РАЗДЕЛ "НОВОСТИ"
   

Становление ЧР-Ичкерия и борьба против оккупации

CHECHENPRESS, 06.09.06г.

 

Ко дню независимости Чеченской Республики Ичкерия.

По прошествии 15  лет, как была провозглашена чеченская независимость, можно говорить о неком важном  этапе в истории чеченского народа. Что же было тогда на самом деле? Был ли избранный путь единственно правильным, и  возможно ли было что-то изменить в те времена? Не ставя перед собой цели быть истиной в последней инстанции, я постараюсь представить свое видение событий и проблемы, свидетелем  которых мне  пришлось быть.   

Российские политики и военные написали целые тома, и большинство из них, явно заражены идеей  «Великой России», за которой  часто скрывается совсем иная цель. Усердствуют в этом вопросе и представители чеченской партноменклатуры, взращенные еще в советские времена. Не обошли стороной эту тему и  западные политики, журналисты и правозащитники. 

Сегодня все больше утверждается мнение о том, что Запад выступает на стороне РФ-России, отказывая в признании законной власти ЧР-Ичкерия. И в этом есть большая  доля истины, но упрощать этот вопрос до такого уровня, думаю, не следует. Этой темы мы будем касаться  ниже в своем рассуждении. Необходимость более  глубокого (системного) анализа сути проблемы, как до объявления независимости чеченского народа, так  и   последующего времени, с  оценкой  всех  событий, остается важной частью в поиске ответа на поставленные выше вопросы.           

Начнем с того, что скажем – российская империя (СССР) развалилась в декабре 1991 года, и из этой империи выделились отдельные народы, которые восстановили свою, прежде утерянную государственность. И главной отправной точкой восстановления государственности народов, вышедших из постсоветского пространства при развале СССР, является международное право, согласно которому  народы  имеют  право на свою государственность.  Опираясь  на  эту отправную точку, мы будем рассуждать. 

Однако, как же все происходило, было ли все так просто, как трактует международное право? До развала СССР, в конце 1989 года, М. Горбачев встретился на острове Мальта  с президентом Д. Бушем. Многие ведущие политики мира, и это известно из их выступлений в печати, считают, что мальтийская встреча стала той отправной точкой, которая послужила развалу СССР. Все видели, что процесс развала давно набирал обороты, и его невозможно стало остановить, как невозможно было делать вид, что ничего не происходит. И на  Мальте была предпринята попытка сделать этот процесс управляемым.

Горбачев стремился сохранить СССР с ведением некоторых либеральных ценностей в системе власти. Для реализации в жизнь этого направления Верховная власть Советского Союза предприняла усилия, и важным моментом из того было принятие двух  законов:

«Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных Республик» (10.04.1990г.) и «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» (26.04.1990). Эти законы существенно изменили ситуацию по всей стране, согласно им  все автономные  республики были приравнены по статусу  к союзным республикам и юридически выведены из их состава. С этого времени Верховная власть СССР за народами автономий признавала право на самоопределение, как и за народами  союзных республик СССР.  

Этот процесс получил развитие по всей стране. 25 ноября 1990 года при поддержке Верховного Совета  ЧИР завершилось проведение референдума по статусу республики (Общенациональный конгресс чеченского народа – ОКЧН), принятием решения о восстановлении чеченской государственности. Следом за этим 27 ноября ВС ЧИР принял   Декларацию о  государственном  суверенитете Чечено-Ингушской Республики. Во главе с Докку Завгаевым ЧИР практически завершила процедурно-правовой выход и из состава СССР, как это сделали все союзные республики.

И вполне понятным было решение  ВС ЧИР от 11 марта 1991 г. о запрете проведение на территории Чечено-Ингушской Республики референдума о введении президентского правления в РСФСР.  ВС ЧИР опирался здесь на Декларацию о государственном суверенитете ЧИР от 27 ноября 1990 года, согласно которой республика  являлась суверенным и независимым государством.  

Впоследствии ингушская часть республики, которая пожелала войти в состав РФ-России (решение это было принято 15 сентября 1991года на ингушском съезде народных депутатов всех уровней), отошла с согласия чеченской стороны, на основе взаимной договоренности о разделе Республики на две части – Чеченскую и Ингушскую Республики. Специальный акт принятия Ингушской Республики в состав РФ-России впоследствии был  закреплен законом  Верховного Совета Российской Федерации 4 июня 1992 года. 

Однако, в процесс «перестройки» неожиданно вмешалось горбачевское окружение, не согласное с нововведениями по стране. Заговорщики, во главе которых стоял вице-президент СССР Янаев, заявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному положению (ГКЧП), и объявили о недееспособности президента СССР, которого они сами изолировали на даче в Крыму.        

Чеченцы сразу выступили против путчистов, пытавшихся фактически  повернуть ситуацию вспять. В тот день,19 августа 1991 года, центральная  площадь г. Грозного заполнилась людьми, выражавшими протест против заговорщиков. Туда, в Москву, на баррикады, сразу отправили делегацию для  поддержки тех русских, кто выступал против ГКЧП. Победа путчистов из окружения Горбачева и в мыслях никем не допускалась. Поражение могло привести к тому, что отмененными оказались бы  законы об изменении статуса автономных образований в союзные республики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это остро напоминало, еще свежее в памяти народа, ссылку в Сибирь и Казахстан в 1944 году. 

Руководство Чечено-Ингушской республики повело себя иначе. В дни событий по ГКЧП они спрятались, и их невозможно было найти, об этом пишет пресса. «Чеченские реформаторы» во главе с Завгаевым, оказались на поверке не теми, за кого себя выдавали. Они находились в это время в Москве, выехав туда накануне, чтобы подписать Ново-Огаревский союзный договор  20 августа 1991 года.

В Чечении бездействие руководства республики в период ГКЧП было воспринято как  предательство интересов народа. Люди понимали, что возврата в прошлое нет, и не хотели  упускать реально возможный шанс мирных преобразований по восстановлению справедливости. И ответ путчистам  ГКЧП и их сообщникам со стороны чеченского народа был предсказуем, ведь борьба чеченцев за свои права практически никогда не прекращалась – ни при царском режиме, ни при советской власти. 

Встал вопрос о доверии  к руководству республики. Верховный Совет ЧИР с 21 августа много дней заседал по этому вопросу, ситуация была тупиковая. Этим положением не преминула воспользоваться Москва, которая, якобы, воспринимала Завгаева как сторонника ГКЧП, и его место пророчили С. Хаджиеву. Об этом пишет  тогдашний председатель ВС РСФСР Р.Хасбулатов, который сам грезил желанием сместить Д. Завгаева.

Но вопрос был не столько о персоналиях из этой обоймы, сколько речь шла о стремлении   Москвы незаконными шагами подвести Чечено-Ингушскую Республику под свою власть. Это очень хорошо понимали чеченцы. В то же время власть республики больше не могла управлять в связи с потерей доверия народа. И 6 сентября 1991 года Д. Завгаев выступил на  митинге перед зданием ВС ЧИР и сообщил, что он уходит со своего поста, чтобы не накалять обстановку в республике. Митингующие ликовали и поздравляли друг друга.

Здесь следует сказать о роли генерала авиации Джохара Дудаева. Российская пресса  изображает его только в негативном плане. Заговорщики в Кремле и их окружение думали, видно, что Д. Дудаев в соответствии с их логикой должен войти с ними в сговор, и его отказ действовать с ними заодно они не могли понять. Д.Дудаев был востребован чеченским народом. От имени ОКЧН к нему ездили в Эстонию делегации, чтобы уговорить его вернуться в Чечено-Ингушетию. Он дал согласие после долгого размышления, и через полгода вернулся в Грозный и возглавил ОКЧН. Его деятельность на этом посту была направлена в поддержку решений ВС ЧИР, в части реализации Декларации о государственном суверенитете. И ему прочили, даже, место в правительстве Завгаева…

Многое изменилось в период ГКЧП, который так сильно напугал Завгаева, что он не решился и вступиться за интересы своего народа. Наиболее полно характер и внутреннее содержание Д. Дудаева раскрывается  в статье, опубликованной в апреле 2006 бывшим  депутатом Сейма Литвы Ромуалдой Хофертиене. Она Сигнатар Акта восстановления независимости Литовской Республики. Вот что она пишет:

- 11 марта 1995 года я была приглашена в Лос-Анджелес, чтобы принять награду Американской Балтийской Лиги Свободы, которая предназначалась первому президенту Чечении Джохару Дудаеву. Американская Балтийская Лига Свободы наградила своим дипломом Джохара Дудаева в знак высокого признания его усилий в поддержку борьбы за свободу и независимость народов Эстонии, Латвии и Литвы с советской оккупацией.

Джохар Дудаев был советским генералом и с 1987 по 1991 г.г. командовал военно-воздушной эскадрильей, размещенной в Эстонии. Когда в Балтийских республиках начались открытые движения за свободу и независимость, то Джохар Дудаев это понял и поддержал. Он был первым советским генералом, отказавшимся исполнять приказы Кремля по кровавому подавлению свободы в Эстонии. В это же время в Литве в январские дни 1991г. пролилась кровь литовского народа. Отказ Джохара Дудаева подавить свободу в Эстонии было неоценимой поддержкой не только эстонцам. Неизвестно, какова была бы судьба Литвы и Латвии, если бы Дудаев с Эстонией поступил бы так, как советские генералы поступили с его народом и страной.

Смело можно утверждать, что Дудаев сначала помог Балтийским странам в деле независимости и только после этого взялся освобождать свой народ. При этом, советские власти ему предлагали самые высокие должности в военной карьере, но он от них отказался, так как судьба своего народа ему была важнее.

Так характеризуется этот человек в Европе и в Америке. И это был действительно человек слова и чести, сын своего народа. А в политике мало кто был ему равным. И он употреблял все свои знания во благо своего народа. Поэтому он так ненавистен врагам и любим чеченским народом и сегодня. 

В этот день, 6 сентября 1991 года, пострадал В. Куценко, председатель грозненского  городского совета народных депутатов. Пытаясь скрыться от митингующих, он решил, видно, выпрыгнуть из бокового окна  второго этажа ВС ЧИР, и неудачно упал. Несколько дней спустя он скончался в больнице. Куценко был известен в республике и вызывал неприятие у населения, как руководитель республиканского масштаба, который  выступал в поддержку путчистов ГКЧП. Его смерть была трагическая случайность. Российские пропагандисты Э.Пайн, А.Попов и печально известный С. Говорухин спекулировали на этом, стараясь придать этому несчастному случаю иной оттенок.  

Сложивший с себя полномочия главы республики Завгаев, «чтобы не накалять обстановку» на следующий день воскрес, и заявил, что он никуда не уходил. Ситуацию стала еще больше накаляться, и сюда зачастили гости из Москвы, приехал и председатель ВС РСФСР Р. Хасбулатов. В его присутствии 15 сентября 1991 года ВС ЧИР принял решение о самороспуске. При этом  депутаты образовали Временный Высший Совет с полномочиями ВС ЧИР, однако этот усеченный орган власти вскоре тоже раскололся на части. Его роль свелась, как и ожидалась, лишь к организации проведения выборов власти – президента и парламента республики. Временный ВС ЧИР назначил выборы на  27 октября 1991 года, когда и были избран президент и парламент страны. 

Публикации в СМИ РФ-России и на Западе том, что ВС ЧИР был разогнан митингующими, мягко говоря, не соответствует действительности. Это искажение, как и многое другое, пытается внушить обывателю российская власть. Да, в это время по всему СССР  кипели страсти, и Чечено-Ингушетия  не была исключением. Главное другое – ВС ЧИР сам принял решение о самороспуске. И этот документ известен из печати того времени, и нет смысла его здесь приводить.     

Бывшая партийно-хозяйственная номенклатура ЧИР, потеряв  власть, встала на путь противодействия тому процессу, который она сама одобряла и проводила в жизнь. Стало понятно, что и все ранее принятые документы ВС ЧИР, о которых мы говорили выше, для руководителей Чечено-Ингушской Республики  имели ценность лишь в плане сохранения личной  власти. И все, у кого были симпатии к ГКЧП, в эти дни воспринимались, как противники свободы и независимости чеченского народа.   

Подобный процесс развития событий в Грозном был  предсказуем в свете развала СССР. И Завгаев не мог об этом не знать. Только из-за этой неизбежности  грядущих событий  по всему СССР на этот путь встало и бывшее коммунистическое руководство республики. Подтверждение тому служит и тот факт, что на всем постсоветском пространстве почти во всех республиках, большинство из «бывших» сохранили свою личную власть. В Чечении и Грузии партноменклатура потеряла власть, но не смерилась с этим. И в последствии эта «элита», осев в Москве, делала все для того, чтобы вернуться назад в роли руководства, в том числе и на российских танках.  

В Чечении 27 октября 1991 года были проведены выборы президента и парламента Чеченской Республики под наблюдением  представителей из  27 стран мира и международных организаций, и были ими признаны состоявшимися, и правопреемственность власти была соблюдена. В президентских выборах победу одержал  генерал Джохар Дудаев. Его победа была предсказуема, чеченцы знали, что он не является выдвиженцем Москвы. Вокруг этого вопроса российская пропаганда не перестает наводить тень на плетень, утверждая, что выборы эти были незаконными, и, якобы, съезд депутатов РСФСР отменил их  результат. Думаю, так вопрос не ставился бы, если бы на этих выборах победил ставленник Москвы.  

Если сказать об этом по существу, то к выборам власти в Чеченской Республике съезд российских депутатов юридически уже не имел никакого отношения. Чеченская Республика выведена была из состава РСФСР еще в апреле 1990 года (Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации»). Декларация о суверенитете ЧИР и референдум (ОКЧН) тоже говорят за  это. Поэтому в момент развала Советского Союза (декабрь 1991 года) Чеченская Республика вышла уже и из него, как самостоятельный субъект, наравне с РСФСР и другими союзными республиками.

Претензии на этот счет к чеченскому народу со стороны РФ-России не состоятельны, и выглядят как попытка подмены понятий. Сегодня всем ясно – чеченский народ в 1991 году восстановил свою независимость в соответствии с международным правом, при этом было соблюдено и законодательство и СССР. 

Все, что нам известно по поводу  развала СССР дает нам возможность сказать, что этот процесс протекал с большими нарушениями международного права и законодательства  СССР. Из этого следует, что на процесс развала российской империи, так и на процесс образование новых независимых государств, влияли некие силы в обход права народов на самоопределение, в обход международного права.

Многие народы из СССР, внезапно оказавшись на распутье, в условиях развала империи  не смогли реализовать свое естественное право – самостоятельно определить направление  своего будущего и отстаивать его. Теоретически могли быть любые решения, но на то должна была быть воля этих народов. Этот момент и есть одно из главных требований международного права, иначе все это выглядит как закабаление народа. Надо сказать, что развитию демократических процессов и определению воли народов в новых условиях  было сильное противодействие. И это противодействие исходило из центра, уже во главе с Б.Ельциным.

Поэтому и была развернута, продолжающаяся по сей день, столь ожесточенная борьба против демократических преобразований чеченского народа  в Чечении со стороны, уже, новой Москвы. Новая власть новой страны желала укрепиться на примере разгрома  достижений народной демократии в Чеченской Республике, чтобы отбить охоту от любой мысли о независимости у народов, в отличие от Чеченской Республики Ичкерия, подчиненных фактически неправомерно (насильственно) после развала СССР.

В РСФСР становлению демократических процессов в национальных республиках препятствовала бывшая коммунистическая номенклатура, которая в большинстве своем, «перекрасившись» остается и сегодня у власти. За гарантии остаться у власти  тогда  эта номенклатура  принесли в жертву союзный  статус своих республик и мнение своих народов. Руководители  новых союзных  республик – бывшие  автономии из РСФСР решили подписаться 31 марта 1992 года под так называемым федеративным договором об образовании совместного федеративного государства (РФ-Россия). Подписание было добровольно-принудительным, без учета мнения народов. Рука старых коммунистов не дрогнула, когда речь шла об их  личной власти.

Все  это показывает, что легитимной базы у нового российского государства нет. Процесс пошел не в сторону демократизации, как заявляет нынешняя Москва, а в сторону возрождения империи через тоталитаризм. В результате этого, сегодня мы можем наблюдать, что республики РФ-России, «подписавшие» т. н. федеративный договор с Москвой в 31 марта 1992 года, потеряли почти все свои права. Москва напрямую подчинила их всех, и речь идет уже о преобразовании страны в унитарное государство. 

Развал СССР в декабре 1991 года вопреки предпринятым шагам по сохранению его в пределах единого государства показал, что народы большинства новых союзных республик, впрочем, как и  большинства прежних союзных республик, оказались не готовы к  столь неожиданному повороту событий. Это привело в замешательство многих в то время, но не оправдывает. И этим обстоятельством противоправно воспользовался Б.Ельцин, действовавший с определенной целью. Его шаги совместно с руководителями трех союзных республик (РСФСР, Украины и Белоруссии) были направлены в сторону ущемления интересов народов 32 республик (если исключить из этого ряда Литву, Латвию и Эстонию, которые ранее вышли из состава СССР, в 1990 году). Эти действия являются незаконными с точки зрения международного права и законов СССР. 

Фактически Б. Ельцин перехватил у путчистов знамя, только лишь для того,  чтобы  прийти самому к власти, сместив, ослабшего событиями ГКЧП, президента СССР М.Горбачева. Ельцинская команда ничем не брезговала, считая, что цель оправдывает средства. Эти намерения ими были подтверждены и в последующем, когда в борьбе за власть внутри страны  расстреляли в 1993 году  Верховный Совет  РСФСР. По некоторым данным тогда погибло около 1000 человек. Чтобы уйти от ответственности за это преступление Б.Ельцин предпринимает шаги по нейтрализации огромного отряда коммунистов, требующих его импичмента. В обмен на их молчание, коммунисты оказались втянутыми в сговор, он объявляет амнистию путчистам ГКЧП (19.08.1991г.) и заодно защитникам разогнанного в 1993 году  ВС РСФСР. Это наглядно показывает, что путч ГКЧП-стов президент Б.Ельцин использовал вначале  для прихода к власти, а затем   для закрепления своих позиций.       

(Продолжение следует).   

Ахъяд  Идигов –
Председатель  Парламента ЧР-Ичкерия (1993-1997 гг.) 
6 сентября 2006 года.