РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Доклад Ахмеда Закаева в Палате лордов британского парламента

CHECHENPRESS, 19.07.06г.

 

Предлагаем вниманию читателей доклад, прочитанный Министром иностранных дел ЧРИ Ахмедом Закаевым в Палате лордов парламента Великобритании вечером 18 июля сего года.

Уважаемые дамы и господа!

Хочу поблагодарить организаторов данного форума. Спасибо вам большое.

Смерть Шамиля Басаева нашла много откликов во всем мире, разных по характеру. Я знал Шамиля с начала первой античеченской войны. Тогда это был бесстрашный, неутомимый и изобретательный командир, движимый высокими идеалами свободы, независимости и прав человека. Вы знаете, хотя Шамиль и брал на себя ответственность за трагедии в Норд-Осте и Беслане, непосредственными участниками этих захватов были десятки других молодых людей и женщин.

Если мы хотим найти объяснение, то должны признаться, что эти люди пошли на самоубийственную акцию не от хорошей жизни. Беспредельная жестокость русских в Чечне и соседних республиках является главным организатором и Норд-Оста, и Беслана. Ошибка этих людей заключается в том, что они поверили, что российскую военщину можно остановить перед возможным публичным убийством тысяч своих гражданских лиц или детей.

Абсолютно безоснователен оптимизм тех, кто думает, что с гибелью Шамиля Басаева конфликт на Северном Кавказе закончится. Когда этот конфликт начался в начале 90-х гг., никто не слышал про Шамиля Басаева, потому что его не было. Он появился по ходу конфликта. Тот, о котором мы сегодня говорим, родился в июне 1995 г. с событиями в Буденновске. Если первая война, по всем показателям менее жестокая, чем сегодняшняя, родила Басаева, то, можете не сомневаться, мы имеем теперь сотни молодых людей по всему Северному Кавказу, кто ценит свою и чужие жизни ничуть не больше, чем Басаев. Радикализовались не отдельные люди, а радикализовались поколения. Насилие – это попутчик конфликта, а не его причина.

Настоящее и будущее любого конфликта определяется его природой. Вам, должно быть, знакомы десятки версий о том, вокруг чего возник российско-чеченский конфликт. Нефтяные запасы и «происки международного исламского терроризма» имеют к нему самое отдаленное отношение.

Новейшему российско-чеченскому конфликту исполнилось пятнадцать лет. Он начался в 1991 г. с того, что Россия не захотела признать за Чечней политический статус, приобретенный ею в 1990 г. в рамках обновленного законодательства СССР. Являясь правопреемницей СССР, Россия признала все советское наследие, включая долги и статус Курил, Крыма и Кенигсберга, определенных именно верховной властью СССР.

Чрезвычайно важно, что Россия спустя пятнадцать лет признала право на самоопределение Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Заявили о необходимости завершить правовой распад СССР, имея в виду, что правовая основа суверенитетов названных республик восходит к советскому законодательству. Это есть юридический факт, доказать который не составляет никакого труда. Достаточно сказать, что статус и границы всех сегодняшних признанных государств, бывших субъектов СССР, также без исключения унаследованы от СССР. Решение советской власти 50-х годов не могут быть более законными, чем решения конца 80-х и начала 90-х гг. Советские долги, выплачиваемые Россией, точно не ограничиваются кредитами 50-х гг.

Трудно одним словом описать ситуацию, сложившуюся вокруг Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии и Чечни. Прежде всего, она не имеет ничего общего с каким-либо правом. В первых трех случаях имеется международное присутствие, представленное ведущими странами, в т.ч. общеевропейскими структурами. В случае с Чеченской Республикой изначально ограничиваются разговорами о правах человека, которые с 2000 г., по утверждениям европейских официальных лиц, имеют непрекращающуюся тенденцию к улучшению. Эти разговоры не имеют отношения к гуманности и продиктованы определенными расчетами. Ошибочными, как обнаруживается.

Я глубоко убежден в том, что экономические интересы некоторых стран и политическая карьера отдельных политиков не должны быть выше судьбы миллионной нации. Свыше 250 тысяч невинных жертв из числа гражданского населения, среди которых более 40 тысяч детей является достаточным фундаментом для инициирования военного трибунала против военных преступников России.

Отказ России признать независимость Чеченской Республики, а позже и развязывание войны, породили у многих ложные ожидания в отношении возможного разрешения постсоветских конфликтов. Грузия, Молдавия и их друзья пятнадцать лет держатся за выкинутый русскими тезис о территориальной целостности, вместо того, чтобы сконцентрироваться на внутренних проблемах. Многим хотелось бы, чтобы Россия поскорее усмирила Чечню, думая, что после этого восстановится и их «территориальная целостность». Абсолютная правда, что позиция России по Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья во многом определялась ходом дел  в Чечне, но не в том смысле, чтобы отказаться от них после победы в Чечне.

В 1991 г. Россия не могла официально объявить о праве народов на самоопределение, так как это автоматически коснулось бы Чеченской Республики, которую тогда никто не называл центром международного исламского терроризма. Вместо официального признания Россия все время проводила фактическую интеграцию названных республик. Абсолютное большинство жителей этих территорий получили российское гражданство.

Бесспорным достижением Путина в Чечне является то, что он заставил лидеров США и Европы признать его античеченскую войну «частью борьбы с международным исламским терроризмом». У Кремля есть опыт увязывания чеченского вопроса с международной проблемой. Например, решая чеченский вопрос в 1944 г., т.е. поголовно депортируя чеченцев в Казахстан и Сибирь, Сталин обвинил чеченский народ в сотрудничестве с немецкими фашистами. Мотивы Сталина могли быть понятными тогдашнему демократическому миру. И на этот раз представить Чечню в виде «основного рассадника международного исламского террора» представлялось удобным как перед собственно российским обществом, так и перед Западом.

Путин уверен, что сегодняшние западные лидеры не смогут изменить свое озвученное отношение к Чечне, что бы он не делал в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Грузия и Молдавия до конца не скажут ни одного слова о праве чеченцев на самоопределение, поскольку, в отличие от России, не приобретут новые территории. Кажется, Путин точно рассчитал время объявления о праве народов на самоопределение. Менее двух лет до конца его второго срока, поэтому уместно продемонстрировать свои достижения, а территориальное приращение после развала СССР может быть самым желанным достижением в глазах великодержавников, к которым Путин неизменно апеллирует.

Отвечая на вопрос корреспондента ВВС о праве чеченского народа на самоопределение, Путин сослался на прошедший, якобы, в Чечне 23-го марта 2003 г. референдум. Помимо многих общеизвестных вещей о том, как и в каких условиях этот псевдореферендум проводился, есть в этом деле одна абсолютная нестыковка. На нее с редкой для чекиста естественностью указал сам Путин. В первый раз, выступая вечером 23 марта 2003 г. по центральному телевидению, российский президент по поводу прошедшего «референдума» сказал буквально что «де-юре восстановлена территориальная целостность» России. Во второй раз, такое же утверждение включено в появившееся чуть позже обращение президента России к федеральному собранию. Если, по признанию Путина, Чечня до 23 марта 2003 г. не являлась де-юре частью России, то, с одной стороны, чем Чечня являлась до этого, и, с другой, какое право имел Путин своим указом назначать референдум на чужой территории?

Позвольте я вам вкратце скажу о том, чего русские остерегаются как огня, и на затушевание чего истрачено намного больше денег, чем на саркофаг для Чернобыльской атомной электростанции.

Многие годы с начала российско-чеченской войны любые попытки международного сообщества вмешаться в конфликт для его мирного разрешения наталкиваются на дежурный тезис о «территориальной целостности России». Сейчас, как никогда прежде, когда наш конфликт оформился в некий порочный круг, кажется необходимым дать некоторые разъяснения по данному тезису. В отношение Чеченской Республики часто применяются эпитеты «самопровозглашенная», «непризнанная», «мятежная», которые ничего не имеют общего с действительностью и носят провокационный характер.

С юридической точки зрения независимая Чеченская Республика легитимна абсолютно в той степени, в какой был легитимен СССР, и легитимна сегодняшняя Россия. В апреле 1990 г. в духе осуществлявшихся М. Горбачевым реформ по либерализации советской системы Верховная власть СССР приняла, без преувеличения, два судьбоносных для народов СССР закона.

27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики по официальной указке или, можно сказать, требованию Верховной Власти СССР, принял Декларацию о государственном суверенитете, которая означала выход республики из состава РСФСР, России.

За все время существования СССР вопросы определения государственно-правового статуса и границ национально-территориальных образований находились в исключительном ведении верховной власти СССР. Например, Чечено-Ингушская автономная республика была ликвидирована в 1944 г. и вновь воссоздана в 1957 г. именно Верховной властью СССР в лице Верховного Совета СССР. Также, следующий пример, в 50-е годы Крымская автономная республика решением Верховного Совета СССР была из состава РСФСР (России) передана в состав Украины. Именно Верховный Совет СССР в свое время передал в состав РСФСР захваченные во вторую мировую войну Кенигсберг и ряд японских островов.

Я это все говорю, чтобы вы понимали, что в Чечне никакого мятежа, никакого вооруженного захвата сепаратистами власти не было. Суверенитет Чеченской Республики был продиктован принятием СССР ряда новых законов в апреле 1990 г. и был провозглашен абсолютно легитимной, с точки зрения тогдашнего советского, российского и международного права.

К развалу СССР в декабре 1991 г. Чеченская Республика год с лишним существовала в качестве суверенного государства, признанного законодательством СССР с апреля 1990 г. равноправным субъектом СССР, и наряду со всеми союзными республиками (Россией, Грузией и т.д.) готовилась подписать обновленный союзный договор.

Откуда появился термин Чечня часть России.

В принятую в декабре 1993 г. Конституцию России в нарушение всех мыслимых норм права была вписана Чеченская Республика как субъект федерации. Мало того, что Чеченская Республика ни под каким видом не приняла участие в референдуме по Российской Конституции, в этой же конституции, оказывается, есть статья, которая гласит, что Российское государство есть федерация, состоящая из субъектов, добровольно подписавших федеративный договор. Авторов российской конституции не смутило, что Чечня такой договор не подписывала.

Сегодня чеченский народ оказывает сопротивление порабощению и защищает свое право на самоопределение. Российские власти отказались от политики деколонизации и соблюдения международного права.

Право и историческая справедливость на стороне народа Чечни. Насилие и кровопролитие со стороны России являются доказательством ее несправедливости, международной моральной и правовой ответственности.

Вы знаете, в первую войну нас называли бандитами, сепаратистами, фашистами, но никому в голову не пришло называть нас фундаменталистами, исламскими террористами и, тем более, международными террористами.

Покойный президент А. Масхадов многократно делал заявления, осуждающие терроризм во всех его формах, обращая при этом внимание на терроризирование чеченского населения российскими войсками. Я как полномочный представитель ныне действующего президента Чеченской Республики Докки Умарова официально заявляю, что наше отношение к террористическим актам не изменилось после гибели Аслана Масхадова и
А-Х. Садулаева. Президент Докка Умаров в своем заявлении решительно осудил любые формы насилия против гражданского населения. Чеченское правительство уверено в том, что теракты выгодны тем, кто хочет выдать преступную колониальную войну против чеченского народа за борьбу с международным терроризмом.

Я очень желаю, чтобы цивилизованный мир победил терроризм, но я – убежденный противник войны с террором, так как считаю такую войну войной ради войны. Война с террором – это война с собственной тенью. Террор – это безусловно зло. Чтобы победить террор, цивилизованному миру не следует воевать с террором, ему следует воевать за справедливость.

Дорогие друзья, за пятнадцать лет силовых попыток разрешения российско-чеченского конфликта, имевшего вначале чисто политический характер, Россия только усугубила его. Федеративный договор от 1992 года, первый раз за всю историю российской империи зафиксировавший добровольное вхождение десятков национальных республик в состав российского государства, в одностороннем порядке полностью денонсирован самой Россией. Во-первых, приравниванием статуса оккупированной Чечни к статусу тех республик, которые в свое время подписывали этот федеративный договор. Во-вторых, российское руководство в последние годы в лучших традициях колониальных завоеваний отказало национальным республикам в гражданских и религиозных правах. У национальных меньшинств в России нет сегодня права избирать себе руководителей, нет права на собственный национальный алфавит и, наконец, нет права на вероисповедание.

То государство, которое известно миру под названием Россия, является классическим образцом колониальной державы, которую начинает охватывать антиколониальный пожар. Пусть никого не вводит в заблуждение религиозная риторика участников национально-освободительных движений в России. Это не из-за принадлежности этих людей к сети т.н. международного исламского терроризма. Просто так получилось, что после освобождения Украины, Армении, Грузии и балтийских республик из-под российского ига в колониальной зависимости остаются только мусульманские народы. Вы знаете, взывать к Богу в тяжелые времена свойственно всем людям независимо от вероисповедания. У мусульман бог называется Аллах. Воистину, Аллах Акбар! Все мы в Его руках и взываем к Его милости!

Считаю также своим долгом напомнить, что иллюзии определенных политических кругов относительно демократического прогресса в России являются смертельно опасной ошибкой для всего человечества, так как сегодня наблюдаются серьезные и убедительные признаки того, что Россия развивается далеко не по общеизвестным принципам демократии, а по принципу противопоставления интересов России интересам остальной части мира.

Официально заявленные Западом ожидания от нового президента России оказались безосновательными. Сегодня все это признали. Террор против малочисленного народа не может генерировать ничего положительного. Свертывание всевозможных демократических свобод, в т. ч. отмена свободы слова, свободы предпринимательства и свободы вероисповедания для религиозных меньшинств, уголовные преследования по политическим мотивам, свертывание правозащитной деятельности, ущемление избирательных прав граждан, усиливающийся с каждым днем фашизм, а также грубое вмешательство во внутренние дела соседних государств – все это закономерный результат преступной античеченской войны, продолжающейся уже седьмой год.

Несомненно, мировому сообществу необходимо разработать механизм, по которому удалось бы заставить Россию соблюдать общепризнанные правила поведения в семье народов мира. Призвав Россию к немедленному прекращению геноцида чеченского народа, мировое сообщество никак не потеряет Россию как партнера, а наоборот, заставит ее серьезно задуматься над теми проблемами, которые у нее могут возникнуть в случае невыполнения требований цивилизованной части человечества.

Я обращаюсь к мировому сообществу с призывом использовать все имеющиеся средства, чтобы положить конец физическому и моральному истреблению чеченского народа.

Жестокий опыт прошедшего десятилетия показывает, что российско-чеченский конфликт не имеет военного решения.

По нашему глубокому убеждению, прекратить насилие в Чечне и на Северном Кавказе можно только путем политического урегулирования. Политический фарс типа проведения в Чечне т.н. референдума и выборов президента Кадырова и Алханова, а также т. н. парламентские выборы не имеют ничего общего с реальным политическим процессом. Это только отдаляет перспективу мирного урегулирования и способствует расширению театра военных действий, ответственность за последствия чего несет российское руководство и международное сообщество.

Спасибо за внимание.