РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА "
 

 

 

  На фото: руководитель Организации по атомной энергии Ирана Гулам-Реза Агазаде (слева) и глава Росатома Александр Румянцев  

Иран: «казнить нельзя помиловать…»

Заурбек Галаев, CHECHENPRESS, 28.02.06г.

 

Политики и аналитики, обсуждающие варианты развития событий вокруг Ирана, часто расходятся во мнении о возможностях России и Китая оказать влияние на продолжающееся противостояние. Обсуждая различные варианты, некоторые политики говорят о том, что эти государства имеют рычаги, чтобы воспрепятствовать радикальному решению иранского вопроса по сценарию США и привести к тому, что Иран к 2008 году предстанет миру со статусом ядерной державы. Другое, наиболее характерное мнение,  высказанное американским сенатором Браунбэком, заключается в том, что США обладают мощными рычагами давления на Россию и Китай, которые нуждаются и, будут нуждаться в доступе к американским технологиям и рынку, и поэтому США могут смело бросить вызов их лидерам.

Активность, проявленная Китаем, форсирующим 100 миллиардный нефтяной договор с Ираном, может заметно ослабить позиции оптимистов из окружения Буша, ратующих за радикальное военное решение иранской проблемы. В сообщениях о намечающемся заключении контракта между Китайской государственной компанией и Ираном по разработке нефтяных месторождений на территории Ирана, уже просматривается тревога о том, что такое развитие событий может стать препятствием на пути предпринимаемых Бушем мер по изоляции Ирана.

Первые признаки укрепления позиций Ирана появились почти сразу же после сообщений о возросшей в последнее время активности Китая в реализации нового нефтяного проекта. Со слов Министра иностранных дел Ирана Манучера Моттаки стало известно о предложении главы МАГАТЭ Мохамеда эль-Барадеи разрешить Ирану обогащение урана в ограниченных объемах на своей территории. После недавней резолюции МАГАТЭ, предполагающей передачу иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН для возможного введения санкций, неожиданное разрешение Ирану обогащать уран, можно расценивать как смягчение позиции. Кроме активности Китая и возможной новой расстановки сил вокруг Ирана, других поводов для подобной уступки со стороны МГАТЭ не видно.

В этот же ряд последних событий вписываются и нынешние переговоры иранской делегации в Москве, где иранцы последовательно отстаивают свои позиции. Хотя накал военной риторики вокруг Ирана заметно убавился, все еще трудно предвидеть, являются ли нынешние события шагами к мирному разрешению кризиса или приближают к войне, решение о начале которой уже принято.

Тем временем, как сообщает Иранское радио, глава Организации ядерной энергии Ирана Гулам-Реза Агазаде сообщил, что оборудование по обогащению урана и сырье находятся глубоко под землей и недоступно для агрессии. Он напомнил, что на основании международных конвенций запрещается совершать нападения на ядерные объекты.

Если заявление главы ОЯЭ Ирана соответствует действительности, значит, иранские ядерные объекты недоступны для  обычных вооружений. Правда, есть и такие неадекватные борцы с «иранской ядерной угрозой», предлагающие ликвидировать ядерную угрозу нанесением ядерных ударов.

Более вероятно в данной ситуации – нанесение военного удара обычным вооружением по ядерным объектам Ирана для провоцирования большой войны с целями, не имеющими ничего общего с декларируемыми сегодня. Борьба с «иранской ядерной угрозой» с первых залпов превратится в борьбу за иранскую нефть. Как это происходит, наглядно продемонстрировано в сегодняшнем Ираке.