Истоки «терроризма»
Ярас Валюкенас, г. Вильнюс, для CHECHENPRESS, 14.10.06г.
Политика, как и современная экономика, должна иметь нравственные и духовные составляющие. Мы не должны забывать, что человек создан по образу и подобию Божьему. Никакая экономика не стоит того, чтобы приносить ей в жертву людей.
На сегодняшний день тема терроризма является самой актуальной в мире, и думаю, что до самого Судного дня, она сохранит свои лидирующие позиции, как в сознании мирового сообщества, так и на первых полосах крупнейших информационных агентств. На протяжении нескольких лет я занимаюсь анализом этого губительного явления, со своими единомышленниками неоднократно проводил неофициальные мини-опросы населения. За это время у меня сложилась своя точка зрения на проблему «террора», значительно отличающаяся от официальной. Но хотелось бы начать все по порядку.
Первое, что хочу отметить, так это то, что ни одно государственное телевидение, ни одно печатное официальное издание не затрагивает глубинную причину появления так называемого «терроризма». Все констатируют уже свершившийся факт, и в основном ищут пути нейтрализации этой болезни, но не ее лечения. Всем нам известно, что любую болезнь невозможно излечить, не найдя источник ее возникновения. Болезнь можно локализовать, приостановить, но не вылечить. Динамика современной жизни не оставляет человеку времени на глубокий анализ. Если у нас болит голова, мы начинаем глотать таблетки от головной боли, от них начинает болеть печень, мы начинаем делать уколы, заглушая боль в печени, и так продолжается до тех пор, пока уже не наступает время, когда без сильнодействующего препарата жить становится просто невозможно.
Аналогичное происходит и в борьбе с «террором». Но если копнуть еще глубже, то наше любопытство может привести нас к совсем неожиданному повороту событий. Но пока остановимся на двух последних вариантах. Первое – или мы не понимаем, как избавить общество от терроризма, и второе – он просто необходим как повод для чего-то более масштабного. Я в своих рассуждениях склоняюсь ко второму варианту, то есть «терроризм» кому-то нужен, и начну, пожалуй, с него.
На протяжении нескольких последних столетий, войны стали своего рода политическим инструментом для политиков. Многие из них благодаря именно войне становились популярными в своем народе. Но времена меняются, глобализация и информационные технологии ставят под сомнение успех подобных приемов.
Сейчас уже порой недостаточно просто создать образ врага, сформировать против него общественное мнение и напасть на него, не заручившись заблаговременно глобальной информационной поддержкой. Проигрывая информационную войну, любая военная операция обречена на провал. К примеру, война, развязанная Кремлем в Чечне, помогла до этого мало кому известному Путину занять место высшего руководителя страны, ну а последствия самой войны быстро уничтожили едва взошедшие ростки российской демократии, и пожар Кавказского конфликта грозит уже перекинуться в глубь России.
Запланированный «блицкриг» на Ближнем Востоке смог бы сделать Буша символом «Справедливого возмездия», учитывая сентябрьские атаки на Нью-Йорк, но почему-то сегодня война грозит разделить американское общество, установить над ним тотальный контроль, а сама эта бойня перерасти во второй Вьетнам. О последней Изральско-Ливанской войне делать заключение еще рано, но определенно сказать можно одно – это была своего рода разведка боем, главными действующими лицами в которой, на мой взгляд, были США и Россия. А вообще, если учесть то, что все три мировые религии берут свое начало именно на этой территории, и согласно всем пророческим писаниям, последняя война должна произойти так же именно здесь, то любые конфликты на этой земле крайне опасны для всей нашей цивилизации. И я думаю, это только начало большой трагедии, учитывая сокращающиеся ресурсы энергоносителей на планете.
Я не могу утверждать, что все акты террора связанны между собой и имеют одного заказчика, но в том, что они на руку многим современным политикам, уверен.
Для начала я приведу один пример, в котором, по моему мнению, прослеживается едва видимая взаимосвязь. Вспомним президентскую гонку 2004 года. Буш явно проигрывает теледебаты Керри в избирательной кампании, тут происходит бесчеловечный захват заложников в Беслане, американские СМИ муссируют слух о попытке проникновения чеченских боевиков с целью захвата школы в США, и рейтинг Буша как сторонника войны моментально растет. И, наконец, все становится на свои места. Буш остается президентом, и война в Ираке вспыхивает с новой силой, Путин получает карт-бланш и оправдывает свои преступления на Кавказе. И, что характерно, оба президента в своей внутренней политике делают глубокий крен в сторону авторитарного правления. Кстати, этот крен чувствуется и в Европе. Мировому сообществу, возможно, никогда не будет суждено узнать истинные причины трагедии 11 сентября 2001 года в США и 1 сентября в российском Беслане, но факты – вещь упрямая.
За два месяца до терактов 11 сентября, всемирный торговый центр, принадлежавший 27 лет государственному ведомству США, неожиданно сдали в аренду на 99 лет за 100 млн. в год господину Сильверстейну. Он сразу застраховал каждое здание на 1.5 млрд. Спрашивается, для чего за пару недель до атаки здания были сданы в аренду частному лицу? Напрашивается ответ, что кто-то знал о надвигающейся трагедии. Что-то похожее можно сказать и о трагедии в Беслане. Как только лидер сопротивления Аслан Масхадов дал свое согласие, без всяких предварительных условий, лично принять участие в освобождении детей, так буквально через два часа начался штурм здания с заложниками. Cтоит еще выделить тот факт, что накануне штурма были нейтрализованы авторитетные, пользующиеся доверием, журналисты, такие как Анна Политковская и Андрей Бабицкий. Вывод и тут сам по себе напрашивается только один – Власти на тот момент были не заинтересованы предотвратить кровопролитие.
Вернемся к первому варианту, то есть, мы не понимаем истинных причин возникновения террора и не знаем, как эффективно ему противостоять. Для этого нам необходимо вспомнить нашу недалекую историю, начиная хотя бы с 50-60-х годов. На мой взгляд, начало зарождения этой болезни, приходится именно на этот период.
Уже в 50-е годы европейская цивилизация встала на путь создания единого мирового правительства, идеологом этой концепции был некий Милтон Фридман. По мнению многих аналитиков того времени, считалось, что подобную политику невозможно будет проводить без диктатуры и насилия. К середине 70-х годов Всемирный банк МВФ практически повернул наше развитие снова к феодализму. Я вообще склонен понимать, что до развала советской империи на Западе существовал некий имидж таких понятий как демократия, равенство и свобода, который использовался как идеологическое оружие в холодной войне против СССР. Противостояние закончилось, и иллюзия исчезла.
Размышляя глобально, становится очевидным, что в мире сложилась система феодального устройства, в которой основная часть населения планеты занимает положение рабов.
Возьмем простую статистику. К концу 90-х годов 80% мирового ВВП присваивалось 24 странами, в которых проживало 14,5% мирового населения; 15% – 63 странами с 31,5% населения; 5% – 45 странами с 55% населения мира. Получается, что 80% населения исключается из мировых экономических процессов и, естественно, что по мере развития информационных технологий, будет расти и недовольство этой массы людей. Раньше они просто не знали, как живут люди за несколько тысяч километров от них. Сегодня все больше людей начинает понимать экономическое неравноправие, и плюс к этому, они на себе чувствуют постоянное давление со стороны индустриально развитого мира.
Возьмем конфликт Израиля и Палестины, и попытаемся проанализировать его на основании документов, полученных из центра «Моссауа».
Отчет о бедности, выпущенный Институтом национального страхования («Битуах Леуми»), раскрывает тревожные факты, касающиеся израильского общества в целом, и особенно его арабской общины. Из 1.6 миллионов граждан Израиля, живущих за чертой бедности, 40% составляют арабы. При том, что численность арабского населения в Израиле – менее 20%, число арабов-бедняков непропорционально высоко. Еще более тревожащим является число арабских детей, живущих ниже уровня бедности. 60% детей из арабских семей – это дети-бедняки. Это составляет примерно половину всех детей-бедняков в Израиле. Процент бедных семей из арабского сектора также превышает в три раза процент арабских семей в целом по стране.
Центр «Моссауа» уже сообщал о том, что в течение последних 15 лет бедность среди арабского населения Израиля неуклонно растет. Как отмечает экономист Центра «Моссауа» Амин Фарес, «Правительство не делает ничего для изменения этой ситуации. Нет никакой серьезной программы для преодоления этого негативного общественного явления». Центр «Моссауа» отмечает, что арабские населенные пункты получили менее 4% от государственного бюджета развития. Власти не предпринимают ровным счетом ничего для создания возможностей трудоустройства в районах компактного проживания арабского населения. Это – одна из основных причин того, что настолько высокий процент арабских граждан живет ниже уровня бедности.
Догадаться о том, что толкает людей к так называемому «терроризму» не трудно. Недавно я упоминал, что безысходность вынудит миллионы людей обратиться за помощью в последнюю, самую высшую инстанцию, то есть к Богу. Цивилизация тут же окрестила таких людей «религиозными экстремистами». Ну а кто сделал их таковыми? Ни для кого не является секретом, что найти справедливость в нашем мире с каждым годом становится все трудней, а порой и просто невозможно. Рыночная система феодального устройства, как правило, работает так – «ты мне, я тебе», а ведь большинству дать просто нечего. И что остается этим людям в этом безумном мире?
Решить проблему терроризма путем бомбардировок и прочего насилия невозможно, тут действует элементарный закон физики, который не под силу изменить человеку: «каждое действие создает противодействие», по аналогии «насилие порождает только насилие». Я противник любого насилия, но для меня, как и многих других, более понятны, в отличие от слов Буша, слова того же Усамы Бен Ладана, в которых он ясно и понятно изъясняет свою позицию – «Не убивайте и вы сохраните свою жизнь». Я не буду цитировать полное его обращение, но скажу определенно, что его слова в перспективе нам придется принять к сведению.
У нас на данный момент только два выхода: первый – война до полного уничтожения цивилизации, и второй – это круглый стол с участием всех сторон. Второй путь, естественно, не устроит индустриальных и политических магнатов, но ведь таковых можно пересчитать по пальцам, а людей – миллиарды. В конечном счете, так или иначе им, то есть магнатам, придется поделиться, и принять условия, в противном случае, они рано или поздно потеряют все.
В заключении я хочу сказать, что самым опасным для современной цивилизации является утеря нравственных и духовных основ, заложенных в человека Создателем. И наше спасение не в наращивании вооружений, а в возрождении этих ценностей.
|