РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Станет ли Америка Римом?

Андрей Новиков, для CHECHENPRESS, 13.12.06г.

 

Американская юстиция сейчас все больше превращается в римскую.

Она действует сама от себя, попирает нормы международного права, любые законы иной  страны, – только «по праву сильного».  Но это классический пример имперской политики, великий образец которой дали нам римляне. 

Но в отличие Древнего Рима, она не обладает всей полной римской юстиции. Американцы, в отличие от римлян, не создали собственного права. Их право – это лишь демократизированное английского права с французскими заимствованиями и развитием на собственной американской почве. Между прочим, как такового американского права не существует. У них право – европейское. В основе же его лежит римское имперское право.

Что же дальше? Мы имеем дело с гигантским геополитическим ребенком, размахивающим по всему миру ракетой? Может ли Америка диктовать свою волю всему миру, руководствуясь своими наивными представлениями о добре и зле?

Самое главное – где предел этой римской  юстиции?

И не станет ли в будущем Америка так же попирать права человека в своей собственной стране, как она это делает в других странах (например, в России, где нынешний Вашингтон дал добро на сворачивание демократических свобод, рожденных в перестройку; на истребление чеченцев, объявивших независимость).

Народ, завоевавший мир, потерял свободу

Мы видели уже в Риме: как народ, завоевавший весь мир, сам в конечном счете потерял свободу. Великие цезари стали великими узурпаторами. И были в конечном счете  попраны все идеалы римской Республики и римской демократии.

Императорская власть превратилась в  ужасающую деспотическую власть. Несмотря на хваленое «римское право», которое в это время торжествовало во всей Империи,  имущество патрициев в самом Риме конфисковывалось цезарем с легкостью, словно бы это происходило где-то на Востоке.

Но итогом этого самоистребления стал поджог Нероном Рима, где римляне бежали, словно горящий скот. Римское гражданское общество перестало существовать, оно было растоптано собственной империей, еще раньше, чем варварские орды обрушились на  Римскую империю!

Этот образ можно проиллюстрировать почти натурально. В Риме строились уже многоэтажные дома, но с очень плохими перекрытиями, которые постоянно падали, хороня под собой  жильцов – примерно так начала рушится на головы римлян и римская империя, и в том не было еще никакого терроризма; то был закономерный результат  эволюции имперской власти.

Горе победителям

Я думаю, деспотизм – первый и наиболее отвратительный вариант терроризма.  Деспотический произвол возникает раньше терроризма. Деспотический террор, основанный на государственной власти – есть предшественник террора маргинального,  который не видит иных способов, как мстить беспощадной государственной машине. Мы видим это в восстании Спартака и других восстаниях рабов.

Что было раньше – восстание Спартака или имперская политика, равная терроризму, с многочисленными распятиями покоренных?

«Горе побежденным!» – говорит мне лексический опыт. А я хочу сказать другое: «Горе победителям!»

Смотрите, римляне, как бы статуя Юпитера не упала и не разрушила вас.

Горе победителям, ибо они становятся жертвой собственных побед. Сегодняшняя Америка находится на пороге превращения в империю, аналогичную римской. Она одержима собственным  юридическим империализмом. Собственной манией диктовать миру, что есть хорошо и что плохо.

Малые войны, равные большой войне

Отличительная черта империализма – апофеоз силы, и диктат, экспорт в окружающий мир своих правовых норм. Именно это мы сейчас и видим  в «Пан-Америке», американской глобальной системе, возникающей на основе Федерации США. Штаты становятся жертвой этой глобалистской системы. Америка делает сейчас все, что ей придет в голову, – пока лишь консультируясь с союзниками и уже не консультируясь с Организацией Объединенных Наций. Но кто знает, может скоро она перестанет консультироваться уже
и с ними? Она подошла к тому моменту, когда может применить по своему усмотрению тактическое ядерное оружие, – то есть повторить случай с Нагасаки. Ударить по Ирану, по Китаю. По России.

Она ведет одну за другой серию «малых войн», равных большой мировой войне. Мы живем в военном мире. Это зыбкий мир.

Свои национальные интересы Америка трактует все более глобально, а это и есть признак империи. Эта странная внешняя политика, в конечном счете, не может не отразиться на внутреннем строе Соединенных Штатов. Американская демократия под ударом.

Слон Ганнибала

Чтобы лучше представить, о чем я говорю, приведу два примера. В Америке традиционно существует две главные партии – РЕСПУБЛИКАНСКАЯ и ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ. Но сегодня мы видим, как стремительно возникает еще одна – ИМПЕРСКАЯ, формующаяся на основе Республиканской.

Можно сказать, что американская Республика, как и древнеримская республика, эволюционирует в Империю. Демократические начала в США очень велики, но и они не могут противостоять этой эволюции, если такая эволюция объективно обусловлена.

Сегодняшнее состояние Америки можно определить как «республиканский империализм». Слон, который олицетворяет республиканскую партию, – это слон Ганнибала, обрушившийся на весь мир. Сама Америка соединила поистине худшие качества Рима и Карфагена.

«Пан-Америка» – пока не сложившаяся империя, но это уже империалистическая политика. Ее главная зависимость от окружающего мира – сырье, подобно рабам в Древнем Риме. Классический принцип всех империй: импорт сырья и экспорт информации и цивилизации.

Как Империи Америке еще предстоит сложиться, и отдачей от выстрелившего ружья  будет удар по самому американскому гражданскому обществу. Ибо вылетевшая из сопла огненная струя американской ракеты сожжет американское гражданское общество... Именно этими опасениями вызваны сегодняшние волнения в американском гражданском обществе.