Диакон Андрей Кураев: "Наша цивилизация обречена"
Русская служба Би-Би-Си, 09.07.06г.
7 июля исполнился ровно год с тех пор, как в вагонах лондонского метро и в одном из автобусов смертники привели в действие взрывные устройства. В XXI веке, в одной из самых благополучных и зажиточных стран мира, одни люди взорвали других и пошли на это с воодушевлением и гордостью.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответы известного православного богослова диакона Андрея Кураева.
BBCRussian.com: Почему в ХХI веке люди продолжают взрывать друг друга?
Андрей Кураев: У меня нет списка людей, которых хотелось бы замочить в сортире, так что мне не вполне понятна логика тех, кто готов убивать. А вообще, Эммануил Кант сказал, что из кривого дерева, из которого сделан человек, вряд ли можно выстругать нечто вполне прямое. На наших глазах рушится фундаментальный миф эпохи Просвещения, будто можно создать в социальной лаборатории нового гомункула, лишенного, в частности, чувства ненависти. Для меня, как религиозного человека, это в какой-то мере радостно. Если человек не может своими силами себя изменить, значит, есть повод обратиться к Творцу.
BBCRussian.com: Выходит, насилие и ненависть будут всегда? Вы пессимист, отец Андрей?
Андрей Кураев: А христианство изначально несет довольно пессимистическую весть. Это религия спасения. Спасают там, где есть чрезвычайная угроза. Весть христианства о том, что опасность людям исходит от них самих, и от нее нас нельзя спасти меньшей ценой, чем смерть самого Бога. Если бы удался советский эксперимент и появился новый исторический тип человека, если бы удался либеральный эксперимент и возник массовый тип светского добродетельного героя, это означало бы ненужность моей веры в Бога как Спасителя.
BBCRussian.com: Люди часто оправдывают насилие и убийство словами "священная война". Может ли война быть священной?
Андрей Кураев: Смотря за что воевать. Великая формула Цицерона "За очаги и алтари!" - вот формула священной войны. У современного общества нет основания считать себя более гуманным, нежели общество эпохи крестовых походов. Я считаю, что единственно допустимый тип войны, - это война за веру, а не за нефть или искоренение наркотрафика.
BBCRussian.com: Бин Ладен говорит, что воюет за веру. Значит, его война священна?
Андрей Кураев: Честно говоря, я не знаю, за что воюет бин Ладен, и существует ли он вообще. Однако тут есть реальная проблема асимметрии противоборствующих сил. По крайней мере, часть людей, воюющих с нами в Чечне, убеждены, что борются за веру. В то же время вряд ли кто-нибудь из федералов считает, что находится там ради своей веры. Это интересный феномен в истории России и Запада: односторонняя религиозная война, когда одна из сторон считает, что ее действия сакральны, а другая себя так не оценивает. И очень непростой вопрос, можно ли выиграть в такой войне.
BBCRussian.com: В чем причина нынешнего состояния нашей цивилизации? В какую сторону мы движемся?
Андрей Кураев: В ее сегодняшнем виде наша цивилизация обречена. Но я должен сказать, что православные христиане и не считают ее "нашей". По ряду ключевых вопросов, особенно в том, что касается семьи и сексуального поведения, позиция православных христиан совершенно идентична с позицией правоверных мусульман. Много аспектов голливудского стиля жизни одинаково не нравятся верующим иудеям, верующим мусульманам и верующим христианам. Нам одинаково больно в этом обществе жить.
Это миф, будто речь сегодня идет о противостоянии креста и полумесяца. Нет креста! Нет христианской цивилизации. Она совершила самоубийство. Та же Франция успешно борется со своим христианским наследием более 200 лет, начиная с эпохи энциклопедистов.
Цивилизация воинствующего гедонизма и нигилизма - тупиковая. Это, скорее, болезнь человечества. Она исчезнет, как исчезла аналогично мыслившая Римская империя. Не из-за недостатка мудрых администраторов, великих императоров и генальных философов, а потому, что римские матроны решили, что комфорт для них важнее, чем труд по рождению детей и воспитанию воинов.
Кстати, римляне пытались проводить похожую политику - пускать к себе варваров, заселять ими пустующие земли, поручать им охрану своей империи. Все повторяется!
Можно какое-то время продержаться за счет технологического преимущества. Но точечные удары можно наносить по Багдаду, а по Парижу как наносить точечные удары?
|