РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

«В Чечне стабилизировалось беззаконие»

Пресс-служба «Группы Действия», для CHECHENPRESS, 15.11.06г.

 

7 ноября «Группа Действия»  провела в Брюссельском Университете конференцию на тему «Ситуация с соблюдением прав человека в России и Чечне». В работе конференции принимали участие известные правозащитники С.Ганнушкина, Л.Понамарев, Ю.Джибладзе, Т.Локшина, С.Дмитриевский, Н.Эстемирова, И.Каляпин, О.Челышева, Г.Кожевникова и О.Орлов.

Открывая конференцию Од Мерлин, профессор Брюссельского Университета отметила, что последние события в России, связанные с политическими и этническими убийствами, разгул ксенофобии и расизма, принятие Государственной Думой некоторых законов, явно противоречащих демократическим основам, вызывают обеспокоенность европейской общественности. В последних докладах «Хельсинской группы», «Мемориала», «Хьюман Райтс Воч» приводятся многочисленные факты продолжающихся нарушений прав человека в этой стране. Особое внимание в докладах правозащитных организаций, как и прежде, уделяется Чечне, которая остается горячей точкой Европы уже больше 10 лет.

Профессор Мерлин представила расположенный в зале исторический и культурный  материал на чеченскую тему, собранный студентами и преподавателями Университета,  книги европейских и чеченских авторов, изданных в Бельгии, Франции и  Германии. 

Работа конференции началась с довольно неординарного заявления Льва Понамарева, руководителя «Движения за права человека»:

-  Давайте начнем с того, что назовем вещи своими именами! Это упростит наше понимание того, что происходит в России, и того, о чем мы собрались говорить. Россия не является ни демократическим, ни правовым государством! Мы должны избавить себя от иллюзий, что при существующем режиме, при наличии у власти тех, кто сегодня там находится, возможно какое-то влияние на изменение ситуации с правами человека в этой стране.

К сожалению, в России не нашлось достаточно сил и желания, чтобы сохранить те зачатки демократии, которые открылись в начале 90-х годов. Власть в стране захватила КГБ – неважно, что сейчас это зовется по-другому, и эта власть занимается своей ежедневной работой – уничтожением свободы.

Президент этой страны В.Путин – тот самый подполковник КГБ, который занимался шпионской деятельностью в западных странах, и, поверьте, он ничуть не изменился в своем отношении к Европе – у него просто в руках оказалась неограниченная энергия в виде газа и нефти. Это обстоятельство заставляет многих закрывать глаза на отсутствие демократии и соблюдение элементарных прав человека в стране, на бесконечную «контртеррористическую операцию» в Чечне, на политические убийства, на тотальную коррупцию и многое другое, что было бы нетерпимо в любой другой стране, не торгующей выгодно газом.

- Многие спрашивают, изменилась ли ситуация в Чечне, – говорит Наталья Эстемирова, сотрудник «Мемориала», работающая в Грозном. – Да, изменилась, но, к сожалению,  не в лучшую сторону. По крайней мере для молодых чеченцев, которые не могут ни одну ночь спокойно спать, ожидая визита вооруженных людей, которым неважно, что ты не имеешь никакого отношения к боевикам, но попав к ним в руки, ты им становишься и «сознаешься» в хранении оружия, в подрывах и т.д.  До сих пор продолжаются похищения и исчезновения людей, применение пыток к задержанным, внесудебные казни.

Десятки различных вооруженных формирований зачастую занимаются внутренними разборками, борьбой за сферы влияния. Власть в республике сосредоточена в руках одного человека, которому позволено все. Кто ближе к нему – тот имеет влияние. Это стало системой, и говорить о соблюдении прав человека, каких-то международных норм в условиях откровенного террора по отношению к жителям, просто неуместно. И, если в официальных сводках говорится о том, что число похищенных и исчезнувших жителей республики сократилось, это не значит, что их стало меньше. Просто люди все больше и больше остерегаются делать об этом заявления. Вот откуда такая статистика.

Галина Кожевникова из информационно-аналитического Центра СОВА в своем выступлении обратила особое внимание на всплеск ксенофобии и расистских выступлений в различных регионах России и отношение власти к этим явлениям.
В большинстве случаев ксенофобия направлена против беженцев, мигрантов, людей иммигрантского происхождения и меньшинств. Такие факторы, как страх перед терроризмом, маргинализация некоторых групп населения, национализм, продолжающиеся внутренние и международные вооруженные конфликты, а так же умышленная манипуляция со стороны некоторых политических лидеров, вызывают рост ксенофобии.

«Скинхеды», пригретые пропрезидентским движением «Идущие вместе», которое сейчас называется «Наши», стали ударной силой и всегда используются «Нашими» в своих политических целях. Группы «скинов» достаточно мелкие, нельзя сказать, что они хорошо организованы в масштабах страны или региона, но они существуют почти повсеместно. Социальный состав таких групп – это, обычно, молодые люди 16-20 лет, в основном дети сотрудников милиции, военных, и дети из среднеобеспеченных семей.

В стране, президент которой говорит, что рынки стали «этнически грязными», и, что нужно защищать «коренное население», надо сказать, не стоит удивляться таким погромам, как в Кондопоге, Сальске или убийствам по национальным мотивам.

- Вы можете себе представить, что в вашей стране публикуются фамилии, домашние адреса, телефоны и фотографии граждан, которые объявляются врагами и призывают к их отстрелу? – спрашивает аудиторию С.А.Ганнушкина, руководитель секции «Мемориала»  «Миграция и право», – У нас можно.

Те, кто продолжает говорить о правах человека, о демократии, о свободе слова, сегодня в России объявлены врагами, предателями или сотрудниками иностранных разведок. Неправительственным организациям государством объявлена война. Еще не был принят в Думе новый закон,  и уже 600 заявлений поступило в Министерство юстиции РФ с требованием закрыть  НПО.

О стабилизации обстановки в Чечне можно говорить только с одной точки зрения: в республике стабилизировалось беззаконие, постоянно живущий в душах страх и обет молчания, в которое люди вынуждены погрузить свое горе и страдания.

Продолжаются похищения людей, в лучшем случае их выкупают родственники, живыми или мертвыми. В худшем – они исчезают бесследно.

Коррупция стала неписанным законом, по которому уже живут все и с которым не смирились, может быть, только правозащитные организации. Ее размеры чудовищны.

За пределами республики чеченцев, которых президент России неоднократно называл «полноправными гражданами», на деле увольняют с работы, они постоянно находятся в опасности попасть под подозрение в совершении преступлений или просто стать жертвами сфабрикованных по чьему-то заказу дел. Их все так же не регистрируют в арендуемых помещениях.

Выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество практически повсеместно приостановлены. Государство, потратившее на несколько дней саммита G-8  10 миллиардов рублей, на компенсацию им же разрушенного жилья своих граждан выделило за все время около 20 миллиардов рублей!

Продолжаются преследования заявителей Европейского Суда, давление на свидетелей, пытки заключенных, вынужденные признания, оговор себя и других, и огромные сроки наказания за несовершенные преступления.

«Нарушаются ли в Чечне права человека?» – спросили старого чеченца. «Нет, не нарушаются, – ответил он. – Потому что их просто нет».

- В стране осуществлен захват власти, – продолжает разговор Стас Дмитриевский, исполнительный директор Общества русско-чеченской дружбы, – министерства, банки, все государственные учреждения, все сферы государственной власти возглавляют сотрудники ФСБ. Есть случай, когда директором балетного училища назначили офицера ФСБ! В научных учреждениях снова открыты так называемые 1-е отделы, которые фабрикуют дела – Данилов, Сутягин, ученых сажают на 13-14 лет, такие сроки получали при Сталине.

Наша организация решением суда признана экстремистской, за то, что мы опубликовали в своей газете призыв Аслана Масхадова к мирному решению русско-чеченского конфликта. Призыв к миру в этой стране считается преступлением!

При этом существует тотальная безнаказанность преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими! Прокуратура не расследует такие дела. Суды полностью зависимы от власти и редко решение  выносится без согласования с ней.

При Ельцине еще можно было спасти невиновного от приговора, уберечь от тюрьмы. Сейчас все по-другому. Единственное, что спасает от полной диктатуры – это тотальная коррупция, когда те, кто находится у власти, постоянно занимаются переделом и перехватом имущества.

Сегодня Европа должна выстраивать свои отношения с Россией не обманываясь, не теша себя иллюзиями. Если речь идет о незаконном увольнении рабочего, мы говорим, что это нарушение прав человека. И когда говорим об  убийстве 130 человек в поселке Новые Алды, это тоже называем нарушением прав человека. И пока мы не научимся все-таки называть вещи своими именами, преступления против человечности будут совершаться. Понятно, что Европе выгодно покупать дешевый газ, но России еще важней иметь на него покупателя.

Что же делать? Какой выход может быть из сложившейся ситуации? Что вы ждете от Евросоюза? – звучат вопросы от  участников конференции и журналистов.

- Выхода нет! – категоричен Олег Орлов, руководитель «Мемориала». – Несколько лет назад мы еще предлагали какие-то пути, программы, обращались за помощью. Но сегодня ситуация, с молчаливого согласия Европы, в тупике. Остается заниматься только правозащитной работой, если не можем ликвидировать нарушения прав, то стараться работать на снижение уровня и т.д.

Несколько лет назад у нас были предложения по разрешению чеченского кризиса, мы предлагали переговоры – легитимное руководство уничтожено, при чем без какого-либо осуждения со стороны Европы. Опять же остается требовать у Европы внимания по конкретным делам и конкретным решениям, как это было с некоторыми обращениями в Страсбургский суд.

Нет никакой возможности улучшения ситуации в условиях нынешнего режима в РФ. К тому же, надо сказать откровенно, граждане нас не поддерживают. Я не вижу повода для какого-либо оптимизма.

- Что мы ждем от Европы? – добавляет С.А.Ганнушкина, – так уж сложилось, что в нашей стране все зависит от Путина, в Европе – от газа Путина. И здесь очень сложно что-либо изменить. Но вы, граждане Евросоюза можете хотя бы заставить ваши правительства признать всех чеченцев беженцами, и это не зависит от Путина. Я не перестаю обращаться с такой просьбой к властям европейских стран: любой чеченец, не совершивший преступление, имеет право получить убежище! Чеченец на всей территории России находится в опасности, он может быть убит, похищен, избит, против него может быть сфабриковано уголовное дело, ему могут подкинуть оружие, наркотики и т.д.  Мы приводим подробные факты преследований чеченцев в России по национальному признаку в своих ежегодных докладах «О положении жителей Чечни в Российской Федерации». Сколько еще лет мы будем  вынуждены составлять такие доклады?

Нельзя так же сказать, что работа правозащитных организаций – безопасное занятие. Всех нас не раз посещали представители органов ФСБ, УБОП, прокуратуры. Все мы находимся под неусыпным оком налоговых органов, которым законодательство позволяет прекратить работу любой организации до того, как она воспользовалась правом обжалования претензий. В Нижнем Новгороде привлечен к уголовной ответственности и осужден на 2 года условно присутствующий на конференции Стас Дмитриевский, а организация закрыта.

Мы не знаем, что нас ждет завтра, но сегодня, пока наш голос слышен, в очередной раз вынуждены сделать два постоянных вывода:

В Чеченской Республике не обеспечен минимальный уровень безопасности жителей.

Альтернативной возможности расселения на территории России для жителей Чечни на сегодняшний день нет.

Конференция дала четкое представление о ситуации с соблюдением, а вернее, с несоблюдением прав человека в России, о состоянии гражданских свобод и стабилизации бесправия в Чечне.

Если Европа сойдется в цене на газ, эта ситуация не будет волновать ее до следующей зимы и немало правозащитных организаций в России закроется за «сокрытие прибыли» или сотрудничество с этой самой Европой.

Но может случиться и непредвиденное. «Нельзя долго разговаривать с крокодилом как с кошкой, он может что-нибудь откусить», – предостерег на прощание Стас Дмитриевский.