Нам надо определиться со своими героями
Хас-Мохьмад Арсемиков, CHECHENPRESS, 03.07.06г.
На страницах «Чеченпресс» было опубликовано письмо читателя Мамедова, возмущенного тем, что я использовал в своей статье не официально принятое название площади Дружбы народов в столице Чечни, а то, по которому жителям Чечни эта площадь больше известна – «Три дурака». Несмотря на то, что редактор «Чеченпресс» принес извинения нашему читателю, замечу, что не вижу причин для обиды Мамедова, или же он просто не понял, что с моей стороны шла речь не о личностях, которым поставлен памятник, а о названии местности. Так что, могу принять только претензии топографического и географического характера, и согласиться с ними, но от меня не нужно защищать ни Асламбека, ни остальных Шериповых. Тем более что сама Эльза Шерипова, с которой я был знаком, вполне спокойно относилась к «народному переименованию» площади, и терпеливо объясняла, что ее дед не был тем, кем его представляла коммунистическая пропаганда, и отдал жизнь, отстаивая интересы нашего народа. Однако раз уж народ дал такое название площади и название «площадь дружбы народов» для большинства граждан ни о чем не говорит, приходится иметь дело с реальностью.
В конце 90-х бывало так, что старшему начальству приходилось заставлять молодых работников милиции переделывать протоколы и сводки, где фигурировала эта площадь, объясняя им ее правильное название, не говоря уже о том, что народное название этой площади упоминается во многих анекдотах. Проблема, скорее всего, в самом памятнике, установленном коммунистами, и чеченцы, будучи мусульманами, относятся отрицательно к подобным монументам, называя их идолами, и новое название явилось своеобразной оценкой, данной народом идеологическим потугам коммунистов.
История с письмом Мамедова не стоила бы подробного обсуждения, если бы за его возмущением не стояла гораздо большая проблема, касающаяся чеченского общества и существующих в нем различных идеологий. По большому счету, идеологий всего две: одна – это Ислам, другая отражает все остальное, включая и мешанину, царящую в умах некоторых наших земляков. Тема же о том, кого чеченцы должны считать героями, а кого нет, обсуждалась уже не раз. Особенно обостряется эта полемика накануне каких-либо «праздников», отмечаемых Россией, например, дня победы над Германией. С подачи советской пропаганды и ее преемницы – пропаганды российской, нам подсовывают так называемых героев-чеченцев. Некоторые чеченцы, казалось бы, наблюдающие воочию все происходящее на их глазах – войну и геноцид, развязанный империей, многие, пережившие ссылку или рожденные в ссылке в результате геноцида 1944 года, заглатывают этот примитивный крючок.
У некоторых наших то ли националистов, то ли не в меру буйных патриотов, в одном ряду в списке героев стоят и борцы против коммунистов Майрбек Шерипов, Хасуха Магомадов, Хасан Исраилов и тут же – защитники Брестской крепости, пулеметчик Ханпаша Нурадилов или «герой встреч на Эльбе» Висаитов. Похоже, им без разницы, лишь бы был соплеменник, лишь бы сказать «знай наших!». Однако этой публике не хватает ума хотя бы обратить внимание на последовательность российской стороны, всегда, при любом строе, выступавшей врагом нашего народа. Любые чеченцы, противостоявшие российской империи, как в царское время, затем в советское, так и в нынешнее время, были и продолжают оставаться в ее глазах врагами. Героями русская сторона признает исключительно тех нацменов, которые отстаивали интересы российской империи.
Да, известно, что пропаганда подобного «героизма» Россией ведется на государственном уровне и на подхвате служат нацменовские марионетки, да и метод не нов. Так в Дагестане именем Имама Шамиля пользуется марионеточная публика, которой, будь жив Шамиль, он отрубил бы головы в первую очередь.
Для мусульман подобной проблемы нет, они не будут ставить памятники, и ставить в один ряд Узун-Хаджи, Чермоева, Шериповых и Нурадилова. Тем же, кто считает себя патриотами, сторонниками независимости и выдает перлы вроде: «За что нас выслали в 1944 году, ведь у нас столько добровольцев сражалось на фронте против немцев?» - следовало бы для начала определиться со своей религией. Если не поможет, тогда разобраться со своей головой.
|