25 лет спустя
Мовлади Абдуллаев, Отдел публикаций и СМИ, http://wsport.free.fr, 21.11.06г.
В начале октября с.г. я зашел на сайт ChechenPress и увидел сообщение, что чеченский тяжелоатлет Руслан Тахаев стал чемпионом мира среди ветеранов. Хорошо протер глаза, неужели...? Но, этого не может быть?!!! Оказалось – может. Это был, действительно, тот самый Руслан Тахаев с которым мы познакомились, страшно сказать, 27 лет назад.
Весной 1979 года я прибыл из Шатоя в Грозный на очередной тренировочный сбор, на этот раз готовились к первенству России среди ДСО «Урожай», которое должно было состояться в подмосковном Орехово-Зуево.
Республиканская сборная Добровольного Спортивного Общества «Урожай» состояла обычно из штангистов Грозненского района, Шатоя, Серноводска, Гудермеса... Но, в этот раз на сборе появился парень из Урус-Мартана, которого звали Руслан Тахаев. Мы с ним были одногодки, быстро нашли общий язык и подружились.
У нас в команде была добрая традиция, когда появлялся новичок, кто-то из более опытных атлетов брал над ним шефство. Я в то время был уже мастером спорта, а Руслан только начинал свой путь в тяжелой атлетике, имел всего несколько месяцев
тренировочного стажа. И я пытался научить его всем тем секретам тяжелой атлетики, которые были известны мне.
Среди других ребят Руслан выделялся одержимостью и самоотверженным трудом на тренировках. Ни на минуту, ни на час не успокаивался достигнутым результатом. Подняв рекордные для себя килограммы на тренировке, он тут же забывал про них и уже мечтал, говорил, воображал, что поднимает еще больше.
На тех соревнованиях в Орехово-Зуево Руслан выступил просто великолепно, об этом еще будет сказано ниже. Летом или в начале осени того же 79-го года я ассистировал и болел за Руслана на каких-то зональных соревнованиях, которые проходили в грозненском цирке.
Потом я поступил в Московскую сельскохозяйственную академию, Руслан ушел в армию и больше наши пути не пересекались. Время от времени, приезжая домой на каникулы, я слышал от друзей, что Руслан сильно прогрессирует и добивается впечатляющих результатов, но встретиться нам так и не довелось.
И вот, 25 лет спустя (прямо как в романах Дюма:-), с помощью знакомых и возможностей Интернета нам с Русланом удалось связаться, сейчас время от времени перезваниваемся, а если Аллах позволит, то и увидимся в будущем.
Пару недель назад я задумал написать поподробнее о Руслане, чтобы молодые чеченцы и любители тяжелой атлетики узнали этого спортсмена. Попросил Руслана ответить на несколько вопросов. Узнав, что я собираюсь его интервьюировать, Руслан долго отбрыкивался. Боясь обидеть меня прямым отказом, начал приводить доводы, что он не считает, что добился каких-то выдающихся результатов в спорте. Говорил, что он не выиграл ничего такого, о чем можно было бы писать и что он вообще является неудачником в спорте.
Разумеется, я категорически не согласен с ним. Руслан Тахаев оставил яркий след в истории чеченского спорта. Стремительно, как ураган ворвался он в элиту тяжелоатлетического спорта, за невиданно короткие сроки стал мастером спорта СССР и мастером спорта международного класса. К величайшему сожалению, рядом с ним не оказалось тренера, который мог бы бережно раскрывать его талант, обходя всякие подводные и надводные течения, имеющие место в большом спорте. А те, так называемые «тренера», которые крутились вокруг него, были заинтересованы только в личных дивидендах от результатов Тахаева и, в конце концов, сломали его. Но, даже то, что Руслан успел сделать, заслуживает глубокого уважения. А еще больше то, что он делает сейчас.
Чечня, опустошенная войнами, пытается сохранить свои славные спортивные традиции. И в этих усилиях очень важно участие бывших известных спортсменов. Руслан же делает это в самом прямом смысле этого слова. Он нашел в себе силы вернуться на помост, в 45 лет стал чемпионом мира среди ветеранов и является наглядным примером для молодежи.
Итак, предлагаю Вам мое полуписьменное-полутелефонное интервью-разговор с Русланом Тахаевым.
Мовлади Абдулаев: Я-то знаю, но скажи читателям, когда ты родился, откуда родом?
Руслан Тахаев: Я родился 26 февраля 1961 года в многодетной семье в г. Урус-Мартан Чеченской Республики.
М.А.: Сколько лет тебе было, когда начал заниматься штангой, и кто был твоим первым тренером?
Р.Т.: Тяжелой атлетикой я начал заниматься в 1979 году, когда мне было 18 лет, а моим первым тренером был Ким, у которого я тренировался ровно год.
М.А.: Да, помню Кима, добрый был мужик, сколько он с нами намучился тогда.
Занимался ли ты другими видами спорта до тяжелой атлетики? Какими? Были ли успехи?
Р.Т.: До знакомства со штангой я занимался вольной борьбой. Самым удачным на борцовском ковре был 1978 год, мне удалось выиграть республиканский турнир на призы Героя Социалистического Труда Али Гучигова. В том же году стал чемпионом республики и занял второе место в первенстве России, а также выполнил норму кандидата в мастера спорта.
М.А.: Но, это совсем неплохие достижения! Почему же ты решил перейти на штангу?
Р.Т.: Это было осенью 1978 года, в селе Сержень-Юрт проходила какая-то республиканская Спартакиада по разным видам спорта. Когда участников не хватало на все виды спорта, тренеры выставляли одних и тех же спортсменов в разных видах, но под другой фамилией. Была тогда такая практика. Выступив в соревнованиях по борьбе, я затем стал чемпионом республики по гиревому спорту, правда, диплом получил не под фамилией Тахаев:-).
На турнире гиревиков выступало много штангистов и, после соревнований ко мне подошел знакомиться один здоровенный парень – Вахид Жолтаев. Он и предложил мне перейти на штангу, на что я с уверенностью ответил – тренер не пустит. А он мне – давай я поговорю с ним. Через полчаса Вахид опять подходит и говорит: – твой тренер сказал, пусть поступает как хочет.
Для меня это было шоком, узнать, что мой тренер не видит во мне перспективного ученика и что ему наплевать, буду я заниматься борьбой или нет.
Так с 1979 года я начал ездить из Урус-Мартана в Грозный на тренировки по тяжелой атлетике. Хотел бы отметить, что первые шесть месяцев мне пришлось нелегко, утром шел в школу, я учился в 10 классе, после обеда ехал в Грозный, где с 17-ти до 19-ти часов тренировался, затем с 20-ти до 22-х – подготовительные курсы при нефтяном институте и уже к полуночи приезжал домой. И так три раза в неделю. Но, денег на автобус не хватало, приходилось еще подрабатывать грузчиком.
М.А.: Вспомни свои первые соревнования по тяжелой атлетике. Какой результат, место?
Р.Т.: Мои первые соревнования были в 1979 году под Москвой в г. Орехово-Зуево, результат и место не помню. Но я использовал все шесть подходов, и в качестве поощрения Ким мне дал один талон на еду сверх положенного, над чем все ребята из команды долго смеялись.
М.А.: Зато я помню те соревнования и результат, который ты показал тогда. Это было юниорское первенство России среди ДСО «Урожай». Это были единственные соревнования, где мы выступали вместе, а при подготовке к ним, на сборах, мы с тобой познакомились. До этих соревнований ты поднимал в рывке 85 кг, в толчке 110 кг и выступал в категории 67,5 кг. А запомнил твой результат потому, что я – в то время уже мастер спорта и чемпион СССР, был ошарашен, когда на соревнованиях ты сработал на все шесть подходов, вырвал 95 кг, толкнул 127,5 кг и стал бронзовым призером! За что и заслужил у Кима дополнительный обед:-).
Для «зеленого» новичка, который потренировался всего несколько месяцев, поехал на свои первые соревнования, которые сразу же оказались первенством России, это было блестящее выступление. Настолько блестящее, что я его до сих пор помню.
Но, продолжим наш разговор. Когда ты начал тренироваться в грозненском «Динамо», в кузнице атлетов высшего класса Чечено-Ингушетии? Кто был там твоим тренером?
Р.Т.: Осенью 1979 года меня призвали армию. К тому времени я считался перспективным атлетом, без пяти минут мастер и тренеры похлопотали, чтобы меня призвали в спортроту в Баку. Но, почти все время жил дома и тренировался в «Динамо».
Что удивительно, после Кима у меня так и не было больше тренера. Были те, которые писались в протоколах соревнований моими тренерами, но они больше мешали, чем помогали, и не только мне, а многим нашим ребятам, спустя время это осознаешь. Для этих «тренеров» я был интересен только для того, чтобы они могли получать свои надбавки к зарплате и звания «заслуженных».
М.А: Когда, на каких соревнованиях, с каким результатом ты выполнил норму мастера спорта СССР и международника?
Р.Т: Осенью 1980-го года в городе Невинномысск я стал мастером спорта СССР с результатом 135 кг + 170 кг в весовой категорий 82,5 кг. История выполнения нормы мастера спорта международного класса, была драматичной, поэтому расскажу чуть подробней.
В начале 1984 года на сборах в г. Феодосия я готовился к чемпионату СССР. Находился в очень сильной спортивной форме, на тренировках рвал 170 кг и толкал 210 кг по несколько раз, брал на грудь в полуподсед 210 кг, а в сед очень легко 220 кг. За 20 дней до соревнований, когда я на пределе возможностей отпахал сбор и когда надо было сбросить нагрузку и подводиться к чемпионату, мои горе-тренеры заставили выступать на каком-то рядовом динамовском турнире там же в Феодосии. На этих соревнованиях я так сильно травмировал колено, что до сих пор не могу его вылечить.
За оставшиеся 20 дней до чемпионата СССР я не сделал ни одной тренировки, настолько сильно болело колено. В конце сбора все начали уезжать в Минск, где должен был состояться чемпионат СССР. У меня, Виктора Соца и Умара Эдельханова билеты были на два дня позже, чем у остальных. Травма и 20 дней бездействия вызывали у меня сомнения, находился перед дилеммой – ехать на чемпионат или отправиться домой. Виктор и Умар меня подбодрили и, в конце концов, отправился вместе с ними в Минск.
После многочисленных обезболивающих уколов и блокад вышел на помост. Рывок я начал со 167,5 кг, затем легко вырвал 172,5 кг. В третьем подходе вырвал 175 кг, но при вставании уронил за голову. В толчке первый подход – 207,5 кг, второй – легко 212,5 кг и 217,5 кг не толкнул в третьем подходе. Набранная сумма – 385 кг была нормативом мастера спорта международного класса.
Самым позорным моментом на этом чемпионате считаю то, что один именитый тренер из Чечено-Ингушетии, записанный в протоколе соревнований как мой личный тренер, из-за боязни перед гневом своего другого известного ученика, ни разу даже не подошел ко мне. Помогал на разминке и выводил меня на помост Умар Эдельханов.
М.А.: Когда и в каких крупных соревнованиях тебе довелось участвовать и каких результатов ты на них добился?
Р.Т: В 1981 году стал чемпионом СССР среди юниоров с результатом 150 + 185 в весовой категории 82.5 кг. Но, за эту победу мне пришлось пострадать. Дело в том, что я в это время служил в армии, но, как уже говорил, тренировался на «Динамо» в Грозном. И на чемпионате тренеры меня выставили как динамовца, а между ЦСКА и «Динамо» всегда шла война.
После соревнований я приехал в часть, где сначала меня встретили с почестями. Но, на следующий день в газете «Советский Спорт» опубликовали отчет с чемпионата и его результаты, где после фамилии Тахаев стояло слово – «Динамо». Военное начальство было в ярости, и мне объявили 15 суток гауптвахты.
Подло поступили со мной грозненские тренеры, выставили как динамовца, чтобы я принес какие-то очки обществу «Динамо», зная, что армия не простит и накажет меня.
Чтобы задобрить своих генералов и полковников, пришлось подарить им все медали с этого чемпионата:-).
В декабре того же года выступал в Донецке на Кубке СССР, при собственном весе 85 кг поднял в рывке 160 кг и в толчке 200 кг. Тогда же от украинских тренеров поступали предложения остаться на Украине, где гарантировали хорошую квартиру, большие гонорары и пр.
В 1982 году был третьим на Кубке Дружбы в Одессе.
В 1983-м чемпионат СССР, результат: рывок – 170 кг, толчок – 210 кг и четвертое место, уступил двум олимпийцам и чемпиону мира.
В 1984-м чемпионат СССР в г.Минске, рывок 172,5 кг + толчок 212,5 кг, по данным журнала «Дружба народов» попал пятерку сильнейших мира с результатом 385 кг в сумме двоеборья.
М.А.: Твои личные рекорды в рывке, толчке, приседаниях на груди и на спине?
Р.Т.: Рывок – 175 кг, толчок – 220 кг, приседания со штангой на спине – 270 кг на 10 раз, тяга толчковая – 385 кг и удержание 10 секунд, приседания на груди не считал нужным и не делал.
М.А.: Ты был чемпионом СССР – 1981 среди юниоров. Чемпион страны это обычно первый номер в национальной сборной для участия в международных турнирах. Почему после победы на чемпионате страны ты не поехал на чемпионат Европы или мира?
Р.Т.: Я не только никуда не поехал, а даже попал на гауптвахту (смеется). Дело в том, что у меня не было тренера, который болел бы за это. Мой номинальный тренер даже не смог сделать мне загранпаспорт. Скорее – не захотел.
М.А.: Твои последние соревнования?
Р.Т.: После чемпионата СССР 1984 года я один раз попытался выступить, но эта травма поставила точку на моей карьере в большом спорте.
Очередная победа.
М.А.: Самый счастливый момент в твоей спортивной карьере?
Р.Т.: Шестого сентября 1994 года, в День Независимости Чечни, первый Президент Чеченской Республики Джохар Дудаев присвоил мне звание заслуженного мастера спорта Чеченской Республики. Я был счастлив не столько от самого звания ЗМС, сколько от признания моих заслуг перед Чеченской Республикой.
М.А.: Самый грустный момент?
Р.Т.: Когда понял, что вынужден покинуть большой спорт, что мои детские мечты не сбылись, хотя был так близок к цели и было еще столько желания.
М.А.: Ты ушел из спорта очень рано, в 23 (по-моему) года. Чем ты занимался после того как покинул большой помост?
Р.Т.: Да, я ушел в 23 года. С чем пришел, с тем и ушел – ни профессии, ни работы, ни жилья. Пришлось все начинать с нуля. Уехал в Алма-Ату и несколько лет работал там тренером. В 1989 году вернулся домой, в 1990-м ударился в политику, был избран депутатом горсовета, работал в оргкомитете по созыву первого Чеченского съезда. Во время августовского путча 1991 года, несколько дней стоял перед Белым Домом – защищал российскую демократию, тогда казалось, что она принесет счастье чеченскому народу. Между двумя чеченскими войнами работал на Государственном телевидении, был автором и ведущим авторской программы.
М.А.: Ты тренировался бок о бок со многими знаменитыми чеченскими штангистами: Адам Сайдуллаев, Умар Эдельханов, Мухади Седаев, Ибрагим Самадов и др. Мог бы ты сказать пару слов о каждом?
Р.Т.: Адам Сайдуллаев был исключительно волевым и трудолюбивым атлетом, сейчас он тренирует своего сына, который очень на него похож, думаю он добьется многого, а Адам, надеюсь, будет сообщать нам его результаты. Умар Эдельханов очень страстный и не только к тяжелому металлу:-). Мухади Седаев на штангу смотрел сквозь призму материальной выгоды:-), но это все равно не умаляет его таланта, тоже тренирует своего сына. Ибрагим Самадов – техничный, эмоциональный, взрывной, иной раз не к месту:-).
М.А.: Несколько лет назад ты переехал в Австрию и снова взялся за гриф. Сколько лет тебе было, когда ты решил вернуться на помост?
Р.Т.: Когда 20 лет спустя, в сентябре 2004 года я зашел в один из венских залов с намерением тренироваться, мне было 43 года.
М.А.: В каких национальных (австрийских) и интернациональных ветеранских турнирах ты участвовал? Какие успехи?
Р.Т.: Дважды выигрывал чемпионат г. Вены, являюсь чемпионом Австрии 2005 года. И еще много разных национальных турниров. В 2006 году занял второе место на чемпионате Европы в Германии, а также получил кубок за второе место в возрастной группе 45-49 лет по таблице Синклера. В сентябре 2006-го стал чемпионом мира во Франции.
М.А.: В каких турнирах планируешь выступить в следующем году?
Р.Т.: Чемпионат Австрии, Европы, Мира, а там посмотрим.
М.А.: Как относятся к чеченскому ветерану в австрийской федерации и спортклубах?
Р.Т.: Отношение ко мне, да и ко всем чеченским спортсменам очень хорошее.
М.А.: Твой 10-летний сын Хамзат также занимается тяжелой атлетикой. В каком возрасте он начал тренироваться? Каковы его результаты и успехи в соревнованиях?
Р.Т.: Хамзат начал заниматься с 8-и лет, делает одну-две тренировки в неделю, в основном – бег, прыжки в длину и высоту, отжимания от пола. При собственном весе 21 кг Хамзат вырвал 19 кг и толкнул 24 кг и занял 2-е место в категории 38 кг в первенстве Австрии.
(Кстати, у Руслана четверо детей, два мальчика и две очаровательные девчонки).
М.А.: В Австрии ты начал тренировать чеченских детей как тренер-доброволец. Назови имена своих воспитанников, результаты, есть ли успехи в турнирах?
Р.Т.: Есть 5 – 6 хороших ребят, которые выигрывают некоторые школьные турниры. Будем ждать более значимых результатов через год – два, для чего и будем работать.
М.А.: Что бы ты хотел посоветовать молодым атлетам?
Р.Т.: Труд и терпение, тогда обязательно проявится талант. Спорт человека делает личностью, если его совместить с учебой.
А тебе, Мовлади, большое спасибо (Доккха Баркалла) за работу, что ты делаешь в интернете, ты остался верен и штанге, и спорту в целом.
НЕ ШТАНГОЙ ЕДИНОЙ...
Как сказал Руслан, в перерыве между двумя войнами он работал на телевидении. Журналист Тахаев проделал тогда одну неоценимую работу. Руслан хотел издать фотоальбом древней чеченской архитектуры. С этой целью объездил практически всю горную Чечню, делая фотографии древних строений. Сделанные им несколько сотен фотографий башен, склепов, замков и т.д. сейчас являются бесценным архивом, так как большинство этих строений затем были уничтожены российской авиацией.
В Австрии шедевры Руслана не остались незамеченными. Он уже провел две фотовыставки своих работ.
30-го ноября 2004 года в г.Вена была открыта выставка детского рисунка и фотографий чеченских башен, автором которых являлся журналист-фотограф Руслан Тахаев.
Организовали выставку «Афро-Азиатский институт» и австрийское представительство «Общество народов, находящихся под угрозой».
|