|
|
|
|
На фото тюрьма, в которой содержится семья С.Хачукаева |
|
Позор Европы
Лариса Володимерова, для CHECHENPRESS, 01.03.06г.
Вниманию всех международных правозащитников предлагаем срочный материал об очередном нарушении прав человека.
21 февраля Ярасу Валюкенасу удалось взять видеоинтервью у Элины Хачукаевой, пережившей допросы в г.Вильнюсе. Отец Элины, известный юрист и историк Чечении Саламбек Хачукаев, находится под арестом в Литве. И отец, и дочь имеют статус политических беженцев, заслуженно ими обретенный на новой родине, и уже годы ведут мирную жизнь – без трагедий и взрывов вокруг, с надеждой на будущее для себя и для свободной Литвы.
Элина, пережившая вместе с семьей все ужасы российской оккупации в Чечне, на двух языках рассказала в интервью о том, что в течение двух недель из Литвы могут быть экстрадированы ее мама и младший брат, поставленные перед прямой угрозой выдачи России, через Белоруссию и Украину. Им обоим отказано в статусе беженцев, который прежде был выдан Элине и Саламбеку. Более того, с родными также не предоставляют свиданий. Матери дали два месяца тюрьмы, Саламбеку – три месяца, и мы обязаны приложить все усилия, сделать все возможное и невозможное, чтобы не создать прецедент выдачи беженцев властям-убийцам и не допустить экстрадиции. Мы специально подчеркиваем то, что для нас очевидно: выдворение семьи Хачукаевых равносильно пособничеству в убийстве, подписанному приговору и казни.
|
|
|
|
На фото Элина Хачукаева |
|
Мать Элины, Кока Хачукаева, долгое время работала в правозащитном обществе в Чечне, добиваясь мира и торжества справедливости. После вынужденной разлуки с родными она имела право рассчитывать на воссоединение семьи, в надежде на осуществление которого приехала в Каунас. Немолодая женщина, прожившая годы террора в постоянном кошмаре и ожидании самого худшего, пересекла границу, уже будучи больным человеком (при нервном напряжении у нее идет кровь из глаз, на что смотреть невозможно, в том числе и литовским властям: все мы люди). У шестнадцатилетнего сына Коки были переломаны в Чечне все ребра, получено множество осколочных ранений. Да, речь идет именно о том, что и этот подросток сейчас арестован в Литве! Нужно ли повторять, что перенесли члены семьи, и что им грозит при выдворении в до сих пор безнаказанно фашиствующую Россию?
Общеизвестно, что последние годы С. Хачукаев был занят устройством родных и написанием книги о родине. Наивно считать, что эмиграция проходит для любого из нас безболезненно, что новая родина может перечеркнуть корневые связи со старой, особенно если речь идет об истерзанной, обескровленной и непобежденной Чечне, о трагедии которой мы все должны сохранить и передать память потомкам.
Предистория:
Бывший вице-министр внутренних дел в чеченском правительстве Джохара Дудаева, Саламбек Хачукаев прибыл в Литву 22 октября 2002 года. Проживал в центре беженцев в Рукле, ожидая политического убежища. Как писала Lietuvos zinios, Хачукаев не скрывал информации о побеге: «Подъехал поездом до Вильнюса, дал проводнику 10 долларов, нажал на стоп-кран и выскочил. Была ночь. Утром пешком дошел до Вильнюса и сразу обратился в департамент миграции».
Преамбула такова: после перенесенных нечеловеческих пыток в 1995 году, с августа 1996-го, как только ушли российские войска, С. Хачукаев с единомышленниками начали создавать министерство, однако в 1999-м году, когда Россия начала вторую войну против Чечни, им опять пришлось перейти на подпольную работу. - «Тогда я курировал районы Ачхой-Мартана и Урус-Мартана. Все, что происходило на территории Ингушетии – митинги, съезды, голодовки – было связано с нашей деятельностью».
В Литве Хачукаев мог рассчитывать как на политическое убежище, так и на обычное разрешение «на временное жительство». Речь шла о том, побоится ли Литва, совсем недавно сама освободившаяся от российской оккупации, открыто выступить в защиту политических беженцев. Лицо, требующее политического убежища, по закону должно доказать, что на его родине его преследуют по политическим, этническим или религиозным мотивам, и что из-за этого его жизни и здоровью угрожает опасность.
В таком случае Литве пришлось бы идти на конфликт с российской стороной, что обсуждалось в прессе и не являлось секретом для лиц посвященных. Готова ли Литва не оглядываться на бывшую метрополию и действовать в рамках цивилизованного законодательства?
В Литве, как и в России, на бытовом уровне проявляется настороженное отношение к «лицам кавказской национальности». Нагнетают страсти журналисты и местная власть. Так, директор ЦПБ Альгимантас Диенинис сказал в интервью: «Когда чеченцы выходят за пределы Центра беженцев, мы не можем их контролировать. Единственный способ бороться с порождаемыми ими беспорядками – не держать их всех в одном центре. Нужно как можно быстрее расселить чеченцев по нескольку человек в других городах страны».
Юридическая справка:
Г-жа Тина Исмаилова, президент Ассоциации Чеченцев в Бельгии, комментирует международные правила депортации на примере чеченских семей, находящихся в тюрьме французского города Лилль. «В первую очередь прошу связаться с Французским комитетом «Чечения»... Затем, обратиться в антидепортационный отдел Международной Амнистии в Лилле (или в Париже), связаться с организацией «Врачи без границ» по поводу болезни заключенной. Эта организация имеет право дать заключение о нежелательности транспортировки больного и, в частности, невозможности получения квалифицированной медицинской помощи в Чечне.
Если семья Хасиевых или другие, кто находится под угрозой депортации, уже просили убежище в другой стране Евросоюза, они должны быть отправлены в страну первого запроса, в соответствии с Дублинской Конвенцией. Все чеченские беженцы, которым угрожает депортация, должны знать, что ни одна страна Евросоюза не может отправить чеченца в страну, где существует реальная угроза для их жизни (Россия и Чечня) без письменного согласия репатриируемого. Так же вас не репатриируют при отсутствии документа, подтверждающего ваше гражданство. Для определения гражданской принадлежности к вам могут приглашать работников консульства РФ, от которых тоже следует отказаться (- выделено мной, ЛВ). Ваша процедура запроса убежища в любом случае должна продолжаться в первой стране запроса, при отрицательном решении властей у вас есть шанс сделать повторный запрос, при котором у вас должны быть новые доказательства опасности нахождения в стране, которую вы покинули, и, что возвращение ваше связано с риском для жизни и здоровья».
К несчастью, Литва не только не одинока в своей нерешительности и проявляемой негуманности, но тенденция выталкивания беженцев любыми способами на верную смерть слишком быстро распространяется в Европе и мире. Еще недавно в той же Франции семейное право считалось святым, – посягнули теперь и на брак, воссоединению семей власти препятствуют. Никакие правозащитные письма правительству Нидерландов также не привлекают должного внимания к участи политбеженцев. Более того, на престижном кинофестивале в этой стране демонстрировался фильм о том, как... были выдворены из Нидерландов тысячи законных «просителей». Та же ситуация настолько остро проявилась во всей Европе, что уже нет сомнения: в отношении политбеженцев существует определенное решение, препятствующее любому их въезду в Европу и, тем более, проживанию на ее территории.
В Голландии закрыты все центры беженцев. Возможно, что к лучшему: в коммунальных условиях ютились по нескольку лет несовместимые по характеру и традициям, но объединенные общей страшной бедой – смертью близких, недавними пытками, часто инвалидностью, утратой Родины – люди. В течение этих мучительных лет «гостеприимства», большинство из них поняло, для чего были искусственно созданы испытания в едва ли не самой благополучной стране Европы: многие беженцы, не выдержав быта и унижений, вернулись назад.
Как пример – один из сотен подобных! – приведем историю семьи Левинских.
Правозащитница, многодетная мать Татьяна жила с семьей в Казахстане и опубликовала там данные о том, что местный детский сад превращен мэром... в бордель.
Высокопоставленные чиновники мстят почти одинаково. Старшая дочь Татьяны была изнасилована и убита, муж убит, Татьяна пережила групповое изнасилование с особой жестокостью, и когда через полгода, проведенных в реанимации, сумела вырваться с детьми за границу (в шаланде, заплатив обручальным кольцом) и сдаться полиции в первой деревне ( - вспомним рассказ Саламбека!), то... начались все мытарства. Так похожие на то, что затеяла Литва в отношении Хачукаевых. В конце концов, удалось получить - и бесплатно, спасибо! – жилье, но при этом не было денег даже на хлеб.
Малолетние, травмированные бедой дети Левинской продавали в церкви газеты, нарушая закон и подталкиваемые... законодательством. На протяжении многих лет упорной борьбы за получение статуса, доказывая очевидное (могилы мужа и дочки!), семья находится под угрозой потери жилья и выдворения в Казахстан. – В цивилизованных Нидерландах, где живут радушные люди, помогающие материально едва не всему миру, усыновляющие сирот – жертв стихийных бедствий и войн. Уже здесь Татьяна перенесла множество онкологических операций – но основала Культурный центр, фестивали и КВН, объединив сотни соотечественников; а главное, подняла прекрасных детей, по которым кровавым колесом прошлись дважды – на бывшей родине и в эмиграции.
Между тем, европейская правозащита тщательно изучает каждый случай в отдельности, прежде чем ходатайствовать за политбеженца. В то время, как многие имитируют прошлое и сочиняют «опасность», через наши организации проходят народные герои, перед мужеством которых мы не можем не преклоняться. Но какого труда нам стоит донести эти факты до наших правительств! И как стыдно смотреть в глаза боевым генералам, защищавшим страну и народ, передавшим ценнейшую информацию о расположении военных баз противника на территории бывшего СССР, – когда после долгих лет ожидания их выдворяют к таким палачам, как Путин и им подобным.
Знаменитый фильм о 26 000 выброшенных из Голландии беженцах, красноречив, – его создатели нашли возможность разобраться в каждой судьбе, отсняв и предъявив миру примерно 70 картин, уделив по три минуты всем своим интервьюируемым.
Разве не тому же изгнанию сегодня готова подвергнуть Литва семью Хачукаевых? Потворствуя нагнетанию беспокойства среди населения, противокавказских настроений, утраты взаимопонимания. А ведь разжигание национальной, религиозной вражды и ненависти, как свидетельствовал представитель департамента госбезопасности, «запрещено законами Литвы».
В День «защитников» родины, многие из которых оказались обмануты российским правительством, превращены в невольных (или убежденных) убийц своих соотечественников, в калек – и брошены Кремлем на произвол судьбы, – в Москве случилась трагедия. Рассказывая о ней митрополиту, президент фальшиво вздыхает с телеэкрана. Вряд ли так уж случайно совпадение в «праздничных» датах: сколько радости трагедия рыночных «чурок» прибавила большинству россиян, традиционно и вслух выражающих антикавказские, антисемитские, антизападные, – антиинтеллигентские настроения! Одураченное пропагандой население так и решит: вот она, «месть» за Норд-Ост. А ведь мстим мы только себе, и высокий священник глубже всех должен бы был осознать безысходность братоубийственных войн, столь выгодных власти.
Представители МИД России неоднократно высказывали неудовлетворение тем, что сайт «Кавказ-Центр», рассказывающий правду о происходящем в России и на Кавказе, обосновался в Вильнюсе. Выражалось «удивление» по поводу этого факта и просьба «принять меры», чтобы сайт, чьей задачей является достижение Чечней независимости, прекратил работу на территории Литвы. Мы понимаем, что Литве трудно сделать выбор между требованием России об экстрадиции политзаключенных – и равнением на пока еще свободную Европу, на наших глазах утрачивающую независимость и основные моральные ценности. И все же: гуманно ли выдворять с островка безопасности чудом оставшихся в живых людей, в том числе Хачукаевых, получивших убежище в феврале 2004-го года на основании хотя бы того, что в 1995-м Саламбек был подвергнут жестоким пыткам со стороны российских захватчиков!
Мир становится жестче – но всегда всех сильней будут добрые люди. Несмотря на «подпольное законодательство», на страх Европы перед эмиграцией и неумением остановить совсем другое – террор, – милосердие бескорыстно, и мы верим в справедливость наших европейских, американских, израильских правозащитных организаций, в помощь самоопределяющейся Литвы. – В доброту ее мужественного народа, познавшего десятилетия деспотии и оккупации, гибель близких, пытки и обвинения в пособничестве фашистам.
Мы просим все правительственные организации прислушаться к нашему призыву. Не продавайте человеческую жизнь за чечевичную похлебку, за иллюзорные экономические блага. Сегодняшнее правительство России поступит с Литвой, как с Украиной, оставив людей без тепла и света, нарушив договоры, обманув любые надежды. Литва сильна работоспособностью и мудростью своего народа, а не чужими подачками. Помогите встать на ноги своим гражданам – и тем, кто был в такой же неволе, а сейчас нуждается в помощи. Наша победа – в совместном противостоянии фашизму и коммунизму, международному терроризму и тирании. У нас есть еще шанс победить.
|