РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

«Мы обязаны это сохранить!»

CHECHENPRESS, Отдел писем, 17.10.06г.

 

Чеченский акапельный мужской хор

История с продолжением – так, наверное, можно было бы озаглавить настоящий очерк. Многие читатели, вероятно, помнят статью в Чеченских газетах и на сайтах под названием «Вернуть народу утраченное» С. Хачукаева. Кратко напомним ее суть. Речь шла о Чеченском  акапельном мужском хоре – вокальном жанре, т.е. пении без музыкального сопровождения, с которым многие знакомы с детских лет, слушая назмы, узамаш, а также илленаш в исполнении мужских групп.

Традиция  хоровых исполнений уходит корнями вглубь веков, и пользуется в народе огромной любовью. Редкое собрание стариков обходилось без исполнения, помимо религиозных, вполне светских старинных чеченских назмов, полных драматизма и  глубокого философского содержания. Среди женщин было сильно развито, помимо исполнений вокальных произведений лирического и героико-романтического характера, напевы-плачи или, по-старинному, кадйиш, что в переводе означает поминальная песнь...

Все это – лишь мизерная часть из музыкальной народной сокровищницы, однако даже и того, что мы перечислили, сохранилось очень мало. Многое, очень многое погибло безвозвратно... Доводы наших оппонентов, пытающихся свалить исчезновение чеченского хора на исламскую религию, смешон. Во-первых, ислам не только не запрещает, но и поощряет акапельное пение, и, во-вторых, насколько нам известно, чеченцы приняли ислам на тысячу лет ранее 19-го века. У сведущих людей не возникает вопросов, почему это произошло с хором.

Ну а многим нашим современникам интересно было бы знать, как же так получилось, что при наличии массы текстов, многочисленных бардов, исполнителей-илланчи, многовековой традиции хорового исполнения, у Чеченского народа отсутствует этот хор. И почему при тех же исходных данных, наши соседи-грузины, с которыми мы некогда были единым народом, достигли таких вершин. В Грузии – сотни народных коллективов хоровой песни, десятки профессиональных, а несколько коллективов вообще являются государственными!

Грузинские  хоровые коллективы известны всему миру. Грузинское хоровое искусство по праву признано уникальным явлением мировой культуры – в числе ста достижений человечества, звучащий диск с грузинским хорами отправлен на луну! В Тбилиси находится Всемирный Центр хоровой музыки! Случайно ли все это? Почему грузины, да и не только грузины, а все нации уделяют огромное значение этому виду искусства, самой прекрасной музыке во вселенной – музыке человеческой речи?

В чем же секрет? Постараемся ответить на этот вопрос.

На наш взгляд, все дело в том, что хор, помимо эстетических функций, несет на себе колоссальную нагрузку в пропаганде и реализации идеи, заложенной в текстах. Это и самосознание народа, и самоидентификация индивида. Это и объединение единомышленников определенной философии. Это обращение к духовным корням и истории народа, обращение к его героическому эпосу.  Это катарсис общественного сознания  для народа во все периоды,  возвращение «блудных сыновей» к алтарю бескомпромиссности в вопросах служения своему народу. Хоровое пение – душа народа, выраженная прекраснейшей музыкой на земле – музыкой человеческого голоса.

Идеологи всех мастей прекрасно сознавали великую силу хора, используя его на  всех этапах развития человеческого общества. Хор служил монументальной составляющей в деле пропаганды – начиная от греческих хоров и заканчивая пропагандистскими машинами коммунистов и фашистов, и хоров современных клириков. То есть, говоря иными словами, он являлся прекрасным орудием для любой мало-мальски значимой идеологии. Прекрасно сознавая, в чем сила монументальной пропаганды искусства, коммунисты не только поставили его к себе на службу, но и постарались лишить своего неприятеля обладания подобным, потому что прекрасно сознавали, что у правды гораздо больше поклонников, чем у приукрашенной лжи.

Истребление всего, что связано с этим  жанром у чеченцев, велось в России за сотню лет до прихода коммунистов. Достаточно вспомнить апогей этого культурного геноцида – высылку в Сибирь в начале двадцатого века и уничтожение более тридцати тысяч зикристов, т.е. исполнителей чеченских  зикров и назмов. Коммунисты, принявшие и продолжившие имперскую политику, достойно несли эту эстафету вплоть до своего конца. Самым ярким примером этого может служить разгон смешанного хора, созданного в Чечне в самом начале приезда из казахстанской ссылки в1957 году. После передачи на радио первых произведений, из обкома партии последовал грозный окрик: «Это что за волчьи песни, немедленно прекратить!». Хор был немедленно разогнан.

Музыкальная культура Чечни надолго была лишена возможности что-либо делать в этой области, но хор не умер: загнанный в подполье, он сохранил свою неповторимую мелодическую красоту, необыкновенную мудрость и свою первозданную энергетику. Когда научные сотрудники Грузинской консерватории им. Сараджишвили слушали «допотопные» записи, вывезенные из сожженного Грозного, они не могли сдерживать волнения, их охватившего. Академик Академии искусства Грузии, руководитель Государственного хора Грузии  Анзор Эркомайшвили не смог сразу определить, чей это хор – грузинский или чеченский. Это произошло в... Англии. Тамошние коллеги маэстро, желая ему преподнести сюрприз, достали из английских музыкальных архивов диски, записанные в экспедиции в конце 19 века...  «Слушаю я, и не могу понять, музыка вроде грузинская, поют вроде грузины, а смысл... не улавливаю, попросил еще раз... результат тот же! А когда прочитали записи на диске, оказалось... это чеченский хор!».

Сегодня можно много говорить о том, чего у нас нет. У нас много чего нет! Не будем вдаваться в причины, выяснять, кто виноват. Виноватые и сейчас делают все, чтобы у нас ничего не было: ни Родины, ни Героев, ни Песен. Нам нужно использовать с пользой для нашего народа каждый час нашего пребывания здесь, наш проект, надеемся, не будет последним.

Мы призываем всех, кто выехал с нашей Родины под именем чеченец: давайте престанем быть народом, горюющим о своей великой, но почти загубленной культуре, давайте вместе начнем ее возрождать! Станьте нашими единомышленниками, ударьте об наше плечо своим плечом! Помогите нам в осуществлении проекта создания Чеченского мужского хора. Проект будут осуществлять чеченские композиторы, художники, певцы. Нами проведена большая предварительная работа, собран колоссальный материал, и мы готовы начать работу над произведениями. Но, как это всегда бывает с вопросами, связанными с проектами по искусству, наших скромных денег не хватило, обещающие продолжают обещать, а ждать больше нельзя. Для этого проекта нам много и не нужно – проведенная в течении четырех лет предварительная работа значительно сокращает расходы.

Мы  также обращаемся  к гуманитарным фондам, созданным в различных странах для помощи Чеченскому народу. А так же мы обращаемся ко всем друзьям Чеченского народа, патриотам Кавказа,  к людям доброй воли с просьбой принять посильное участие в реализации первого Чеченского общенационального культурного проекта в Европе.

Мы рассчитываем на простых чеченцев, на наших братьев и сестер в изгнании, живущих на чужбине. Находящихся в Турции, Иордании, Азербайджане, Италии, Франции, Польше, Чехословакии, Австрии, Бельгии, Германии, Америке, Канаде... Друзья, сейчас нам никто не мешает, наоборот, окружающие нас будут только радоваться нашей удаче,  давайте вместе воссоздадим Чеченский акапельный хор! Давайте от болтовни («барт бац вай» и т.д.) перейдем к конкретным делам.

Просим пересылать наше обращение везде, на все сайты, где есть наши друзья. 

Если у кого-нибудь сохранились старинные тексты, или кому-то по наследству досталась мелодия, песня, назм, илли, просим переслать в литфонд Хора.

Для исполнения проекта открыт счет в немецком банке:

HASPA Hamburger Sparkasse
Konto:1262143702
(BLZ: 20050550)
Для тех, кто проживает вне Германии
IBAN: DE84200505501262143702
SWIFT: HASPDEHHXXX
Желающим поддержать проект просьба  отозваться, наши телефоны:
Гамбург
ОО494070294096
004917628737218
004997716355683
Bosch50@mail.ru

Автор проекта  
Чеченский театральный режиссер и общественный деятель

Саид Хачукаев.