РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Переход Иванова через Альпы

Заурбек Галаев, для CHECHENPRESS, 02.10.06г.

 

Главный вопрос, волнующий россиян в связи с последним кризисом в российско-грузинских отношениях, заключается не в том, сможет ли Россия одолеть Грузию политическими, экономическими санкциями, вплоть до военного вторжения, а в том, посмеют ли российские власти пойти на такие шаги?

В том, что Грузия – враг России, а грузины – «негодяи хуже чеченов», заслуживающие самых суровых мер, в России почти никто не сомневается. Однако в рядах российских державных патриотов слышен ропот – предшественник разочарования. В качестве оснований для сомнения в способности властей отстоять честь державы, рассматриваются примеры проведения Россией политики по защите своих интересов за последние пятнадцать лет. Кратко эта политика характеризуется словами «все сдаем». В связи с той же Грузией приводятся примеры допуска к власти Саакашвили, «сдачи» Аджарии, вывода российских войск, и высказываются подозрения, что так же «сдадут» Абхазию и Южную Осетию.

Подобные умонастроения российских державников вытекают из теории, будто власти России являются ставленниками Запада и такими же врагами русского народа, как и власти Грузии. По этой теории и Путин, и Саакашвили получают указания из одного центра и выполняют общую задачу по ослаблению России. Придерживающиеся такой точки зрения патриоты высказывают подозрения, что нынешнее обострение российско-грузинских отношений является спектаклем, а страсти выглядят столь естественно лишь потому, что роль сильного героя в спектакле на этот раз досталась заведомому слабаку – грузинской стороне.

Можно по-разному относиться к подобной теории, но явная театральность в действиях и заявлениях участников наводит на мысль о странности происходящего. Конечно, заявления грузинской стороны о желании русских привести к власти в Грузии своих ставленников имеют под собой почву. Только сделать это Россия желала бы так, чтобы ее вмешательство не было заметно, а в идеале выглядело бы в виде протестов населения Грузии, жаждущего продолжения двухсотлетней дружбы с Россией, смещения местной власти и триумфального возвращения во власть вынутых из московского нафталина марионеток. В этом случае русским оставалось бы только развести руками даже перед заокеанскими партнерами, мол, «так решил народ и мы тут почти не причем».

С другой стороны, выглядят не серьезными доводы грузинской стороны о какой-то разоблаченной разведывательной деятельности открыто поживающих в Тбилиси оккупантов, и совращении граждан Грузии русскими шпионами, оплачивающими военные секреты наличными за столиками тбилисских духанов. Штаб российских войск, оккупирующих часть территории Грузии, располагается в столице, да и сами герои скандала, чье занятие указано русским языком в их служебных удостоверениях ГРУ – Главное Разведывательное Управление – не должно было оставлять сомнений в их деятельности, и оно не скрывалось. Поэтому недоумение российской стороны «шпионским скандалом» можно понять и даже поверить, что оно не наигранное.

Однако от того, по настоящему ли Грузия «посмела свое мнение иметь» и принялась отстаивать свой суверенитет, или все это, как говорилось, спектакль, россиянам не легче. Для них наступает момент истины, и они ждут ответа на главный вопрос, – является ли власть в России властью русских, или это оккупационная администрация? Судя по настроениям в российском обществе, удовлетворить амбиции россиян и заставить поверить в величие России могут только бомбардировки Тбилиси. Если же опять «величие» не будет продемонстрировано и, как обычно «все сдадут», то россиянам останется удовлетворять державный слух, довольствуясь воинственными заявлениями своих политиков, осознав, что времена «перехода через Альпы» ушли безвозвратно, и наступили времена «приштенских бросков» и заплывов флотилии Жириновского на абхазский пляж.