РАЗДЕЛ "ПРЕССА"

Путь разведчика: опыт КГБ

Washington ProFile, 01.02.06г.

Константин Преображенский, в прошлом подполковник КГБ, работал в резидентуре КГБ в Японии, ныне живет в США. Автор книг "КГБ в Японии", "Бамбуковый меч", "Спортивное кимоно", "Как стать японцем", "Неизвестная Япония".

 

Вопрос: Почему Вы пошли работать в КГБ?

Преображенский: Я пошел в КГБ, потому что этого требовала моя специальность японоведа. Если ты специалист по Японии, ты обязан бывать в стране, которую изучаешь. А это было невозможно без сотрудничества с КГБ. Было лишь две возможности выезжать в страну изучения - либо быть внештатным агентом КГБ, то есть стукачом, либо стать кадровым сотрудником КГБ. Это прекрасная возможность: не тебя вербуют - а ты вербуешь людей, можешь сам влиять на свою судьбу. Это печальная судьба любого японоведа в тоталитарном государстве - нельзя было работать, не сотрудничая с КГБ.

Вопрос: Многие бывшие агенты ЦРУ достаточно быстро разочаровываются в ЦРУ. В Вашей книге - "КГБ в Японии" - тоже заметно разочарование...

Преображенский: У меня разочарования не было, потому что я пришел туда уже разочарованным. Я прекрасно знал, что происходит, потому что мой отец был генералом КГБ, заместителем начальника Пограничных Войск. Нравы этого ведомства я знал и раньше, я знал что у нас применяются пытки и т.д. Зная все это, я шел именно в разведку, чтобы работать по специальности. Как только я пришел в КГБ и начал учиться в минской школе контрразведки, с первого дня работы я начал писать разоблачительную книгу ("КГБ в Японии" - Washington ProFile) и опубликовал ее немедленно после того, как ушел в отставку.

Вопрос: Как оценивать качество работы спецслужб мира?

Преображенский: КГБ - это не спецслужба. Это отдел ЦК КПСС, часть партийного аппарата. Поэтому разведка и контрразведка занимали отнюдь не главные места. Это был способ существования для чиновников - поездки за границу, способ получения больших денег, связь с элитой страны - ведь все окружение членов Политбюро и Генерального Секретаря ЦК КПСС составляли работники КГБ. Если ты работаешь в КГБ, ты можешь быть на короткой ноге с Брежневым, с Горбачевым... А сама разведка была делом десятым. Никто ею не занимался, хотя бы потому, что ею руководили партийные работники, которые не имели никакого разведывательного опыта и вообще в этом деле мало соображали. Андропов и Крючков никогда разведкой не занимались. То есть, если страна ставила управлять разведкой партработников, то чего ожидать от разведки.

Для разведки есть один коэффициент эффективности - сохранение государственности. КГБ не справилось со своей исторической задачей и не спасло СССР. До последнего момента КГБ со всех точек мира слало в Москву реляции, что все нормально, Советский Союз сохранится, ГДР сохранится и т.д.

Вопрос: КГБ ушел в историю, остались ФСБ и спецслужбы постсоветских государств. Как Вы их оцениваете?

Преображенский: Это ложный тезис, который навязывает сам КГБ. Ничего в историю не ушло - люди те же самые и лозунги они провозглашают те же самые. Если говорить о России, то Путин полностью восстановил КГБ. Что касается иных постсоветских республик, то там все сохранилось еще лучше. В 1991 году, когда рухнул СССР, выяснилось, что европеизированные кадры - это кагэбэшники. Окружение президентов постсоветских государств - выпускники Высшей Школы КГБ. Они помощники, референты, министры... И через них КГБ влияет на глав государств. Именно с их помощью ФСБ и Путин дестабилизируют обстановку на Украине. Там вовсе не борьба кланов, это операция ФСБ, чтобы свергнуть ненавистного Ющенко. 

Вопрос: В советские времена работа в разведке была весьма перспективным направлением карьеры. Как сейчас с этим обстоит?

Преображенский: Разведка была наиболее высокооплачиваемой работой в СССР. Я, будучи разведчиком, получал в три раза больше, чем мой отец-генерал КГБ. К сожалению, все это вернулось. Разведка занимается практической деятельностью. На Западе почему-то неправильно понимают роль советской разведки. Потому что ЦРУ или британская Интеледженс Сервис существуют для сбора информации. А у нас исторически информации переизбыток, мы не знаем, что с ней делать - у нас были проблемы с ее обработкой. Еще одна тонкость: информация должна нравиться начальнику. Если не нравится - значит она неправильная. Именно поэтому КГБ за всю свою историю не дал ни одного правильного прогноза: начиная с нападения немцев в 1941 году и кончая развалом СССР. Советская разведка выполняла иные функции - влияния и подрыва, в первую очередь подрыва Запада.

В советский период были три главные основы вербовки - три идеи, на основе которых иностранец соглашается сотрудничать с СССР, рискуя своей свободой и жизнью. Во-первых, это идейно-политическая основа (коммунизм), во-вторых, - материальная (деньги), в третьих, - морально психологическая, то есть на основе компрометирующих материалов. Самыми надежными считались агенты, которые действовали на идейно-политической основе, такие как Ким Филби.

Сейчас российская разведка не имеет идейно-политической основы. Все кагэбэшники разделяют коммунистическую идеологию - на Западе это всех поражает. Но они не могут подойти к западному либералу и предложить ему бороться за коммунизм во всемирном масштабе. Поэтому теперь потенциальным агентам предлагают бороться с Америкой - очень многие соглашаются. Вторая основа для вербовки - любовь к России. На Западе сыновьи чувства к России испытывают только русские иммигранты - именно поэтому с ними так активно работают, было создано особое Управление "М". Это управление проводит Конгрессы Соотечественников, на которых охотно выступает Путин. Сейчас проводится грандиозная операция - присоединение Русской Православной Церкви за Границей к Московской Патриархии, а точнее к российскому государству. Если это произойдет, то православная церковь за рубежом станет бастионом российского влияния и центром шпионажа.

Вопрос: Разведка всегда зависела от людей, которые могли влиться в чужую культуру.  Как кадровую проблему решало КГБ и как решает ФСБ. К примеру, откуда они берут специалистов по чеченскому или каракалпакскому языку?

Преображенский: Это очень просто. Выходцы из этих республик или автономных республик шли учиться в институты, а потом некоторые из них попадали в школы КГБ. Насколько я знаю, было карликовое управление КГБ по Каракалпакии, состоящее из двух-трех человек и за много десятилетий они открыли всего лишь одно дело о шпионаже. С чеченцами иная история: чеченский народ раздроблен на кланы. Есть кланы, лидеры которых сотрудничают с КГБ. Сейчас ФСБ активно создает ложные центры чеченского сопротивления, чтобы скомпрометировать истинные центры. Эту работу КГБ делало всегда. К примеру, некогда Народно-Трудовой Союз (НТС) создавался как антисоветская организация, но впоследствии был насыщен советской агентурой и, фактически, стал просоветским. 

Вопрос: Если бы у Вас была возможность заново прожить жизнь - пошли бы Вы вновь в разведку?

Преображенский: Ни в коем случае. Жертв было слишком много. Работа по специальности, ради которой я пришел в КГБ, принесла мне слишком много разочарований и разрушила мою жизнь.