РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА "
   

Ахмед Закаев: «Свобода – основа основ!»

CHECHENPRESS, Отдел СМИ, 22.02.06г.

 

В чеченской редакции «Радио Свобода» состоялась беседа корреспондента «Маршо» Руслана Шамаева с министром культуры Правительства ЧРИ Ахмедом Закаевым. Чеченпресс предлагает перевод этой беседы на русский язык.

*********


Шамаев Руслан: В начале движения в борьбе за независимость Чечни, главным лозунгом чеченцев были слова: «Свобода», «Справедливость», «Единство». В последнее время люди, делающие заявления от имени правительства Ичкерии, больше не употребляют эти слова. С чем это связано? Не поменялись ли ваши цели?

Закаев Ахмед: Термины поменялись, но главный смысл этих слов не поменялся, и они ни с какой стороны не противоречат Исламу. Не приобретя свободу – нельзя добиться справедливости, а справедливость это – Шариат. Не добившись справедливости – нельзя добиться единения народа. И пока народ не придет к полному согласию, он не сможет защитить и укрепить ни свои человеческие права, ни права своего государства.

Начиная, скажем так, с 1990 года наш главный враг делал все возможное для того, чтобы разъединить наш народ, и это продолжается по сегодняшний день, что мешает укреплению нашего независимого государства. Джохар Дудаев и все последующие главы государства, объявляя независимость чеченского народа, придавали большое значение смыслу этих слов. В последнее время (не сомневаюсь в том, что многие это заметили) проповедующие ислам на русском алимы поменяли лозунги нашей борьбы, введя людей в заблуждение, в связи с чем у людей появляются вопросы: «Куда мы идем?» и «Какой будет итог?». На сегодняшний день я являюсь министром этого правительства, и я с твердостью заявляю, что цель и лозунги нашего государства не поменялись.

Шамаев Руслан: За время Второй войны многое изменилось в вашем правительстве и в Чечне. Главным событием за это время, без всякого сомнения, является гибель президента Ичкерии Аслана Масхадова. После его гибели многое поменялось в вашем правительстве. Легитимно ли сегодняшнее правительство Ичкерии?

Закаев Ахмед: Наше правительство соответствует Конституции ЧРИ и Абдул-Халим Садулаев является легитимным президентом. В свое время он был назначен Асланом Масхадовым вице-президентом. Уже после гибели Масхадова, на расширенном совещании ГКО – МШ ЧРИ А-Х. Садулаев, в соответствии с законами военного времени был утвержден Президентом Чечни. И те министры, которых он назначает, являются легитимными, потому что все эти назначения делаются на основе Конституции.

В любом правительстве назначение министра или его отставка принципиально не означает разрушение основ государства. Должность министра – это не подарок, который дарят ему на всю жизнь, это означает, что государство его берет на работу. И если вдруг человек, взявший на себя министерские обязанности, передумает или не сможет в полной мере выполнять свою работу, или же в сложившейся обстановке найдется кандидатура, которая принесет больше пользы на этом посту, чем он, то правительство имеет право уволить этого министра. И такого рода действия не говорят о том, что рушатся основы государства. Действуя в рамках закона, правительство сохраняет свои права и обязанности перед народом. И поэтому А-Х. Садулаев имеет право назначать или увольнять министров, так как все его действия соответствуют Конституции ЧРИ. И никто не в праве на этом основании ставить под сомнение его легитимность.

Шамаев Руслан: В последнее время члены правительства ЧРИ и его идеологи делают заявления о целях Сопротивления, которые наводят на мысль, что народ не будет участвовать  в создании нового правительства. Будут ли выборы Президента или Парламента после окончания войны? Или к власти придут люди, которые заявят о том, что они воевали и поэтому являются властью?

Закаев Ахмед: Группа людей может создать организацию, но не государство. Государство создается по воле народа и только с его согласия. Но дискуссии вокруг этой темы, я считаю, не принесут вреда, если мы не будем отходить от главной на сегодняшний день задачи. А главная наша задача состоит в том, чтобы освободить Родину от врага, и отстоять право народа на свое государство. Сегодня, когда наша земля оккупирована Россией, и есть люди, которые работают на них, прислуживают этому режиму, и страна находиться на военном положении, дискуссии о том, каким должно быть государство, нам не мешают.

Но если мы начнем решать судьбу народа без его согласия, то народ не примет эту власть, как не принимает любую власть, навязанную ему силой. И всегда найдутся люди, которые будут бороться с этой властью, и противник, конечно же, воспользуется этой ситуацией в своих целях против нашего государства. И выборы власти будут. Будет ли наша республика парламентской или президентской – это решать народу. Будет ли это решаться посредством референдума или изменениями, принятыми Парламентом в Конституции; будет ли глава нашего государства называться «президентом» или «амиром», и какого типа будет наше государство – все это решать чеченскому народу.

Шамаев Руслан: Было время после Первой войны, когда люди боялись ездить из села в село. Захотят ли люди, чтобы то правительство, какое было в те годы, вновь стало во главе государства?

Закаев Ахмед: Мы, как я понял, говорим о времени после завершения Первой войны. В той сложной, как вы говорите, обстановке, вы обвиняете правительство ЧРИ. Тогда я вам хочу напомнить время, когда у власти был Джохар, это промежуток год или два, когда еще не было войны. Тогда весь наш народ принимал активное участие в создании независимого государства, и никому в то время и в голову тогда не пришло бы, что у нас будут красть людей из своих домов, гостей, приехавших к нам, и продавать их. Мы и мысли такой не допустили бы тогда. Все это зло к нам пришло с Первой войной, с приходом русских, которые начали обменивать и продавать людей, применяя опыт, который практиковался у них еще при царской России. И если нам скажут, что в то время, после Первой войны, в Чечне не было русских, на это можно ответить – были чеченцы, которые работали на русских и выполняли их заказы.

Шамаев Руслан: Какова ваша ответственность за то, что в стране сложилась такая сложная обстановка?

Закаев Ахмед: Каковыми бы не были причины создания такой ситуации, наше правительство не отрицает и никогда не отрицало свою ответственность перед народом, который избрал эту власть, чтобы эта власть защищала интересы и права людей. Но мы знаем, что любое государство после такой жестокой и разрушительной войны не может в короткие сроки встать на ноги и стать независимым одними своими силами, если в этом ему не помогает весь мир. Если вы помните, когда еще шла война, президент Джохар Дудаев говорил, что война рано или поздно закончится, нет войны, которая не имеет конца, и главной проблемой он считает не войну, а то, как найдут свое место в мирной жизни люди, поднявшиеся с оружием в руках против оккупантов.

Как потом выяснилось, Джохар был прав. Следует признать, что победа немного затмила разум некоторых наших людей. К власти в государстве пришли военные, освободившие страну от оккупантов, и теперь главная наша задача заключалась в том, чтобы защитить права и безопасность граждан. Но нужно честно признать, что среди наших военных, к сожалению, нашлись и такие, кто больше думал о себе, о своем преимуществе над остальными, посчитав, что у них больше прав, чем у рядовых граждан. При таком отношении слабеет связь власти с народом, и противник, конечно, использовал это и сделал все для того, чтобы разъединить народ с властью, внести раздоры в наше общество.  

Шамаев Руслан: Если я правильно понял суть этих утверждений, говорят, что некоторые люди, выступающие от лица правительства Ичкерии, хотят возглавить чуть ли не весь мусульманский мир. Что вы можете сказать по этому поводу?
 
Закаев Ахмед: Могу сказать одно: мы не должны пытаться стать единственными толкователями Ислама для всех остальных мусульман, а должны постараться, прежде всего, выпрямить свою собственную жизнь в соответствии с Исламом. Священный Коран был ниспослан почти полтора тысячелетия назад, пророк Мухаммад (с.а.с.), как мы знаем, родился и проповедовал Ислам в Саудовской Аравии, и Ислам уже существует на протяжении многих веков.

На земле сегодня живут 1,5 миллиардов мусульман, примерно столько же, сколько насчитывается населения в Китае. Одни из них имеют свои государства, другие же борются за это. В мире живет больше 200 миллионов арабов. И  этим народам, которые имеют свою государственную независимость, не приходит в голову объявлять войну миру; имея независимость, эти государства, прежде всего, стремятся повысить благосостояние своих народов. И сегодня те люди, которые в своих заявлениях хотят представить нас перед общественностью как «людей, стремящихся встать во главе всех мусульман мира», я считаю провокаторами, чьи действия направлены против нашего народа и нашего государства. И я сегодня, отвечая на этот вопрос, выражаю официальную позицию своего руководства: Президент и Правительство ЧРИ не ставят перед собой такую цель! Мы не стараемся создать такое государство, которое выделялось бы своим устройством от других государств в мире, и отпугивало народ и всех остальных.

Кто бы и что бы сегодня не говорил, наша главная цель – стать хозяевами на своей земле. Только после того, как мы станем контролировать свою страну и сможем защитить права своих граждан, чеченские мусульмане смогут проповедовать Ислам. Сегодня во всем мире африканцы, немцы, англичане, русские и представители других национальностей принимают Ислам, а мы, по милости Аллаха, уже давно исповедуем эту веру. Когда народ не является хозяином своей земли, он теряет свои традиции, культуру, обычаи, отдаляется от своей веры. И именно это случилось с нами. Принесенная извне культура отдалила нас от национальных ценностей. И мы сегодня воюем за право быть хозяевами на своей земле, за право исповедовать свою религию и жить, соблюдая традиции и обычаи своего народа. И для этого нам нужна свобода, без которой ничего из этого нельзя достичь.