РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Замечания к манифесту МИД ЧРИ от 5 июля 2006

CHECHENPRESS, 16.07.06г.

 

В Санкт-Петербурге проходит встреча глав государств G-8. В центре внимания здесь  находится рассмотрение вопроса энергетической безопасности Запада, что напрямую  связывают с Россией. Похоже, что на мировой арене проходит некая переоценка ситуации, связанная с усилением великодержавных амбиций  Кремля. На какой срок удастся  русским закрепить себя в этой роли, покажет время.

В свете этого события МИД ЧР-Ичкерия вдруг проявил неуклюжую активность. Хотелось бы, чтобы все исходящее от ЧР-Ичкерия, выглядело солидно и профессионально. На свет появился скороспелый документ под названием «манифест МИД ЧРИ».

И  в таком важном документе международного уровня, адресованном главам государств, стоит подпись А. Закаева – главы МИД ЧРИ. И это такой момент, когда подобное не вписывается в Протокол для уровня G8, где дискуссии ведутся на уровне президентов. Уместно было бы подать этот  документ за подписью Президента Д. Умарова, а иной документ, подписанный МИД ЧРИ подать на встречу министров иностранных дел, которая предшествовала саммиту  G-8 .

Мы часто говорим о важности той работы, которую мы ведем на международном уровне. И каждая точка, и запятая, порой, имеют большое значение, не говоря о содержании самого документа.

И в МИД ЧРИ должны быть ответственные работники, они понимают, думаю, как надо дорожить чеченской государственностью и положениями конституции нашей страны. Нельзя пренебрегать волей чеченского народа – референдумом (Общенациональный конгресс чеченского народа), состоявшийся 25 ноября 1990 года. Вот, об этом говорится и в сегодняшнем заявлении Президента Д. Умарова, где он без разночтений заявил:
«Конституционный фундамент государственного суверенитета Чеченской Республики Ичкерия будет полностью сохранен» (Чеченпресс, 15.07.2006 г). 

Если говорить о содержании «манифеста МИД ЧРИ», то оно очень спорно. Политический документ составлен с закрытыми глазами, что оставляет место для многих противоречивых толкований. И как, кажется, русские все это оценили и стараются выставить дело так,  как будто в рядах Сопротивления присутствует пораженческое настроение. 

Неоднозначность в освещении главного вопроса в документе МИД ЧРИ, позволяет Москве делать выбор, и та не желает учитывать мнение, которое слабо сквозит в документе об оккупации. «Манифест» дает возможность Кремлю, как ему кажется, выступить с предложением к чеченскому Сопротивлению о сложении оружия и перехода на сторону марионеток. Но, кажется, Москва тут поторопилась.       

Как видно, надежду в Москве питают и потому, что содержание манифеста МИД ЧРИ  дает возможность и Западу обращаться к РФ-России не как к интервенту, который оккупировал территорию чеченского государства, а как к государству, внутри которого не соблюдаются нормы демократии. 

К сожалению, международные отношения сложились так, что энергетические проблемы Запада таковы, что они в угоду своим интересам готовы пожертвовать многим, в том числе и интересами ЧР-Ичкерия. Поэтому Запад, и это видно, не хочет говорить Путину, что он оккупант. И смягчения в тексте манифеста МИД ЧРИ в том же ракурсе. Всем понятно, что этот документ выгоден только Западу и РФ-России с учетом их нужд текущего момента, но не ЧР-Ичкерия и его народу. 

Нельзя думать, что в долгой войне против оккупации путь уступок и компромиссов в  части основополагающих принципов государственности может привести к поддержке Запада. От такой тщетной надежды, видно, рождаются некие недостаточно продуманные планы, могущие принести немалый вред долгосрочным интересам чеченского народа. Так было с «концепцией обусловленной независимости Чечни» И. Ахмадова, так, похоже, обстоит дело и с нынешним манифестом А. Закаева.        

Можно отметить и другие «изгибы», не вдаваясь в глубину этого документа. К примеру, там говорится:  - Принимая во внимание, что народы России и Чечни на всем протяжении их четырехвековой совместной истории находились в непрерывном конфликте… Народы не могут быть в конфликте, этот момент присущ больше родоплеменным отношениям, и характерен больше тому времени, когда не существовали государства. В состоянии конфликта или войн находятся государства во главе со своими правителями. И из-за такого размышления о нас могут сказать, что эти люди не поднялись до уровня государственного мышления, и, пока еще, находятся  в состоянии трайбализма (племенное мышление).

Для сравнения приведу пример: Президент ЧРИ Докка Умаров говорит совершенно противоположное « Мы не воюем против русских…  Мы воюем против российского режима, оккупирующего наши земли» (Газета «Vakit» от 9.07.2006г.) Неудобно перед международной общественностью, когда МИД ЧРИ в важнейшем международном  документе кардинально расходится с позицией Президента ЧРИ.

Нельзя не заметить также следующую мысль из манифеста: «необходимо предпринять все усилия для достижения всеобщего согласия и примирения в Чечне». Неужели проблему  русско-чеченской войны можно свести  к «примирению в Чечне»? Разве в Чечении идет гражданская война, для которой требуется национальное примирение?   

Дальше хуже, читаем из текста документа: «если в соответствии с международным правом может быть найдено какое-то иное решение проблемы мира с русскими при достижении выше указанных целей, мы готовы к соответствующим переговорам». Это равносильно тому, что мы  расписываемся в своей некомпетентности и… Вот вы найдите нам выход в международном праве, а мы готовы ….

Вот такими непонятными выражениями, присутствие чего в документе  вызывает сожаление, наводится тень на всю внешнеполитическую работу нашего государства. А ведь «манифест», кажется, имел претензию стать вехой в дипломатической линии МИД ЧРИ, 

В этой связи хотелось бы сказать, что руководство МИД ЧРИ должно будет из этого извлечь урок, привлекая к выработке важных документов широкий круг сторон, компетентность и заинтересованность которых не вызывал бы сомнение.

Помимо этого, желательно было бы, на конструктивную и благожелательную критику реагировать адекватно, отказавшись от политики замалчивания острых вопросов, как это делали, к сожалению, прежние руководители нашего внешнеполитического ведомства. Я думаю, что такой подход в значительной мере поможет справиться с теми проблемами, которые доселе  не решались. Будем надеяться, что им это удастся.

Ахъяд Идигов

Глава Комитета внешних связей Парламента Чеченской Республики Ичкерия

Полномочный представитель за границей Парламента Чеченской Республики Ичкерия