РАЗДЕЛ "ПРЕССА "

Почему рычит медведь

Ричард Пайпс, "The Wall Street Journal" (США), перевод - ИноСМИ, 05.03.06г.

Почему русские по-прежнему создают нам проблемы, несмотря на то, что холодная война давно уже закончилась? Почему они приглашают лидеров террористической организации ХАМАС в Москву? Почему они прекращают поставки газа в Украину и тем самым сокращают его поток в Западную Европу? Почему они преследуют иностранные неправительственные организации, обвиняя их в шпионаже и подстрекательстве к революции? Почему они проводят совместные военные учения с Китаем, которые явно нацелены против Тайваня?

Есть много причин, которыми можно объяснить такие действия - от нежелания сотрудничать до прямой враждебности. Из них особо можно выделить две. Одна состоит в неспособности России найти для себя надлежащее место в мировом сообществе. Это чувство изолированности имеет глубокие исторические корни. Будучи нацией, исповедующей пришедшее из Византии православие, русские всегда чувствовали отчуждение католической и протестантской Европы, не говоря уже о мусульманской и буддистской Азии.

Хотя сегодня религия играет в политике гораздо меньшую роль, чем в прошлом, чувство отчужденности сохраняется и в общественной среде. Опросы общественного мнения показывают, что большая часть россиян считает Запад врагом и не хочет идти по западному пути. Российская пресса переполнена низкопробными выпадами в адрес Европы и Соединенных Штатов; она испытывает удовлетворение, когда оттуда приходят неблагоприятные новости.

Даже после утраты своей империи Россия остается самой большой страной в мире. Обширность территории тоже способствует развитию чувства отчуждения. Русские очень гордятся просторами своей земли. Они привыкли думать, что их страна, в отличие от других, больше похожа на континент. Они также считают, что благодаря размеру своей земли имеют право претендовать на статус сверхдержавы и благодаря такому статусу иметь решающий голос в международных делах. Русский язык также способствует сохранению такой иллюзии, поскольку слово "великий" имеет как количественное, так и качественное значение.

Еще один фактор, усиливающий чувство отчуждения и враждебности к внешнему миру, связан с российской антидемократической, авторитарной традицией. Хотя в советскую эпоху Россия преимущественно воспринималась как радикальное государство, ее радикализм сводился к марксистско-ленинским лозунгам, предназначавшимся исключительно для экспорта. В реальности это был реакционный режим, у которого имелось гораздо больше общего с самодержавием какого-нибудь Николая II или Александра III, чем с социалистическими идеалами радикальной интеллигенции.

Российская политическая традиция имеет прочную консервативную основу, настолько прочную, что даже марксизм приобрел там консервативный оттенок. До 1991 года Россия в своей истории лишь дважды отходила от автократии: в начале 17-го века и еще раз - в 1917 году. И в обоих случаях крах самовластия приводил не к созданию либерального режима, а к анархии, в результате которой происходило восстановление абсолютизма. Похоже, что такой же процесс мы наблюдаем сегодня.

Россияне на удивление деполитизированы. Они не верят в то, что простые люди могут оказывать хоть какое-то влияние на свое правительство, рассматривая его в качестве закрытой корпорации руководителей, преследующих собственные интересы. Поэтому они не верят в демократические выборы и процедуры, считая их обманом. Для них важно не то, чтобы государство отражало интересы народа (по их мнению, ни одно государство этого не делает), а то, чтобы оно было сильным и эффективным. Его главная функция заключается в поддержании порядка. Когда в ходе опросов россиянам задают вопрос о том, что для них важнее - порядок или свобода, три четверти называет порядок, видимо считая две эти вещи несовместимыми.

Одна особенность, способствующая такому пониманию хорошего государства, состоит в том, что россияне не доверяют друг другу. Взаимное доверие, чрезвычайно важное для функционирования гражданского общества, в России в большом дефиците. За исключением своих семей и близких друзей, россияне обычно смотрят друг на друга как на врагов. Такое восприятие также способствует сохранению недемократического государства, поскольку большинство россиян рассчитывает на власть, считая, что именно она должна защищать их от соседей. Они не только деполитизированы, они к тому же лишены чувства коллективизма и общественной принадлежности. Россия сегодня, как и в прошлом, состоит из множества крохотных анклавов, перед которыми государство не чувствует ответственности, и которые мало чего ждут от своих правителей. Судя по результатам голосования, всего 10 процентов россиян, и то проживающих в крупных городах, разделяют западные взгляды на полномочия и обязанности государства.

Причина этого в определенной мере кроется в намеренном отказе посткоммунистического режима полностью порвать с советским прошлым. За исключением двух столиц - Москвы и Санкт-Петербурга - повсюду можно увидеть реликвии коммунистической эпохи. По всей стране разбросано бесчисленное множество ленинских статуй, призывающих людей идти вперед, к победе коммунизма. Улицы часто называют в честь коммунистических событий и героев. Президент Путин недавно утвердил старый советский гимн в качестве государственного гимна Российской Федерации (с измененными словами). Ежегодно в феврале страна празднует создание в 1918 году Красной Армии. Поэтому не удивительно, что если судить по опросам общественного мнения, почти треть россиян, проживающих, по-видимому, главным образом в сельской местности и маленьких городках, не знает о том, что советского режима больше не существует. Они все еще считают его "своим" государством.

***

Эти факторы предвещают длительные проблемы в отношениях России с внешним миром. Ни российское государство, ни население страны не могут установить modus vivendi, или временную форму согласия с мировым сообществом. Они ощущают себя чем-то уникальным, они считают себя окруженными врагами, думая, что враги эти лишают их законного места в мире. А власть поощряет такие чувства, поскольку они создают некую родственную связь между ней и ее подданными - связь, которая во всех иных случаях проявляется крайне слабо.

Господин Пайпс - почетный профессор истории, работающий в Гарвардском университете. Он автор недавно вышедшей книги "Российский консерватизм и его критики" ("Russian Conservatism and Its Critics") (Yale, 2006).