Российско-чеченская война
Вахи Сурхо, «Нохчи-Майд», 14.06.06г.
В свете теорий этногенетического и цивилизационного развития человечества.
Что сегодня происходит в Чечне и в целом на Кавказе? Что движет чеченцами в их борьбе? На эти вопросы существует один однозначный ответ. На Кавказе идёт Джихад – борьба за право кавказских мусульман самим устраивать свой порядок жизни, борьба, которой движет вера и память о славных предках, борьба, в пламени которой куётся кавказская нация.
Но вот беда – как только какой-то организм проявляет активность, паразиты непременно впиваются в его плоть и начинают высасывать кровь. В нашем случае – это огромная армия крикунов, глашатаев по обе стороны баррикады, паразитирующая на борьбе чеченского народа, для которого это вовсе не прихоть и забава, а суровая необходимость.
Понятно, что если бы чеченский народ оставался неподвижен в оковах российского рабства, тихо и спокойно доживая свои последние дни как цельной нации, то не было бы всей этой шумящей, галдящей и трезвонящей вокруг него толпы.
В связи с этим рассмотрим вопрос в иной плоскости. Что стало истинной причиной столкновения Чечни и России? Ведь всё чаще мы слышим сегодня с обеих сторон, что это религиозный экстремизм. «Россия – православная держава, правопреемница Византийской империи, и её идеологии». «Чечня – северный форпост исламского мира».
«На Кавказе столкнулись интересы двух цивилизаций». Эти и другие подобные шаблонные формулировки прочно осели в обывательском сознании.
Всё вышесказанное действительно имеет место в реальности, но всё намного сложней, чем обрисованная картина. Раз Россия защищала интересы православных, то зачем она оккупировали Беларусь и Украину? Зачем из века в век жестоко подавляла на Украине народные восстания? Зачем сначала завоёвывая, а затем усмиряя, топила в крови христианские Литву и Польшу? Если мусульманам столь ненавистна Православная держава, то почему без особого сопротивления ей подчинились Казань и Астрахань, Сибирь и Средняя Азия? (Здесь некоторое исключение составляют только Бухарское и Хивинское ханства.)
Казаки прошлись по этим мусульманским территориям, как на лёгкой прогулке. Почему со дня их покорения и по сегодняшний день в истории не известны восстания в этих исламских землях, в то время как на христианских территориях Польши и Украины они вспыхивали из поколения в поколение? Почему мусульмане – татары и башкиры – не спешили на помощь к братьям кавказцам, более полувека оказывавшим ожесточённое сопротивления Российской империи против ее колониальных притязаний, в то время как среди чеченских воинов было множество русских перебежчиков и поляков? Вопросов очень много.
Реальность и его адекватная оценка всегда являлась проблематичной задачей. Она многократно проблематичней, когда оценке подлежат события войны, так как у неё две стороны медали, т.е. два противоборствующих мнения. А если эта война народно-освободительная, то мифы и разнотолки вокруг неё увеличиваются многократно, в связи с тем, что число императивов в ней, как и в гражданской войне, больше, чем в войне двух государств или блоков.
Движущей силой всех социально-политических процессов на земле является исключительно биоэнергия человека. Но не отдельного взятого человека, а этноса, социума, обладающего некими едиными усреднёнными стереотипами поведения. То есть, это биоэнергия народа. Я думаю, никто из здравомыслящих людей не будет оспаривать этот факт. Здесь, конечно, можно поспорить о решающей роли в происходящем харизматической личности или, напротив, пассионарного народа, но это – тема отдельного разговора. Я считаю, что это две стороны одной медали. Факт, что лидер может приобрести харизму и реализовать себя только среди пассионарного народа. А религия, т.е. идеология, идея – это то, что приводит в движение и направляет энергию народа. Но в том народе, где нет концентрации этой этнобиологической энергии, религия сама по себе, как идея, не способна двигать инертной массой.
Итак, биоэнергия этнических социумов, т.е. народов – это движущая сила всех социальных процессов и, прежде всего, войн. Понимание природы этносов и природы их взаимоотношений является краеугольным камнем в разгадке сути межэтнических войн.
Нет сомнения в том, что все российско-чеченские войны носили и носят межэтнический характер. Разноконфесиальность двух противоборствующих сторон лишь увеличивает степень напряжения этой борьбы. Но факт, что при известных нам условиях их исторического развития, эти народы должны были столкнулись в противоборстве, если бы даже являлись приверженцами одной религии, как в примерах с украинцами и поляками. А коль ответ на происходящие на Кавказе военные события и социально-политические процессы кроется в силе напряжения биоэнергии задействованных в них народов, то нам следует обратиться к этнологии, как науке, изучающей этногенез – процесс формирования и развития народов.
Сразу же хочу пресечь скептические нападки со стороны известных мне «религиозных» скептиков. Эти радетели «истинной веры» думают, что в Коране на всё в мире есть готовые ответы, а все науки в этом мире – это ересь и бред. Коран даёт верующим чёткие указания лишь в поклонении своему Творцу. Во всём остальном Коран определяет лишь принципы и критерии, придерживаясь которых мусульманин должен самостоятельно развивать своё бытие. Уважение к наукам было отличительной чертой первых мусульман. Пренебрежение к наукам последующими поколениями ввергло мусульман в нынешнее состояние – колониальных и полуколониальных народов.
В обывательской среде вся наука этнология стала ассоциироваться с модной сегодня теорией пассионарности Льва Гумилёва. Этот российский историк-этнолог внёс свой, довольно значимый, вклад в эту наука, но она существовала и до него, и будет существовать после. Мне известно, что Лев Николаевич в своей научно-литературной деятельности стоял на позициях российской великодержавности, но для нас это не имеет никакого значения. Все должны быть патриотами своей родины. Мы откладываем в сторону всё, что связанно с идеей евразийства, и берём только его сухую схему развития этносов, как научную теорию. Что бы ни говорили наши очень «набожные» нигилисты, и, несмотря на то, что в самой теории существуют некоторые спорные моменты, отрицать саму схему эволюционного развития этносов, изложенную Львом Николаевичем, не возможно. Это было бы глупо, подобно тому, как глупо отрицать уже известные нам закономерности, свойственные природе других организмов, созданных Аллахом.
В реальности рождение народа – это не рождение сыновей от легендарного героя-этнарха, в нашем случае – от Турпала-Нохчо. Подобные легенды – лишь упрощённое объяснение для народа этого сложного процесса. Рождение народа – это когда доселе неизвестный или забытый народ (реликт) резко даёт о себе знать миру, т.е. становиться заметным ритм его жизни, который вдруг наполнился таким количеством энергии, что о нём заговорили не только его соседи. Этот момент называют пассионарным толчком. Пассионарность – это хлещущая через край биологическая энергия отдельных индивидов, которые приводят в движение весь народ.
Интересен тот факт, что наши древние предки, создавшие легенду о Турпале-Нохчо, понимали, как действительно происходит этот процесс, и очень красочно, образно передали его: «Туьрах схьадуьйлу и суйнаш сана, Турпала-Нохчоха схьабоьвла нохчий». Это выражение говорит об энергетическом действии, способном «зародить искры», как об условии рождения народа.
Отправной точкой пассионарного толчка современных чеченцев я считаю 1722-(23) год, когда они, во время Дербентского похода российского императора Петра I, в крупном боестолкновении под Эндери (Байтог1ехь) разбили войсковую бригаду под командованием генерала Ветерани, состоящую из соединения регулярных и иррегулярных конных частей.
Следующий этап – это подъём пассионарности, характеризующийся энергетическим подъёмом всё большей части народа, когда из её среды выявляется всё большее количество пассионариев. Это период от Шейха Мансура до Джохара Дудаева. Он характеризуется постоянным подъёмом энергетического напряжения в среде чеченского народа и выявлением из его среды целой плеяды ярких народных лидеров, вроде Тайми Бибулата, Шоипа Цонтороевского, Саадуллы Гихинского, Талхига Шалинского, Кунта-Хаджи, Албиг-Хаджи, Зелимхана Харачоевского, Хасана Исраилова, Хасухи Магомадова и многих других.
Кульминацией подъёма пассионарности является перегрев. Он характеризуется запредельным подъёмом энергичности пассионариев, от которых начинает страдать как сам народ, как и его соседи. Этот этап очень опасен, ведь в пламени его напряжения может сгореть весь нарождающийся молодой этнос. Поэтому, понимающие это лидеры всегда стремились эту, всё сжигающую внутреннюю энергию, направить вовне, для чего требуется доминанта, т.е. идея, которая объединит всех энергичных людей (пассионариев) и направит их в единое русло. Если это удаётся, то последствия стихии перегрева для самой нации бывают минимальными, т.е. позитивными. В ином случае, неудержимая стихия, разбушевавшаяся внутри народа, наносит ему огромный ущерб, а иногда –
невосполнимый, и народ погибает, сгорая в пламени собственной энергии.
После перегрева, если этносу удалось пережить его, когда многие пассионарии погибают, и происходить выброс излишнего пара (эффект пускания крови) наступает следующая, акматическая (или историческая), фаза этногенеза. Уменьшение числа пассионариев, которые мешали друг другу, соперничая между собой, приводит к тому, что каждый начинает заниматься тем, чем должен, и у народа появляется возможность построит своё государство. Происходит демографическое и территориальное расширение и крепнет военная и экономическая мощь, создается материальная база для будущих поколений.
Я считаю, что у чеченцев энергетический перегрев начался в 1998 году во время Гудермесских событий, и он продолжается до сих пор. Давать оценки ещё идущим процессам является неблагодарным занятием, т.к. любой природный катаклизм мало предсказуем. Но, на мой взгляд, уже очевидны признаки того, что чеченцы достойно проходят через испытание пассионарного перегрева и близки к переходу в акматическую фазу. Переход должен окончательно осуществиться где-то в 2022-2023 годах, плюс минус несколько лет. Но Аллах – лучший из знающих.
Когда народ достигает пика своего энергетического развития, наступает период надлома, характеризующийся сильными внутриэтническими сдвигами, т.е. гражданскими войнами и другими катаклизмами. Это – предел энергетического напряжения этноса. Дальше он живёт по инерции, пользуясь базой, заложенной пассионарными предками. И эта фаза называется инерционной. Эта фаза долгая, как и любой инерционный процесс. Затем наступает фаза обскурации, когда биоэнергия народа падает ниже нулевой отметки, т.е. это – конец этногенетического цикла.
Повторная вспышка пассионарности или генетический дрейф в инерционный период может удлинить жизнь состарившегося народа, а вернее – родить его правопреемника. Если её не будет, народ погибает.
Атомизировавшиеся осколки погибшей нации – отдельные общества (тайпы, тукхумы) – поглощаются соседними пассионарными народами. А если одному из таких обществ удаётся изолироваться, то он переходит в реликт, сохранивший традицию умершей нации и живущий в гармонии с окружающей средой. То есть переходит в замороженное состояние и, если будет угодно Аллаху, через неопределённое время на его основе путём регенерации может родиться новый народ. Я считаю чеченцев реликтом древнейшей погибшей нации, которая начала регенерировать где-то с середины второго тысячелетия. Со времён Тамерлановских походов на Кавказ у них шёл скрытый инкубационный период пассионарного подъёма, который перешёл в открытую фазу с начала XVIII века, а точнее – с 1722 года, как я уже говорил.
Для образности сравним периоды жизни народа с периодами человеческой жизни. Темп жизни старика не сравнится с детской энергичностью, молодёжь непредсказуема в переходном возрасте (перегрев), энергичность и работоспособность зрелого мужчины вне конкуренции (акматическая фаза), кризис пожилого возраста неизбежен (надлом). И, наконец, в старости – размеренный ритм и созерцательный образ жизни с ностальгией о прошлом. Всё это невозможно отрицать, тем более что теория пассионарности основана на исследовании истории огромного количества народов мира на протяжении трёх тысячелетий, т.е. построена научно, путём эмпирического анализа. Народ как и человек рождается, живёт, растёт, зреет, стареет и, наконец, умирает. Кто без наследства – тем самым прерывая свою генетическую ветвь, а кто – оставляя потомство, народ-преемник. В этой бесконечной череде сменяющих друг друга и перевоплощающихся народов заключена мудрость Аллаха. Этим поддерживается активная жизнь человечества на Земле, т.к. ни один народ не смог бы прожить и быть активным от Дня Сотворения и до Судного Дня.
Естественно, что жизнь народа намного протяжённее жизни одного человека. Анализ истории многих погибших народов древности позволил с некоторой долей точности определить периоды протяжённости фаз этногенеза. От пассионарного толчка, т.е. открытой фазы инкубационного периода, когда история начинает фиксировать активизацию этноса, и до конца перегрева проходит 300 лет. Переживший перегрев народ получает путёвку во взрослую жизнь. На зрелый этап, т.е. акматическую, созидательную фазу, обычно также проходится 300 лет. Затем фаза надлома 100-150 лет. Самая лёгкая, беззаботная и долгая жизнь ждёт народов в старости, 600-900 лет.
Но «старикам» сложно обороняться от притязаний молодых народов. И это – скорый конец народа, если не будет нового пассионарного толчка, который начинается выделением из общей среды молодого и пассионарного субэтноса, одержимого новой идеей. Именно этого ожидали от российской революции 1917 года. Именно на это надеются идеологи евразийства сегодня. Но очевидно, что это – провальная идея, т.к. создаётся, как и коммунизм, искусственно, не имея сакральной основы. Внутри российского народа уже зреют несколько молодых субэтносов, опирающихся на мировые монотеистические религии, в частности, на Ислам.
Очевидно, что российский славянский народ пережил в XX веке фазу надлома и готовится к «золотой», обеспеченной старости в рамках своей исторической восточноевропейской территории. Фаза надлома ещё не преодолена Россией. Её потуги сохранения империи, путём перескакивания от одной идеологии к другой, говорят о её судорогах перед распадом. Для России было бы намного разумней самой отказаться от территорий, на которых наблюдается повышение пассионарного напряжения новых народов, добивающихся места под солнцем, а это, прежде всего, Кавказ, и тем самым уберечь себя от неизбежного краха, за которым однозначно последует раскол самой русской нации.
Говоря проще, противясь природе вещей и стараясь остановить естественный природный процесс, русский народ просто расколется на несколько частей от неминуемого взрыва, вызванного сдерживанием природной энергии растущего, пассионарного народа. А.Новиков в своей статье «Аллах Акбар» правильно заметил: «Ведром воды можно затушить костер из поленьев, но когда идет уже внутриатомная реакция, здесь лей – не лей, все равно гореть будет; так какого черта мы зажгли на Кавказе этот атомный огонь, я не понимаю».
А теперь посмотрим, почему и когда столкнулись Россия и чеченский народ? Почему чеченцы, до сих пор выигрывая сражения, проигрывали войны, а Россия, выигрывая войны, не добивалась победы над чеченским народом, т.е. его усмирения? Контакты и мирного, и военного характера между чеченцами и Россией, как известно истории, были и до того, но непримиримыми противниками они стали с 1722 года. Почему?
Это период, когда Россия преодолела смуту (пассионарный перегрев) и вступила в акматическую фазу, т.е. в фазу расцвета. Именно в 1722 году Петр I провозгласил империю. А в это время чеченцы на Кавказе вступили в открытую фазу пассионарного подъёма, когда прогоняли со своих равнинных земель осевших на них монгольских ставленников – кабардинских и Тарковских князей. Дело в том, что к периоду становления Российской империи ни один из окружающих его мусульманских народов, кроме чеченцев, не оказался пассионарным. Соседний России тюркский мусульманский этнос доживал свой век.
В подобной тюркам ситуации находились и кабардинцы, кавказские мусульмане, соседи чеченцев. Чеченской пассионарностью были заряжены только вольные аварские общества, но не само ханство. Из сплава чеченцев и вольных аварских обществ формировалось ядро Имамата, новой нарождающейся кавказской нации и его государства. Этот процесс идёт, расширяясь, и по сей день. Но время делает своё, и его ход не в пользу России. Если в XVIII-XIX веках Россия была зрелой и сильной, а чеченцы были ещё юны и импульсивны, то теперь Россия находится в процессе перехода от пожилого возраста к старости, а чеченцы, напротив, возмужали и крепнут. Но, к сожалению, не все люди и не все народы с годами становятся мудрее.
Таким образом, жизнь человечества – это череда появляющихся и угасающих народов. Если бы не эта постоянная смена народов, и если бы всё человечество представляло бы собой единый монолит, к чему стремятся космополиты всех мастей, то оно, проделав один указанный цикл, исчезло бы с лица земли. И тут мы выходим на другой, наднациональный уровень человеческого бытия, на цивилизационный. В связи с этим встаёт другой вопрос: каким образом соприкасаются, и взаимодействую этническая и цивилизационная составляющие человечества? Ответ на этот вопрос – тема следующей части статьи.
Вахи Сурхо
(продолжение следует)
|