Клуб диктаторов
Саймон Тисдолл, "The Guardian" (Великобритания), перевод - ИноСМИ, 07.06.06г.
Две недели назад Тони Блэр, выступая в Джорджтаунском (Georgetown) университете, говорил о всеобщих глобальных ценностях и институтах, в работе которых могли бы участвовать все. Осознания силы, которую набирает Шанхайская организация сотрудничества, в его речи практически не прозвучало. В общем-то, о ней еще и мало кто слышал. Но, как бы там ни было, на востоке рождается совершенно непривычная для нас парадигма международной организации 21-го века - организации, работающей не на идеализме, а на твердолобом своекорыстном интересе. И ее движущая сила состоит отнюдь не в тех 'всеобщих' принципах 'свободы, демократии и справедливости', о которых вещает Блэр.
Эта организация была основана Китаем пять лет назад. Вместе с ним в нее входят страны с таким же, как в Китае, авторитарными режимами - Россия и четыре республики Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан. В качестве наблюдателей в ШОС входят Пакистан, Монголия и Индия. И еще, что примечательно, Иран.
По общей численности населения, занимаемой площади и располагаемым ресурсам ШОС существенно превосходит и НАТО, и ЕС и не идет ни в какое сравнение с другими, более старыми, региональными организациями. Пока что она не предусматривает договора о совместной обороне, однако по мере углубления российско-китайских военных связей все идет именно к тому. В уставе ШОС написано, что основными своими принципами эта организация провозглашает 'невмешательство и неприсоединение', но при этом стремится создать 'новый международный политический и экономической порядок'. По словам Дэвида Уолла (David Wall), сотрудника Азиатской программы фонда "Chatham House", ШОС - это не что иное, как 'клуб автократов и диктаторов'.
В повестке ближайшей встречи на высшем уровне в рамках ШОС, которая состоится 15 июня в Шанхае, значатся вопросы совместной работы по решению общих задач: обеспечению безопасности и развитию энергетики, экономики и общества, включая усиление сотрудничества в борьбе с терроризмом, исламским экстремизмом и сепаратизмом. Что для Китая означает выстраивание единого фронта против Тайваня и мусульманских 'раскольников'; для России - солидарную позицию по Чечне; а для таких, как Узбекистан, сейчас, через год после резни в Андижане, такая повестка означает, что ни на какие неприятные вопросы относительно нарушений прав человека отвечать не придется.
По словам президента Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao), ШОС отражает 'новую концепцию безопасности', основанную на взаимном доверии и взаимной выгоде.
- Опыт показывает, что ШОС - важный фактор сохранения мира в регионе и во всем мире, - заявил он на прошлой неделе, добавив, что российско-китайские отношения - а это краеугольный камень организации - хороши как никогда, что организация не исключает возможности приема новых членов и не направлена против каких-либо третьих стран.
У Вашингтона, которому в ШОС отказали в присвоении статуса наблюдателя, и у Японии, которая, будучи союзницей Запада, в случае чего рискует больше всех остальных, совершенно другая точка зрения.
- ШОС становится блоком, противонаправленным союзническим отношениям с США. Он не разделяет наших ценностей. Мы очень внимательно следим за развитием событий, - заявил официальный представитель Японии.
Китай и Россию подозревают в том, что они посредством ШОС хотят фактически монополизировать быстро развивающиеся рынки стран Средней Азии, закрыв их от США и их союзников. Пекин, например, предлагает своим среднеазиатским партнерам льготные кредиты на сумму до 900 миллионов долларов (480 миллионов фунтов). Ели же взглянуть глубже, утверждают многие американские специалисты, то существует угроза того, что в один прекрасный день здесь возобновится биполярная конфронтация между Востоком и Западом, такая же, какая была во времена 'холодной войны'. Некоторые аналитики уже называют ШОС возрожденной Организацией варшавского договора, где Россия уже 'потеряна' окончательно, Индию и Пакистан еще можно будет постараться перетянуть на свою сторону, а Иран - вообще темная лошадка.
США переходят в контрнаступление, свидетельств чему достаточно - и поездка вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney) в Казахстан, и его критические высказывания в адрес России за 'энергетический шантаж', и дискуссия внутри президентской команды о возможности восстановления отношений с Узбекистаном. В прошлом году после демарша ШОС США пришлось вывести свои войска с военной базы на территории Узбекистана, и теперь желание получить этот объект назад, тем более что он сейчас становится особенно необходим в свете отношений с Ираном, может оказаться для правительства важнее слов о демократии и правах человека. С Кыргызстаном США уже уладили спор, касавшийся условий использования авиабазы в Манасе.
Власти Японии, со своей стороны, вчера пригласили в Токио представителей стран Средней Азии, входящих в ШОС, на обсуждение вопросов безопасности и энергетики. Вместе с США, японцы всячески стараются напомнить среднеазиатским странам, что, как бывало и в прошлом, объятия Китая и России могут оказаться смертельными.
Здесь зарождается соперничество, исход которого может во многом определить судьбу нового века. На взгляд людей этого мира, твердо верящих в реальные границы, 'реальную политику', реальную собственность и репрессивные принципы управления государством, разглагольствования Блэра о 'всеобщих' ценностях, наверное, смотрятся либо наивными, либо бесполезными, либо вообще неактуальными.
|