На кого меняли Грузию: на Северную Корею или Иран?
Мансур Мазаев, CHECHENPRESS, 16.10.06г.
День принятия резолюции по Грузии Советом Безопасности ООН был отмечен тревожными ожиданиями в Грузии и противоречивыми заявлениями российских и грузинских политиков.
Россия внесла проект резолюции, обязывающий Грузию вывести войска из Кодорского ущелья Абхазии, не размещать там правительство Абхазии в изгнании, и заявила, что США поддержали резолюцию. Оптимизм российских политиков по этому поводу граничил с эйфорией.
«Вздохнуть с облегчением» – по выражению российского представителя в ООН Чуркина, он смог после телефонного разговора между главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Кондолизой Райс.
В Министерстве иностранных дел Грузии заявляли, что согласны с резолюцией кроме самого главного и принципиального для Тбилиси – отказа от размещения в Верхней Абхазии правительства Абхазской автономной республики в изгнании.
Заявления русских, будто США поддержали антигрузинскую резолюцию, вызвало тревожные ожидания в Грузии. Как выразился один из грузинских политологов, слова которого приводила радиостанция «Свобода», вопрос ставится так – «сдаст в нынешних условиях Запад, и в первую очередь США, Грузию России или не сдаст».
Резолюция была принята, вопрос о «сдаче» или «не сдаче» Западом Грузии пока остается открытым. В России и Грузии по-разному оценили резолюцию. Глава МИД РФ Лавров в первые же часы после принятия документа стал в ультимативной форме требовать у Грузии покинуть Кодорский регион. В свою очередь, глава Грузии Саакашвили, заявил, что не намерен отступать от решения о размещении в Верхней Абхазии правительства Абхазии в изгнании.
Ситуация стала проясняться позже, при принятии резолюции по Северной Корее. Комментаторы отметили, что уступчивость США по грузинскому вопросу была обусловлена договоренностью с русскими об их поддержке позиции США по корейской проблеме. Речь зашла об «обмене» Кореи на Грузию.
Принятие резолюции по Грузии и информационный фон, которым она была обставлена, имеет важное психологическое значение. В конце концов, высказать свою критику в адрес Грузии и призвать пересмотреть те или действия, не устраивающие США, американцы могли и без вынесения этого вопроса в ООН, не давая России повода для раздувания имперских амбиций, а Грузии повода для сомнения в союзнических отношениях.
Если со стороны США подарок России в виде поддержки в ООН против своего союзника была всего лишь сладкой пилюлей для успокоения обидчивых российских партнеров, и резолюция так и останется на бумаге, тогда понятны и ее взаимоисключающие оценки российской и грузинской стороной. В этом случае все сведется к спорам по второстепенным вопросам, например в терминах, «полицейские» силы в Кодори или «армейские» и т.д. и со временем конфликт затухнет. Однако, так ли все просто на самом деле?
О чем говорили по телефону Кондолиза Райс и Сергей Лавров или США и Россия, широкой публике не известно. Тем, что во взаимоотношениях крупных государств часто игнорируются интересы «маленьких партнеров» и идет циничный размен интересами, в наш век никого не удивишь, поэтому, отбросив рассуждения о морали, полностью отсутствующей в таких раскладах, стоит оценить, равноценный ли это обмен – Грузия против Кореи?
В Корее нет ничего такого, что могло бы привлечь внимание как в Ираке или Иране. Некоторые комментаторы говорят, что корейская земля с послушным режимом у власти, нужны США как плацдарм для будущего противостояния с Китаем. Версия имеет право на жизнь, как и любая версия, но, как говорится, на любителя.
Грузия одно из ключевых мест в реализации транспортных и энергетических проектов, ради которых США поставили на карту очень многое. Война в Афганистане обеспечила прикрытие азиатских режимов и взятие под контроль ресурсов и маршрутов их транспортировки в регионе. Война в Ираке, в случае соответствия ее хода первоначальным планам, расширяла реализацию стратегических планов, в которых роль Грузии, как и всего Южного Кавказа, трудно переоценить.
«Сдавать» Грузию ради Северной Кореи для США значит «сдать» и Среднюю Азию, и Южный Кавказ – то есть те проекты, ради которых США столько поставили на кон.
Несмотря на наличие у одной ядерной бомбы, сделка «Корея на Грузию» явно не полноценна.
О чем тогда могли говорить Лавров и Райс, с учетом того, что, как стало известно, принятие резолюции ООН по Северной Корее тоже не стало большой сенсацией и с оговорками Китая и России, больше похоже на рекомендации.
Россия и США могли говорить об Иране. США уже подходят к черте, когда они будут вынуждены начать войну в Иране. В данном случае торг «Грузия – Иран» уместен, полноценен и соответствует возможностям торгующихся. В случае установления контроля над Ираном, США сохраняют и влияние в Азии и получают транспортный коридор, несравнимый по своим преимуществам с кавказским. Россия получает «свое» –
Южный Кавказ, то есть, территорию, контроль над которой она потеряла в ходе развала СССР. В случае установления контроля над территорией Ирана, нынешнее значении Азербайджана и Грузии для Запада резко упадет, а выгода от приобретения ресурсов и территории Ирана несравнима с жертвой в виде передачи России контроля над Южным Кавказом, с условием, что Россия не будет мешать в Иране.
Могут ли западные правители руководствоваться такой моралью по отношению к своим кавказским союзникам, или даже такое предположение не прилично? Наличие ответа на этот вопрос открыло бы многие секреты современной политики. Мы же можем только предполагать, что у узкой группы лиц, ради своих групповых интересов развязывающих войны, разрушающих города и убивающих миллионы людей – не могут быть в друзьях никакие народы и страны.
|