РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

МИД ЧРИ комментирует инициативу Кокойты

CHECHENPRESS, Отдел оперативной информации, 01.06.06г

 

Как сообщают СМИ, Южная Осетия готовится в ближайшее время подать в Конституционный суд РФ документы, свидетельствующие о том, что республика никогда не выходила из состава России. Об этом сообщил в четверг глава Южной Осетии Эдуард Кокойты. МИД России на официальном уровне поддержал эту инициативу. Похоже, кремлевская политика аннексии территорий Южной Осетии и Абхазии вступает в решительную фазу.

«В самое ближайшее время мы подадим документы в Конституционный суд России, доказывающие тот факт, что Южная Осетия вошла в состав Российской империи вместе с Северной Осетией как единое целое, но никогда не выходила из состава России, – заявил Кокойты. – Есть все документы о нашем вхождении в состав России, но нет ни одного юридического документа или же обращения народа о выходе». По словам Кокойты, сейчас завершается работа по сбору всех необходимых документов. «Мы очень серьезно подходим к этой работе», – отметил он.

Следует напомнить, что еще в конце марта нынешнего года Южная Осетия потребовала признать ее частью России на основании «исторических документов». Тогда власти Цхинвали заявили о намерении обратиться в российский Конституционный суд с просьбой проверить, насколько законным было отделение южной части Осетии от России. Президент Кокойты утверждал, что по документам республика продолжает оставаться в составе РФ де-юре. Глава Южной Осетии утверждает, что на его стороне исторические факты, подразумевая под последними «документ о вхождении единой Осетии в состав Российской империи в 1774 году». По его словам, «выход южной части Осетии не был документально подтвержден ни 200 лет назад, ни сейчас».

В свою очередь, председатель Конституционного суда Грузии Джони Хецуриани тогда же, в марте текущего года выразил убежденность в том, что для воссоединения Северной и Южной Осетии «никаких правовых оснований не существует». «Нет никаких актов о добровольном вхождении в состав Российской империи, так называемой единой Осетии», – заявил Хецуриани. «Думаю, что российское руководство и Конституционный суд России не будут рассматривать авантюрного заявления об объединении Северной и Южной Осетии», – отметил тогда Хецуриани.

Тем не менее, если судить по заявлению официального представителя МИД РФ Михаила Камынина, сделанному 1 июня, Москва придерживается на этот счет другого мнения. «Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии – скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность, и создать ее можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная югоосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе – праве на самоопределение», – говорится в комментарии Камынина, распространенном в четверг в Москве.

Необходимо отметить, что США в довольно резкой форме осудили дипломатические маневры главы Южной Осетии и его кремлевских партнеров по присоединению этого региона к России. Как заявила еще в конце марта представитель США в ОБСЕ Джули Финли (Julie Finley), администрация Джорджа Буша «безоговорочно поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии». Как будут развиваться далее события, покажет ближайшее будущее.

Историческая справка Чеченпресс:

Глава Южной Осетии Кокойты апеллирует к положениям Кучук-Карнаджийского мирного договора, заключенного 21 июля 1774 года между Российской и Османской империями, после поражения последней в русско-турецкой войне 1768-1774 годов. Согласно этому документу, подданными Екатерины II становились, в частности, жители Кабарды и Осетии, которая простиралась по обе стороны Главного Кавказского хребта.

В Грузии территорию Южной Осетии именуют Самачабло, по фамилии средневековых грузинских князей Мачабели, владения которых находились в этом районе. Однако южные осетины утверждают, что к моменту вхождения Осетии в состав России такого княжества уже не существовало, а земли, населенные осетинами, находились во владении кабардинских князей. Как утверждают осетины, поскольку кабардинские князья  присягнули на верность российскому царю еще во времена Ивана Грозного, то и южные осетины, как вассалы кабардинцев, должны юридически считаться подданными России.

На это грузинская сторона заявляет, что с таким же успехом южные осетины могут считать себя подданными Турции, так как кабардинские князья неоднократно присягали на верность не только Российской, но и Османской империи. Сами южные осетины, по словам грузинских историков, играли во всех этих политических маневрах пассивную роль, безропотно принимая любую власть, которая устанавливалась над ними, в том числе и власть грузинских князей.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию Министра Иностранных Дел ЧРИ Ахмеда Закаева. Вот что по этому поводу заявил А.Закаев:

«Чеченское правительство убеждено в том, что политика двойных стандартов не имеет исторической перспективы, кто бы к ней не прибегал. Признавая за Южной Осетией право на самоопределение, Россия не должна забывать и о праве чеченского народа на самоопределение. С правовой точки зрения у России на Чеченскую Республику имеется не больше прав, чем у Грузии – на Южную Осетию или Абхазию. Чеченская сторона считает, что применение универсального права не может быть выборочным».