РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

«Неужели мы способны защищать только самих себя?»

CHECHENPRESS, Отдел публикаций и СМИ, 15.11.06г.

 

Обращение к правозащитникам
      
Дорогие друзья! Я призываю вас заступиться за Бориса Стомахина. Он за решеткой. Он тяжело болен. И он одинок. Потому что многих коробил и возмущал пафос его текстов – и многие от него отвернулись.
      
Судят его исключительно за слово. Но не за то, что нам с вами не нравится в его слове. А за то, что не понравилось – им.
      
Конкретно Стомахин обвиняется в том, что оценил действия России, российских войск и российских военнослужащих в Чечне отрицательно, что представил события в Чечне как геноцид чеченского народа, что предложил требовать психиатрического освидетельствования всего командного состава силовых структур России в связи с делом Буданова, что «дал отрицательные эмоциональные оценки и унизительные характеристики» членам КПРФ и группе сотрудников ФСБ – и так далее. Еще он обвиняется в том, что совершил перечисленное выше, «не разделяя общепринятых взглядов». Я цитирую обвинительное заключение. В качестве вещественных доказательств на суд представлены четыре номера бюллетеня «Радикальная политика», плакаты, осуждающие войну в Чечне, флаг Радикальной партии (к которой Стомахин не имел отношения) и (внимание!) письменные разрешения префектуры на проведение пикетов, «подтверждающие (цитирую) организацию Стомахиным различных мероприятий». Все это суд всерьез рассматривает как доказательства экстремистской деятельности!
      
Стомахин держится на суде достойно, не раскаивается и не признает своей вины, и в этом он прав. Потому что в его действиях действительно не было призывов к насильственному изменению существующего строя и не было умысла разжигания какой бы то ни было вражды или розни.
      
У Бориса Стомахина перелом позвоночника и ноги, в тюрьме он фактически стал инвалидом. На скамье подсудимых он сидит за решеткой, похудевший и бледный. Ему физически больно сидеть, и он опирается рукой на сиденье, чтобы ослабить боль в позвоночнике. А крепкий, пышущий физическим здоровьем прокурор рьяно перечисляет высказывания из его статей.
      
Допустимо ли в такую минуту вспоминать о том, чем неприятны нам были взгляды Стомахина?
      
Но давайте разберемся и в этом.
      
Он, как и мы, выступал против военных преступлений в Чечне, ходил на правозащитные митинги, стоял рядом с нами на антивоенных пикетах. Но нас шокировали его бюллетени, в которых он оправдывал чудовищные теракты, почитал за героев Басаева и Радуева, одобрял действия шахидок-смертниц, желал победы чеченскому оружию. Но разве не этим же духом была напитана вся наша военно-патриотическая пропаганда? О подвигах героев-партизан нам пели дифирамбы в школе. И то, что человек совсем еще молодой не сумел изжить в себе этого пропагандистского пафоса, является бедой, но уж никак не уголовным преступлением. Конечно, нам не нравился стиль Бориса Стомахина, исполненный пафосом негодования и ненависти. Но откуда этот стиль? Перечитайте позднего Ленина. Вот он откуда. Если уж судить Стомахина за стиль, то рядом с ним на скамью подсудимых следует посадить всю советскую идеологию вместе с ее дельцами, всю советскую систему образования, которая питала Стомахина этим пафосом с детства. Может быть, мы осудим Стомахина за то, что мы-то сумели не поддаться влиянию этой идеологии, а он не сумел? Но уж согласитесь, что этот суд – не для уголовного разбирательства.
      
И вот еще что важно. Свои бюллетени Стомахин начал издавать в 2000 году. Что он писал и чем жил до этого – я не знаю. Но знаю наверняка, что причина начала его «преступной», как выражается прокурор, деятельности – это вторая война в Чечне. И вне зависимости от того, удачно или неудачно он выразил наболевшее, вне зависимости от его взглядов и мироощущения совершенно очевидно, что тексты Стомахина о Чечне – это крик человека, глубоко потрясенного и тяжело раненного преступлениями силовых структур его родной страны, что это – пробужденное чувство гражданственности и голос души, которая потеряла покой и не может найти себе места.
      
У меня лично есть претензии к текстам Стомахина как у верующего к атеисту, как у христианина – к безбожнику. Но именно как христианке мне отвратительны антихристианские методы борьбы с оппонентами. Я убеждена, что сажать в тюрьму за оскорбление Православия (в этом прокуратура тоже обвиняет Стомахина) – это и есть оскорбление Православия. Что такие методы «защиты» Церкви могут способствовать только искоренению веры в обществе и его нравственному разложению. Не говоря уж о том, что, как вора или убийцу, водить под конвоем человека за то или иное неприятное высказывание – это прямое оскорбление всей мыслящей России и унижение ее достоинства.
      
В свое время на этапе из Лефортова в Потьму меня поразил один эпизод. Колонну заключенных подвели к вагону поезда и скомандовали: «Быстро!». И заключенные быстро стали залезать в вагон. А на тех, кто по слабости или недостатку ловкости не успевал быстро вскочить на подножку, набрасывался с двух сторон конвой – избивать. Это было 20 с небольшим лет назад. Вы думаете, многое изменилось к лучшему с тех пор? Думаете, конвой стал интеллигентнее? Представьте, как зимой на холоде конвой будет избивать инвалида за то, что он не сумеет на костылях быстро вскочить на подножку вагона, а мы в это время в теплых квартирах будем вальяжно потягивать: «А-а, Стомахин... Что его там защищать, он и впрямь говорил не то...».
      
Еще, конечно, нам активно не нравилось, что Стомахин оскорбительно писал о правозащитниках, которые пытались ему возразить.
      
Друзья, будем людьми! Забудем все, чем оскорбил или задел нас Стомахин. Что бы ни говорил, что бы ни думал или ни чувствовал этот человек – это не повод держать инвалида за решеткой! И не повод, между прочим, молчать, будто ничего не происходит.
      
Или мы и вправду способны защищать только самих себя? Чего стоят тогда все декларируемые нами принципы!
      
Я прошу выступления правозащитного сообщества в защиту Стомахина. Прошу заявлений правозащитных групп. Прошу всеобщего участия. Сегодня в Москве идет политический процесс над инакомыслящим в духе брежневско-андроповских времен. Не оставайтесь равнодушными!
      
Заступитесь за Бориса Стомахина!

Елена Санникова.