р. Терек и уничтожение всех его укреплений и крепостей на правобережной части этой реки.
Театр военно-позиционного расположения чеченских сил был примерно таков: левый фланг – западная Чечня, центр – Ханкальское ущелье и район Качкалыка, правый фланг – от р. Аксай до р. Сулак, на границе с Тарковским шамхальством в Дагестане.
Сигналом к выступлению явилось обращение Бейбулата Таймиева к чеченскому и северокавказским народам. В Чечне в преддверии крупных действий была развернута широкая партизанская война. Главные силы чеченского ополчения находились под непосредственным командованием Бейбулата. Общее руководство всеми военными действиями осуществлялось из штаба (тюпар) в селении Белгатой.
На помощь чеченцам прибыли отряды дагестанцев и осетин.
Первый главный удар чеченским командованием предполагалось нанести на правом фланге – по крепости Герзель, расположенной напротив входа в главную область Чечни – Ичкерию. В целях скрытия своего замысла Бейбулат с двухтысячной конницей совершает марш-маневры на второстепенном вначале левом фланге. Командование русских войск подтянуло силы к западной Чечне, к месту появления Бейбулата. Однако генерал Греков на всякий случай перебросил один из отрядов на р. Аксай, тем самым создав трудности первоначальному плану чеченского командования. Бейбулат вносит коррективы в план действий и намечает удар в центре, где противник серьезного удара от чеченцев не ожидал. Оставив небольшой отряд на левом фланге для отвлечения внимания российского командования, Бейбулат перебрасывает часть сил в центр, в район Качкалыка. Собрав отборный отряд, Бейбулат 7 июля после быстрого перехода в ночном штурме берет крепость Амир-Аджи-юрт, гарнизон которой уничтожен в бою.
Эта операция поставила в опасное положение русский отряд, расположенный на р. Аксай, отрезав его и крепость Герзель от главных сил российских войск. Удар в центре и падение Амир-Аджи-юрта было для русского командования полной неожиданностью и вызвали в у него растерянность. Генерал Греков сообщал Ермолову: «Чтобы мятежники поколебали укрепление – этого я никогда не мог и помыслить. Надобно же было, чтобы неимоверная оплошность дала всем делам новый ход».
Русский отряд на р. Аксай отступил к своим главным силам, оставив крепость Герзель и ее гарнизон наедине с грозившей ей опасностью. Основная часть чеченских войск во главе с Магометом Кудуклинским и другими военачальниками, сосредоточенная в Ичкерии, с начала военных действий, в ожидании приказов Бейбулата, оставалась в стороне. Бейбулат своими действиями и маневрами готовил почву для удара главными силами на правом фланге.
Зная, что борьба за крепость, защищенную сильным гарнизоном, займет много сил и времени, чем неминуемо воспользуется противник, Бейбулат предпринимает ряд отвлекающих маневров для подготовки успеха на правом фланге.
Быстрыми переходами он вновь перебрасывает часть войск в западную Чечню и с тактической целью предпринимает там короткое наступление, вновь расстроив противника. Бейбулат Таймиев во главе кавалерии начал стремительное движение к крепости Злобный окоп, гарнизон которой по приказу командования вынужден был в срочном порядке покинуть укрепление. Отряды чеченцев, овладев Злобным окопом, следующий удар нанесли по другой крепости – Преградный стан. Отряд Бейбулата, разрушив часть укреплений крепости и захватив в качестве трофеев несколько орудий, неожиданно для русских прекратил бой и двинулся к р. Сунжа. От Сунжи путь лежал к крепости Грозной, куда в срочном порядке стягивались русские войска для сдерживания наступления чеченской конницы. Но Бейбулат оставляет этот район и переходит на правый фланг, где, подтянув войска, начинает осаду крепости Герзель.
А. Х. Мусраилов, альманах «Чеченец» №4(019), 1998 год.
|