Комиссия Европарламента в Польше
CHECHENPRESS, Отдел писем, 14.07.06г.
С 21 по 23 июня Специальная комиссия Европарламента во главе с депутатом Бартом Стасом посетила Варшаву для поиска путей разрешения критической ситуации с чеченскими беженцами, сложившейся в Польше.
Создание комиссии и последующий ее визит в Польшу, ставшей сегодня своеобразным «накопителем» для чеченских беженцев, явилось результатом комплексных исследований «Группы Действия» в Европе.
Рабочая программа комиссии была согласована с канцелярией Премьер-министра и Польского Сейма и организована при участии Комитета «Польша-Чечения» и других неправительственных организаций.
Одной из главных задач «Группы Действия» было доведение до Европейских структур катастрофическое положение чеченских беженцев в Польше и крайне негативную систему юридических и социальных условий, возникших в связи с принятием пресловутого соглашения Дублин-2.
Люди находятся в отчаянии от многолетнего игнорирования их просьб об убежище, безучастия властей страны, где они надеялись получить защиту. Общеевропейская проблема осталась за полем внимания структур ЕС, призванных обеспечить выполнение соглашений и законов о предоставлении убежища. Чеченские беженцы отданы на откуп Дублинской Конвенции, которая повсеместно занимается тотальной депортацией беженцев, заключая их в закрытые центры за колючей проволокой, приграничные тюрьмы, не щадя ни больных, ни грудных детей, ни инвалидов войны. Десятки и сотни чеченцев ежедневно находятся в условиях нелегального перехода государственных границ в поисках убежища, и легальной депортации в наручниках обратно в Польшу.
- Несколько месяцев назад мы изучили доклад «Группы Действия», в которую входит ряд неправительственных европейских организаций, - сказал депутат Европарламента, член Межпарламентской Комиссии «Евросоюз-Россия» Барт Стас, выступая перед членами Польского Сейма. – Серьезность предоставленных материалов привела нас к решению создать Специальную комиссию по проблемам чеченских беженцев, и мы приехали в Польшу, что все увидеть своими глазами, послушать беженцев, встретиться с ответственными государственными и должностными лицами.
В первый же день комиссия посетила лагерь «Чолка», находящийся в районе Варшавы. Здесь проживает 89 чеченских семей, которые получили негативные решения польских властей по запросу об убежище или разрешение на толерантное (терпимое) проживание в этой стране, необеспеченное социальной защитой.
Не привыкшие к вниманию к себе и уверенные, что до них никому нет дела, чеченские беженцы с болью рассказали о своей жизни в Польше, о том, как унизительно доказывать, что ты вынужден был покинуть свою страну из-за реальной угрозы своей жизни, а не ради тарелки бесплатного супа, которой нередко упрекают работники администрации. Люди психически надломлены, у многих депрессия, сопровождающаяся постоянными головными болями, от которой лагерный доктор дает таблетку на все случаи жизни. О психологической реабилитации жертв войны, среди которых больше половины детей, не возникает и речи.
- Мы не видим никакого будущего для себя, наши дети не ходят в школу, мы не можем получить минимальную медицинскую помощь, - говорят беженцы в беседе с членами комиссии. – Если эта страна не может предоставить нам элементарные условия, почему нам не разрешают уехать на Запад? Польшу приняли в Евросоюз, но нормы приема и содержания беженцев далеко не соответствуют тем, которые действуют в странах ЕС. Мы загнаны в закрытые лагеря, попытавшегося вырваться отсюда возвращают в наручниках и под конвоем!
После беседы с беженцами и социальными работниками, комиссия обследовала жилищные условия беженцев, посетив несколько комнат. На 12-15 квадратных метрах вынуждены ютиться семьи из 5-6 или более человек. Дети и родители спят в одной комнате, в которой с трудом размещаются две кровати и маленький шкаф для одежды. В таких комнатах нет места для игры или занятий для детей, поэтому целыми днями ватага ребятишек гоняется по коридорам общежития, поднимая невероятный гвалт. При этом больные, нуждающиеся в покое, не отделяются, и они вынуждены стоически переносить шумные забавы детей.
Беженцы долго не отпускали комиссию, каждый пытался рассказать свою историю, «Помогите нам, пожалуйста, помогите! - звучало из уст каждого говорящего, - Нас бросили все, мы не нужны никому!»
Во второй половине дня члены комиссии приняли участие в манифестации чеченских беженцев перед зданием Департамента по репатриации и делам иностранцев, приуроченной к визиту комиссии Европарламента. Перед собравшимися выступил вице-спикер Парламента ЧРИ Селим Бешаев, приехавший из Страсбурга, вице-президент Всемирного Чеченского Конгресса Рамзан Ампукаев, Почетный консул ЧРИ Адам Боровски, беженцы из лагерей Мошна, Белани. Манифестанты развернули транспаранты - «Толерантная карта – толерантное убийство!», «Евросоюз закрыл нас в этнических резервациях!», беженцы держали в руках фотографии, свидетельствующие о фактах геноцида над чеченским народом.
В заключении перед манифестантами выступил руководитель делегации Европарламента Барт Стас и выразил сочувствие трагедии, продолжающейся уже более десяти лет на чеченской земле.
- Вы покинули свою страну из-за непрекращающихся убийств, похищений, издевательств, нарушений всех мыслимых норм человеческого существования, и мне стыдно, что гордящаяся своим гуманизмом Европа не решает вопрос о чеченских беженцах. Я обещаю вам, что сделаю все, что в моих силах, чтобы изменить ситуацию
Затем манифестация направилась к зданию Кабинета Министров Польши по аллее Уездовской. Шествие, растянувшееся на несколько сот метров и сопровождаемое эскортом полиции, выстроилось по периметру старого правительственного здания на Бельведере. Делегация манифестантов во главе с Селимом Бешаевым передала петицию с требованиями чеченских беженцев в офис Премьер-министра. К митингующим вышел министр Адам Лепински, руководитель канцелярии Премьер-министра, который заверил, что петиция манифестантов принята и будет рассмотрена на заседании правительства в ближайшее время.
Вечером этого же дня состоялась встреча в неправительственной организации ВИА, занимающейся интеграцией беженцев и с посетителями курсов, открытых для чеченцев в этой организацией.
Руководители организации рассказали о своем опыте и проблемах, возникающих с трудоустройством беженцев, окончивших курсы ВИА, в связи с тем, что получившие толерантные карты, не включаются в государственную интеграционную программу, а таких – подавляющее большинство.
Дипломная работа Микаила Д. – проект семейного ресторанного бизнеса прошел все экзамены и признан лучшим, но из-за того, что автор не имеет статуса, он не может его исполнить и получить под него финансы.
Такая же проблема у остальных выпускников интеграционных курсов.
- Мы приходим сюда, чтобы чему-то поучиться, здесь есть курс польского языка, компьютеры. Но так же прекрасно понимаем, что применить полученные знания без статуса нет никаких шансов. Вот такая интеграция.
В такой ситуации ВИА, помимо своей работы, вынуждена заниматься процедурами беженцев, пытаясь добиться для них статусов.
22 июня комиссия провела ряд встреч с депутатами Польского Сейма, с которыми достигнуто согласие по созданию межпарламентской сети (network) по проблемам Чечни и чеченских беженцев в Европе.
Збигнев Ромашевски – сенатор, один из самых активных политиков, занимающийся темой Чечни еще с начала первой русско-чеченской войны, инициатор и участник многих политических акций, председатель оргкомитета Третьей международной конференции по правам человека в Варшаве в октябре 1998 года, в работе которой принимал участие Президент Аслан Масхадов.
На протяжении последних лет сенатор вносил различные конституционные поправки в закон об иностранцах, и сейчас является автором нового законопроекта о мигрантах.
Сенатор выразил полное понимание неотложности решения проблем с чеченскими беженцами. Он не раз выступал с резкой критикой правительства по этой теме и считает нетерпимым такое отношение к людям, ищущим защиту от жестокой войны. Он готов поддержать любые инициативы группы Барта Стаса, а так же участвовать в создании межпарламентской сети по Чечне.
- На следующей неделе мы планируем посещение лагерей для беженцев совместно с UNHCR. 5 июля в Сейме намечается большая дискуссия по обсуждению положения беженцев в Польше. Но в этом вопросе нам необходима поддержка Евросоюза, который сегодня практически закрылся от темы беженцев, оставив их на попечении приграничных стран.
- Сегодняшний состав Польского парламента довольно многопартийный и нелегко привлечь внимание депутатов к проблеме беженцев и мигрантов, - сказал пресс-секретарь Маршала Сейма Шимон Руман. Объем вопросов, поднимаемых на заседаниях, достаточно большой и охватывает широкий спектр проблем, требующих незамедлительного решения. Но у руководства есть понимание актуальности вопроса о ситуации с беженцами, и лично Маршал Сейма готов сотрудничать с представителями Европарламента в создании межпарламентской сети (network) по Чечне.
Комиссия посетила еще несколько лагерей беженцев – Воломин, Линин и Белани.
Линин – один из показательных объектов, отремонтированный на средства, выделенные Евросоюзом. Но интерьер, как бы администрация ни гордилась им, не может удовлетворить искателей убежища, когда дети не ходят в школу, больные не могут лечиться, и нет шансов получить статус.
- Мы же приехали сюда не в поисках экономических льгот, поверьте, в свое время мы жили неплохо! Но война забрала все, лишила будущего, многие из нас потеряли родных, близких. Добравшись сюда, мы поняли: миру безразлична наша судьба и он не дает нам шанс.
- Многие из нас несколько раз делали попытку перебраться на Запад, но нас, надев наручники, применяя насилие, выкинули опять сюда. Нам уже не дадут статус, потому что нарушили границу, мы ни на что не надеемся…
В лагере Воломин 60 процентов составляют дети, это учреждение совершенно не приспособлено для проживания семей. На два этажа (86 семей) работает одна душевая и два туалета. Ни санузлы, ни жилые комнаты не соответствуют гигиеническим нормам, моющие средства не выдаются ни в одном лагере, беженцы сами вынуждены приобретать эти продукты из своего скудного бюджета.
В лагерях не оборудованы детские площадки, дети копаются в мусоре, выбрасываемом во двор лагерей из соседних жилых домов.
В этот же день состоялась встреча членов комиссии с представителем Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в Польше Хиромицу Мори и главным специалистом офиса UNHCR Эрнстом Зинкевичем.
- В Польше сейчас работает 17 лагерей, 16 из которых укомплектованы из чеченских беженцев. Более 90 процентов из всех беженцев – это чеченцы и около 1100 из них депортированы из стран Западной Европы, куда они нелегально перебрались, рассказывает Э.Зинкевич.
За 2005 год 1800 человек получили «толерантные карты», и только 335 удостоены статуса. 50 процентов из всех запросивших убежище получили негатив. Но эта статистика, по мнению Э.Зинкевича, более чем удовлетворительна. Он считает, что решение Польских властей о толерантном пребывании достаточно гуманное и те, кто получают «толерантные карты» имеют те же права, что и граждане этой страны.
На вопрос членов комиссии, считают ли представители UNHCR нормальным, что всего 10 процентов чеченских детей имеют возможность получать муниципальное образование, и беженцы весьма ограничены в возможности медицинского обслуживания, чиновник ответил, что беженцы имеют больше шансов на лечение, так как для медицинских нужд поляку выделяется в месяц 70 злотых, а для беженца 90 злотых!
- Мы подтверждаем, что имеются проблемы, продолжает чиновник, - но существует сложная система правил, принятая в Европе, и это влияет сейчас на приграничные страны, ограниченные в средствах. Нужны новые инвестиции для интеграционных программ. В прошлом году было выделено 12 миллионов евро на эту программу, но получили только один миллион. К тому же, беженцы, покинувшие Польшу и вернувшиеся назад, не могут получить положительного решения от властей и, следовательно, не включаются в интеграционную программу, это тоже условие выделения финансов.
Вся интеграционная программа Польши состоит из 3 пунктов: язык, деньги на квартиру, поиск работы. Но это все рассчитано на тех, кто имеет статус, и продолжительность программы – только один год. При критическом проценте польской безработицы, даже счастливые обладатели статусов по истечении этого времени остаются без средств существования и социальной помощи.
Вечером комиссия посетила офис Хельсинской Фондации – адвокатской конторы, занимающейся юридической защитой беженцев в Польше.
Ведущий адвокат и специалист по чеченским досье Бартоломей Токаж согласился, что польские власти зачастую игнорируют реальные причины, вынуждающие чеченцев покидать свою страну и просить убежище в этой стране. Нежелание чиновников видеть истинную причину непрекращающегося потока беженцев из Чечни стимулирует нелегальную миграцию и дополнительные страдания измученных войной людей.
Адвокаты привели некоторые примеры из правил приема беженцев на границе в Тересполе, откровенно вредящих дальнейшей процедуре получения убежища. В первую очередь – это вопрос о причине, побудившей беженца покинуть свою страну. Многие, как правило, называют войну, «зачистки». А индивидуальные причины раскрываются только при последующем развернутом интервью, что уже вызывает недоверие у чиновников Департамента по убежищу и способствует отрицательному ответу по причине разногласий с приграничным интервью.
- Считаете ли вы свою работу удовлетворительной при таком низком проценте выигранных дел – 5-6 процентов статусов? – спросил Барт Стас у адвокатов.
- Мы делаем все, что в наших силах, но нежелание властей признать чеченцев беженцами и преследуемой этнической группой делает наши старания малоэффективными, к большому сожалению. Но не меньшая ответственность лежит и на старых членах ЕС, которые попросту отмахнулись от беженцев, спихивая их на приграничные страны. Кабинет Министров Евросоюза должен наконец-то принять верное решение по этому вопросу, как это было сделано в свое время в отношении косовских и албанских беженцев, ведь здесь тоже речь идет о беженцах войны
23 июня состоялась встреча с заместителем Министра Внутренних Дел Польши Петром Стаханчиком, курирующим Департамент по репатриации и делам иностранцев.
Руководитель комиссии Европарламента Барт Стас подробно рассказал о своих впечатлениях от посещения лагерей беженцев, где по нескольку лет живут люди, потерявшие надежду получить статус и веру в свое будущее в этой стране. Отказы в основном, мотивированы тем, что у беженца есть паспорт. Но разве это секрет, что чеченец вынужден покупать проездной документ за немалые деньги? Среди опрошенных комиссией беженцев не нашлось ни одного, кто получил легальный зарубежный паспорт, в соответствии с конституционным правом гражданина. Негарантированность конституционных прав – эта и есть основная причина, что беженец вынужден покинуть страну.
Депутат привел ряд примеров досье чеченцев, в процедуре которых откровенно проигнорированы требования Женевской Конвенции.
Руководитель столь высокого ранга, ведающий судьбами беженцев, отрапортовал, что чеченцы не репатриируются из Польши, они имеют крышу, питание, а многие из них получили такие же права, какие имеют поляки.
Но чеченцы, по его мнению, не желают интегрироваться в польское общество, в поисках лучшей жизни они устремляются на запад, нарушая законы страны, которая им дает все, что в ее силах. Польша небогатая страна, она нуждается в помощи от Евросоюза, который предпочитает держать беженцев в приграничных странах.
Медицинское обслуживание беженцев ничем не отличается от того, которое предоставляется гражданам этой страны, а где-то даже лучше. Беженцам делаются дорогостоящие операции, которые не могут себе позволить простые поляки.
На возражения членов комиссии на столь однобокое представление проблемы, П.Стаханчик ответил, что во многом такое состояние обусловлено официальной политикой Евросоюза в отношении новых членов ЕС.
- Именно Евросоюз навязывает нам такую модель поведения, полностью переложив на нас общую для всей Европы проблему беженцев, - заявил чиновник.
Неудовлетворенные ответами заместителя министра, члены комиссии пообещали довести свои выводы, замечания и рекомендации разрешению проблем чеченских беженцев в Польше, достигших критической точки, до коллег в Европарламенте, а так же Кабинета Министров Евросоюза.
Появившуюся наконец возможность наладить прямой диалог между теми, кто нуждается в помощи и теми, кто по долгу службы ответствен за них, следует использовать в полной мере, не отдавая беженцев на откуп огромной армии посредников-чиновников. Тем более, что содержание этой армии идет из инвестиционной программы Евросоюза по приему, содержанию и интеграции беженцев.
- Мы не ставим задачи, решать индивидуальные вопросы, но мы должны направить свои усилия на изменение системы, которая не удовлетворяет сегодня никого, кроме чиновников, систему, которая не соответствует гуманным целям Женевской Конвенции и других Европейских соглашений, касающихся беженцев, - сказал в заключении Барт Стас, - и я начинаю эту работу вместе со своими коллегами. Чеченцы не по своей воле покинули родину, мы обязаны их защитить хотя бы здесь, в Европе, когда они сами добрались до нас. Инвестиции Евросоюза, о которых постоянно говорится, должны дойти до тех, для которых они выделяются, и эта тема будет предметом нашего разговора в Кабинете Министров ЕС на следующей же неделе. В работе создаваемой в Европарламенте единой межпарламентской сети по проблемам Чечни одним из приоритетных вопросов будет вопрос о чеченских беженцах в Европе.
Конечно, за три дня работы Специальной комиссии не удалось затронуть все аспекты поднятой проблемы, но первый шаг сделан и вопрос о чеченских беженцах в Европе, и в частности, в Польше, впервые вносится в повестку работы Европарламента.
«Группа Действия»,
Варшава, 21-23 июня.
|