РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Приказано замолчать

Александр ПОДРАБИНЕК, "PRIMA-NEWS", 30.10.06г.

 

Убийство Анны Политковской – звено в цепи событий последнего времени, цель которых – закрыть «чеченскую тему». У Политковской был сильный голос, ее слышали не только в России. Поэтому с ней расправились жестко и решительно. С другими журналистами, пишущими о Чечне, расправляются по-другому.

Нижегородское Общество Российско-чеченской дружбы, выпускавшее газету «Правозащита» и создавшее Русско-чеченское информационное агентство, пытались закрыть много раз. Сначала угрозами, налоговыми проверками, нападениями на сотрудников. Потом – уголовным делом против его руководителя Станислава Дмитриевского. Свои два года условно Дмитриевский получил, но от работы не отказался.

Тогда вспомнили о скандальном «Законе об общественных объединениях», в соответствие с которым в число руководителей общественной организации не может входить человек, в отношении которого судом вынесен обвинительный приговор. Дмитриевский – именно такой человек. Общество Российско-чеченской дружбы от него не отказалось и другого исполнительного директора выбирать себе не стало.

11 октября Нижегородская областная прокуратура подала в суд иск о закрытии Общества. В иске Обществу припомнили все. И то, что его исполнительный директор осужден. И то, что, Общество в пятидневный срок после вступления приговора Дмитриевскому в законную силу публично не осудило своего руководителя, чего требует закон «О противодействии экстремистской деятельности». И то, что послушные налоговики насчитали Обществу в 2002 и 2004 годах недоимок по налогу на прибыль на сумму свыше одного миллиона рублей. И то, что 2 сентября 2005 года Дмитриевский участвовал в несанкционированном пикете, за что был оштрафован на 1 тыс. рублей. И даже то, что в своем названии «Общество Российско-чеченской дружбы» использует слово, образованное от «России», чем нарушает «Закон об общественных объединениях».

Иногда российские суды работают удивительно быстро. 11 октября был подан иск, а уже 15 октября суд постановил Общество ликвидировать.

Наверное, чиновникам хотелось бы ликвидировать не только Общество российско-чеченской дружбы, но и российское общество вообще. К счастью, это невозможно. Даже в советские времена, когда репрессии были несравнимо жестче, а Интернета еще не существовало, общество жило отдельной от власти жизнью, печатая и читая самиздат, слушая свободное радио и создавая неподконтрольные правительству организации. Выталкивая общественные организации в подполье, власть только укрепляет их и теряет даже минимальный контроль над их деятельностью. В этом случае, единственным способом пресечь общественную деятельность могут быть только широкие репрессии и полноценное возрождение ГУЛАГа.

Нельзя сказать, что сегодняшняя российская власть совершенно игнорирует такую возможность борьбы с общественными инициативами. Это демонстрирует, в частности, судебный процесс по делу Бориса Стомахина, проходящий сейчас в Бутырском районном суде Москвы. 32-летний Борис Стомахин, главный редактор бюллетеня «Радикальная политика», обвиняется по ч.1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) и ч. 2 ст. 280 УК РФ (Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации). С 21 марта 2006 г. Стомахин находится под стражей в следственном изоляторе.

«…Не разделяя общепринятые взгляды относительно принципов создания, деятельности и направлений развития Российской Федерации - демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, его политического курса, имея намерение лично противостоять организационной структуре общества, государству, общепризнанным нормам, подтвержденных Конституцией РФ, … Стомахин Б.В. выражал в публикациях свое протестное антиконституционное поведение, придавая им негативную и отрицательную эмоциональную окраску, ориентируя будущих читателей на выражение крайностей разворачивающихся политических процессов, абсолютизируя внешнюю сторону явлений, высказывал превосходство одной религии и неполноценность другой, полагая тем самым возмутить общество и призвать его в последующем к изменению существующего государственного строя страны», - говорится в обвинительном заключении. Читая этот документ, можно сколь угодно смеяться над безграмотностью формулировок, но нельзя не заметить – обвинение возмущено именно «протестным поведением» Стомахина и его неуважением к Российской Федерации. Это и в самом деле так. Борис Стомахин - яростный критик существующей системы власти, иногда он выказывает презрение к России, и в российско-чеченском конфликте все его симпатии целиком и безоговорочно на стороне Чечни. Но разве закон обязывает российских граждан любить Россию и уважать государственную власть?

Прокуратура обвиняет его в распространении бюллетеня «в общественных местах города Москвы, при наибольшем скоплении народа»; в неправильных заголовках, «искажающих смысл следующего за ним материала»; в том, что события в Чечне «представлялись читателям как война двух государств – Российской Федерации и Чеченской Республики»; в одобрении «преступников и террористов, действия которых, направлены на уничтожение русского народа, как нации».

С взглядами Стомахина в России мало кто согласен, а с пафосом его статей и подавно, но это не отменяет его права как гражданина и журналиста высказывать свою точку зрения в издаваемом им бюллетене. Правозащитные организации не проявляют особого интереса к этому делу, в его защиту не ведется широких кампаний, и только десяток его друзей устраивают перед каждым судебным заседанием пикет протеста около здания суда.

Между тем, наступление на источники независимой информации и нелицеприятной критики идет широким фронтом, захватывая не только провинциальные или малоизвестные общественные организации, но и всемирно известные.

18 октября приостановило свою деятельность российское представительство международной правозащитной организации Human Right Watch. Росрегистрация не успела оформить им новые регистрационные документы в положенный срок. Процедура эта была затеяна Минюстом в соответствии с недавно принятым законом о неправительственных организациях. Сколько еще продлятся бюрократические проволочки, и получит ли, в конце концов, HRW необходимые документы, не известно. Но правозащитная деятельность этой весьма эффективной организации, в том числе, и по ситуации в Чечне, прекратилась.

При таких темпах зачистки российского общества к осени будущего года в стране может не остаться легальных общественных организаций, критикующих власть и распространяющих неподконтрольную правительству информацию о нарушениях прав человека.

 

Опубликовано также в «Новой газете» 23.10.2006.