РАЗДЕЛ "ПРЕССА "

Последнее выступление Анны Политковской

"Новая газета", 10.10.06г.

 

В минувший четверг Анна Политковская приняла участие в программе Елены Рыковцевой на радио «Свобода» «Час прессы». Поводом к дискуссии послужила статья Юлии Латыниной по случаю дня рождения Рамзана Кадырова (он был в тот же четверг, 5 октября) в «Коммерсанте».

Рыковцева: «Вот несколько ее (Латыниной. — Прим. «Новой») утверждений: «Рамзан Кадыров — единственный способ победить в партизанской войне», «Никакой альтернативы Кадырову нет», «Плох Кадыров или хорош, но уже точно те, кого он вычистил, не лучше».

Диктор «Свободы» более обильно процитировал статью Латыниной, а ведущая Рыковцева продолжила программу: «Латынина, по-моему, для порядка завершает весь этот пассаж так: «А права человека? А вот о правах человека, господа, нам остается только плакать...». Ну, в самом деле, где вы их видели, эти права человека? Тут впору поднимать плач не только по Чечне. Так что главная оценка Кадырова все же состоит в том, что был плохой, стал хороший, был разрушитель, а стал созидатель. Вот тут хотелось бы получить комментарий коллег».

Елена представила этих коллег: обозревателя «Московского комсомольца» Вадима Речкалова, независимого журналиста Санобар Шерматову, обозревателя «Времени новостей» Ивана Сухова и Анну Политковскую, которая была на связи по телефону. Предлагаем вам выдержки из этого эфира.

Анна Политковская: Что значит «плакать о правах человека»? Да не надо плакать о правах человека. Надо просто встречаться не только с Кадыровым, но и с людьми, которые пострадали от действий Кадырова. Не как-то так гипотетически, а пострадали самым прямым способом. Их родные погибли, измучены, вынуждены бежать. Большинство из этих людей были достойнейшими. Я со многими знакома была.

И сейчас на моем рабочем столе две фотографии. Я веду расследование. Это пытки в кадыровских застенках сегодня и вчера. Это люди, которые были похищены кадыровцами по совершенно непонятной причине. Их не стало просто для того, чтобы организовать пиар <…>.

Я хочу сказать, что вот эти похищенные, чьи фотографии у меня на рабочем столе, эти люди (один из них русский, другой — чеченец) были представлены так, будто бы это боевики, с которыми кадыровцы вели бой у селения Алерой. Это известная история, которая ходила по нашим телеэкранам, по радио и газетным страницам. Когда Кадыров на фоне поверженных боевиков раздавал интервью перед телекамерами государственных и прочих каналов, а на самом деле всех этих людей собрали, похитили и убили.

Е.Рыковцева: Аня, а вам не кажется, что вот эти люди на нынешнем фоне переходят в разряд «отдельных недостатков»? Да, есть отдельные недостатки в виде похищенных, зато скольких же он облагодетельствовал. Какое строительство развернул. А там есть небольшой процент пострадавших. С кем не случается.

А.Политковская: Небольшой процент пострадавших?

Е.Рыковцева: Небольшой. Так преподносится, что небольшой.

А.Политковская: Я хочу сказать, что похищено за первую половину этого года больше, чем за первую половину предыдущего года, если какая-то репрезентативность тут имеется. И это только те люди, которые заявили о похищении своих близких. Их потом не нашли. Я бы хотела обратить внимание на то, что мы можем говорить об отдельных недостатках только потому, что это не наши близкие, не мой сын, мой брат, мой муж. Фотографии, о которых я вам говорю, это абсолютно измученные пытками тела. Это нельзя в маленький процент сбросить. Это огромный процент <...>

Журналисты, не знающие этот регион, говорят, что он (Кадыров. — Ред.) возрождает чеченские традиции. Это все ерунда. Он их разрушает. Я не являюсь сторонником института кровной мести, но дело в том, что он долгие годы, конечно, поддерживал некую устойчивость в этом регионе. Рамзан и здесь вмешался таким образом, что и это разрушил. <...>

Это вооруженный до зубов трус, который сидит в окружении охраны. Я думаю, что он не станет президентом. У меня есть глубокое какое-то внутреннее убеждение, может быть, даже интуитивное — никак не рациональное, никак Алу Алхановым не подтвержденное. Алу Алханов очень слабый человек. В этом проблема Алханова, во многом и рост драконизма Кадырова-младшего с этим связан. Моя личная мечта в день рождения Кадырова только об одном. Я говорю об этом совершенно серьезно. Я мечтаю о том, чтобы он сидел на скамье подсудимых. И самая строгая юридическая процедура с перечислением всех преступлений, со следствием по всем его преступлениям происходила.

Кстати говоря, по трем публикациям нашей газеты — об этом, конечно, другие издания не пишут — возбуждены уголовные дела по кадыровцам и лично против Кадырова. Я, например, прохожу по одному из таких дел свидетелем. Это дела о похищениях. В частности, одно уголовное дело именно по похищению — соучастие Кадырова Рамзана Ахматовича в похищении двух людей. Поэтому моя мечта — в этой плоскости.

Е.Рыковцева: Спасибо, Аня.