РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Один посреди Европы воин…

Надежда Банчик, для CHECHENPRESS, 03.10.06г.

 

Многочисленные Марши мира, голодовки протеста... И вот – новая акция: 45 дней с 16.00 до 17.00 Сайд-Эмин Ибрагимов на посту возле Дворца Наций в Страсбурге. Ввиду абсолютного молчания об акции он объявил 5-дневную предупредительную СУХУЮ голодовку. А ведь не долее чем нынешней зимой, на 40-дневной голодовке (обычной), он уже заглянул за край жизни, и лишь благодаря врачам вернулся к полноценной деятельности.

27 сентября на посту ему вновь стало плохо, и «скорая» увезла его – с острым гипертоническим кризом. Пробыв три дня в больнице, сбежал: «2 октября открывается сессия ПАСЕ, на 3 октября назначен митинг чеченцев, так что мне некогда болеть»...

18 января он прекратил голодовку, потому что на сессии ПАСЕ была принята резолюция по Чечне, где упоминались права человека. Это дало крохотный лучик надежды... Но резолюция, как и все предшествующие ей резолюции ПАСЕ и другие международные акты по Чечне, осталась на бумаге. Поэтому Сайд-Эмин снова на посту.

- Обращает ли хоть кто-нибудь внимание на Вас?

- Множество самых разных людей: французы, туристы, полицейские. Я всем раздаю подготовленные мной листовки, разъясняющие ситуацию в Чечне и суть наших требований. Подходят, выражают сочувствие...

- Но воплощается ли сочувствие в действия?

- Увы, нет.

- А были ли какие-либо корреспонденты?

- Никого, за все дни. Похоже, у них табу на мои акции.

- А Вы сами звонили в редакции, рассылали приглашения или информацию?

- Неоднократно звонил. Обещали – и не приходили. Я сейчас заканчиваю подробное письмо с указанием всех международных обязательств и норм международного права, нарушенных в ходе российско-чеченской войны. Хочу сделать его настолько обоснованным, чтобы, как говорится, нечем было крыть.

- Просто удивляет такое равнодушие мира. Вот, я недавно была на международной научной конференции в Вашингтоне «Перспективы Северного Кавказа». Все эксперты, а также участники «с мест» – из Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, – просто кровью кричали, что российские репрессии толкают уже не только Чечню, но и весь Кавказ к сопротивлению. Значит, растет угроза такого кровавого столкновения, масштабы которого сравнимы с катастрофой 1917 – 1918 года! Как Европа может выжидать и фактически подталкивать своим бездействием такую кровавую баню, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?    

- Именно невыполнение международных обязательств и норм международного права, нежелание политически решать конфликты приводит к войнам, крупномасштабным вооруженным столкновениям. Моя цель, цель моих акций – довести это до сознания евродепутатов.

- Может, целесообразнее подождать, пока Россия уйдет с председательства в Совете Министров Европы, – до ноября?

- Мне кажется, как раз этого и добиваются европейские политики. Но для решения вопроса важно, чтобы на этой сессии ПАСЕ, до ноября, была снова принята резолюция по Чечне.

- Сейчас, кажется, Европа хочет «похоронить» этот вопрос, согласившись с российской пропагандой, будто войны в Чечне уже нет. Как нам все же пробиться к пониманию политиков, что их попустительство фактическому геноциду чеченцев обернется страшными последствиями? Мне кажется, голодовками их не сдвинуть с места.

- Я стараюсь сочетать одновременно акции протеста и акции юридического анализа. Если бы я не протестовал, не проводил голодовки, то изыскания в международном праве смотрелись бы более «теоретическими», «отвлеченными» от конкретных действий. И если ограничиться только голодовками и стоянием с плакатами, тогда все это никого бы не встревожило, не заинтересовало. А в совокупности мои акции имеют эффект. Правда, увы, меньший, чем хотелось бы.

- Эффект надо умножать общими усилиями. Я призываю всех, кто обеспокоен судьбой уже не только народа, численность которого не дотягивает до миллиона, – но судьбой второй ядерной державы мира. И, в конечном итоге, судьбой нас самих: общими усилиями постараемся убедить политиков, управляющих сегодняшними мировыми катаклизмами – без справедливого решения чеченского вопроса, проблем Кавказа и без восстановления демократии в России весь мир будет висеть на волоске прихотей российской мафии. И – шире: без восстановления всеобщего главенства международного права мы скатимся к неуправляемому хаосу, чреватому ядерным столкновением. Игнорирование судьбы одного маленького народа пошатнуло устои международных законов, а это уже чревато непредсказуемыми последствиями.

...В Страсбурге – глубокая ночь и, по словам Сайд-Эмина, ливень. Через несколько часов он пойдет в этот ливень стоять посреди Европы. На моем полушарии сегодня – первый дождь за полгода, отмечающий конец калифорнийского лета, в котором никогда не бывает дождя. А может, этот дождь – послание из Страсбурга?