РАЗДЕЛ "АНАЛИТИКА"
   

Усман Ферзаули: «Мы далеки от эйфории, но Резолюция ПАСЕ обнадеживает»

CHECHENPRESS, Отдел интервью, 28.01.06г.

 

Предлагаем вниманию читателей интервью, которое сотрудник Чеченпресс Сайхан Умаров провел с главой МИД ЧРИ Усманом Ферзаули.

Усман, расскажите, пожалуйста, с какими конкретными целями вы ездили в Страсбург.

Как известно, в эти дни в Парламентской ассамблее Совета Европы, в соответствии с заранее утвержденной повесткой дня, обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Чечне, и готовилась Резолюция по этим вопросам. Предварительно согласовав с главой Внешнеполитического блока Правительства ЧРИ Ахмедом Закаевым позицию чеченского руководства по этим вопросам, я выехал в Страсбург, чтобы довести эту позицию до представителей Парламентской ассамблеи.

С кем вы встречались, и что обсуждалось на этих встречах?

Я встречался со многими деятелями, в частности, со специальным докладчиком ПАСЕ по Чечне Андресом Гроссом, а также с представителем Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и многократным докладчиком о правах человека в Чечне Рудольфом Биндигом. На этих встречах я предоставил в распоряжение Парламентской ассамблеи факты продолжающегося геноцида в Чечне и рассказал, какой позиции по проблеме мирного разрешения российско-чеченского вооруженного конфликта придерживается руководство ЧРИ.

Расскажите, пожалуйста, каковы на этот счет предложения чеченской стороны?

Эти позиции, если изложить их в тезисной форме, констатируют очевидные факты, а именно: несмотря на огромные жертвы и разрушения и взаимное ожесточение сторон, вооруженный конфликт между РФ и ЧРИ не имеет перспектив военного решения. Если от пропагандистских деклараций обратиться к реальности, российско-чеченская война не только не прекратилась, но стремительно расширяется на весь регион Северного Кавказа, все больше превращаясь в российско-кавказскую войну. В этих условиях единственно разумным решением для обеих сторон конфликта является инициирование мирного политического процесса. Что касается чеченской стороны, то мы не видим к этому никаких непреодолимых препятствий. Более того, мы считаем, что в российско-чеченских отношениях нет проблем, по которым нельзя было бы достичь разумных, взаимоприемлемых решений. Такова наша позиция.

И насколько разделяет эту позицию ПАСЕ?

За исключением российской делегации, эта позиция разделяется большинством представителей Парламентской ассамблеи. И не только в частных беседах, но и на официальном уровне. Доказательством тому стала принятая вчера на основании доклада Рудольфа Биндига Резолюция ПАСЕ, в которой однозначно высказано мнение о том, что только политический процесс, реализованный в прямых переговорах между сторонами конфликта, сможет принести мир в российско-чеченские взаимоотношения и в целом на Кавказ.

Огромную работу в прояснении нашей позиции проделали и представители нашего Парламента, в частности, его председатель Лема Сараляпов, Ахъяд Идигов, Селим Бешаев и другие. Следует отметить, что в последнее время резко возрос «боевой дух» нашего Парламента, очень впечатляет его юридическая и политическая компетентность. Во взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей власти ЧРИ достигнуто полное единение. От имени чеченского народа и руководства ЧРИ мы вместе поблагодарили Рудольфа Биндига за объективность его доклада и за ту энергию, с которой он на протяжении ряда лет отстаивает дело достижения мира на нашей многострадальной земле.

На протяжении шести лет этой войны ПАСЕ принимало много резолюций по Чечне. Считаете ли вы, что последняя Резолюция сможет сдвинуть с «мертвой точки» проблему достижения мира между РФ и ЧРИ?

Делать политические прогнозы – дело неблагодарное, потому что политика сама по себе –крайне неустойчивая «стихия», на которую влияет множество конъюнктурных обстоятельств, предсказать которые заранее очень сложно. И жизнь научила нас не впадать в эйфорию от тех или иных политических деклараций. Однако в последней Резолюции ПАСЕ обнаруживается нечто, чего ранее не было: очень жесткая и нелицеприятная критика Комитета министров Совета Европы, от которого и зависит реализация принимаемых ПАСЕ резолюций и политических манифестаций, в том числе и по ситуации в Чечне.

В чем конкретно выразилась эта критика?

Резолюция обращает внимание Кабинета министров СЕ на то, что Парламентская ассамблея на протяжении многих лет принимает выверенные с фактами и объективные постановления по Чечне, но Кабинет министров не предпринимает абсолютно никаких шагов по их реализации, то есть игнорирует свои прямые обязанности, став по сути  «политическим балластом» и понапрасну проедая деньги европейских налогоплательщиков. Внимание Комитета министров СЕ обращается на то, что он стремительно теряет авторитет в глазах европейской общественности, и своей пассивностью по таким принципиально важным вопросам, как массовое многолетнее нарушение прав человека в Чечне, дискредитирует саму идею демократии и гуманизма, на фундаменте которой и учрежден Европейский Союз.

В Резолюции говорится, что Совету Европы необходимо в кратчайшие сроки возобновить прерванный несколько лет назад мониторинг ситуации с правами человека в Чечне и выступить посредником в переговорном процессе между сторонами вооруженного конфликта, то есть между руководством ЧРИ и РФ. Ближайшее время покажет, как отреагирует на эту критику и рекомендации Комитет министров СЕ.

Что бы вы хотели добавить к сказанному?

Хочу, чтобы бойцы чеченского Сопротивления, которые в тяжелейших условиях ведут борьбу с захватчиками, и весь чеченский народ, испытывающий многолетний жесточайший террор со стороны оккупантов, знали, что мы, чеченские политики, волею судеб оказавшиеся за рубежами нашей Отчизны, ни на минуту не забываем о главной своей задаче – приблизить достойный для чеченцев мир. И кто бы не пытался опорочить нашу деятельность, мы предпринимаем все, что в человеческих силах, чтобы добиться выполнения этой исторической задачи.