РАЗДЕЛ "ПРЕЗИДЕНТ"
   

Кремлевская инквизиция

Роман Тарнавский, CHECHENPRESS, 26.01.06г.

 

Как мы и предполагали, очередной жертвой Лубянки стала Московская Хельсинская группа вкупе с добрым десятком других российских неправительственных организаций. На этот раз правозащитников не просто обвинили в получении западных финансовых грантов, а фактически в сотрудничестве с западными разведками. Которые, дескать, выделяют средства российским неправительственным организациям (НПО) с целью оказания политического давления на российское руководство.

ФСБ, воспользовавшись услугами подкаблучного государственного телеканала «Россия», в минувшее воскресенье в программе «Специальный корреспондент» показала кадры оперативной съемки, сопроводив их комментариями своих сотрудников. В объектив гэбэшных камер попали четверо британских дипломатов – помощник официального представителя британской разведки в России Пол Кронтон, секретари-архивисты посольства Кристофер Пирс и Эндрю Флемминг, а также второй секретарь посольства Марк Доу, курировавший ряд российских НПО.

По версии представителей Лубянки, все четверо занимались в России шпионской деятельностью, используя в своей работе последние достижения науки и техники в области электроники. В частности утверждалось, что для связи со своими российскими агентами использовалось специальное компьютерное устройство, замаскированное под обычный камень размером с дыню. Агент, прогуливаясь мимо камня на удалении до 20-ти метров, с помощью карманного компьютера передавал «в камень» зашифрованную информацию, а британские разведчики, появляясь вскоре в этом же месте, с помощью все тех же карманных компьютеров получали секретные данные. Таким образом, непосредственный контакт агента со своими хозяевами был исключен.

Сотрудник ФСБ продемонстрировал в телеэфире камень в разрезе, причем было видно, что внутренности камня буквально напичканы электроникой. Правда, гэбэшник был вынужден признать, что это «не тот камень», который запечатлен на оперативной съемке. Поскольку «тот камень» британские дипломаты увезли в посольство еще до начала шпионского скандала. У вдумчивой зрительской аудитории сразу же возник резонный вопрос. А именно, если это не «тот камень», то что же тогда показывает представитель Лубянки? Аналогичную российскую разработку? Но ведь он пару минут назад заявил, что это британское ноу-хау! Муляж? Тогда грош цена всем этим разоблачениям. Ведь сами по себе кадры оперативной съемки не являются доказательством.

Однако не будем спешить с выводами. Поговорив о шпионах, во второй части передачи лубянский глашатай плавно переключился на связи искомых британских дипломатов с российскими правозащитными организациями, и даже показал зрителям копии финансовых ведомостей о выделении российским НПО британских финансовых грантов с подписями Марка Доу. Вся передача была построена таким образом, чтобы создать у неискушенного зрителя представление о внутренних врагах России в образе правозащитников, причем за кадром как бы намекалось на то, что правозащитники и есть те самые «агенты», которые, прогуливаясь около камня, передавали британцам некие секретные сведения.

Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева считает все произошедшее тщательно подготовленной на Лубянке провокацией. Все случившееся укладывается в политику Кремля по отсечению российских НПО от финансовой помощи западных неправительственных фондов, а от российского правительства, как известно, российские правозащитники могут получить лишь фигу с маслом. Таким образом, лишившиеся западных грантов российские и чеченские НПО просто-напросто не смогут продолжать свою работу в полном объеме. Соответствующий наказ был дан из Кремля еще в прошлом году и озвучен лично Владимиром Путиным.

Лидер Общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев обращает внимание на то обстоятельство, что вопреки негласным традициям спецслужб, на этот раз ФСБ сначала продемонстрировала видеоролик по телевидению, и только потом возникший конфликт начали улаживать по дипломатическим каналам. По мнению Пономарева, это только подтверждает уверенность в том, что провокация против российских НПО готовилась заранее и готовилась тщательно. Пономарев напоминает, что спецслужбы всего мира, не исключая российские, используют свои посольства в качестве крыши для разведдеятельности, и это ни для кого не является секретом. Просто в случае с британскими разведчиками в Москве главным для ФСБ было не раскрыть шпионскую сеть, а использовать имеющиеся данные для дискредитации российских правозащитных организаций. Этому, по мнению правозащитников, есть вполне реальное объяснение.

Провокация Лубянки практически совпала во времени с рассмотрением на сессии ПАСЕ нового российского закона об НПО, одобренного лично Путиным. В документе содержится уже упоминавшийся выше пункт о запрещении финансирования правозащитной деятельности из-за рубежа. К слову, в минувшую среду депутаты ПАСЕ резко раскритиковали российский закон и приняли по этому вопросу соответствующую резолюцию. Таким образом, провокация с прицелом на международное мнение не удалась, и Лубянке осталось использовать ее лишь для внутреннего употребления.

Послушаем комментарии правозащитников, сделанные в ходе нескольких последних пресс-конференций в Москве и распространенные Центром проведения исследований проблем гражданского общества «Демос».

Эрнст Черный, юрист, «Экология и права человека»: «Все суды над учеными, обвиненными в шпионаже, которые предшествовали этому событию – были пробными. На них просто тренировались. Не будет никакой общественной реакции – значит можно. Ведь ни Верховным Судом, ни региональными судами, доказательства невиновности ученых, которые мы представляли, не принимались во внимание. Это была репетиция, присказка, а все задуманное – еще впереди».

Геннадий Кузовкин, «Мемориал»: «Попытка связать инакомыслящих с зарубежными враждебными силами всегда была одним из достаточно традиционных приемов дискредитации – это даже не изобретение советского строя. И мне кажется, что это плохой симптом, поскольку правозащитная организация – тем более такая уважаемая правозащитная организация как Хельсинкская группа, – имеет в своей истории в том числе и дело Щаранского. И сам Владимир Владимирович Путин, в бытность свою председателем ФСБ России, вручал Натану Щаранскому материалы из его дела, тем самым подтверждая, что обвинение (а Щаранского как раз обвиняли в измене Родине и в контактах с западными разведками) абсолютно не имело под собой реальной почвы».

Владимир Воронов, автор книги «Служба» о работе советских и российских спецслужб»: «Совершенно ясно, что на 99, 9 процентов затеянное направлено против неправительственных общественных организаций и является логическим продолжением не так давно принятого закона об НПО. Теперь же просто важно продемонстрировать, что это не просто бумажка, что это не шутки, что власти всерьез и на корню решили обрубить финансирование неправительственных структур. Поэтому не случайно в скандал были втянуты НПО.

Это уже отработанная связка, но довольно бездарная с любой точки зрения, в том числе и с пропагандистской. Как в советское время доказывали, что диссиденты гады, потому что они якобы работали на разведки, так и сейчас пытаются доказать, что все правозащитники – платные агенты иностранных разведок. Это старая советская установка. Возможно, это бы и сгодилось в период СССР. Но сейчас заявлять, что Комитет против пыток существует на деньги иностранных спецслужб, – это значит, следуя логике спецслужб, прийти к очень печальному выводу: в России с пытками борются только иностранные спецслужбы, а кто патриот – тот за пытки.

А история с камнем чисто технически мне напоминает советские фильмы. Хотя на самом деле это сделано даже не по сценариям старых советских фильмов – в пропагандистском аспекте, а по замшелым разработкам 5-го управления. Более того, для серьезного материала тех доказательств, которые представило ФСБ – мало. А это говорит только об одном – что дела нет. Гипотетически предположим, что это серьезное дело, но тогда неразумно вообще это обнародовать. Тем более что "разоблачили" шпионов совсем недавно и для серьезной разработки не было времени. Поднимать ли из-за такого или подобного этому делу шум – это решает не ФСБ. И если, как в данном случае, шум был поднят – значит, заказ шума был сверху. Может быть, им хотелось этого шума с британцами или другой западной спецслужбой. Но кроме итальянской, немецкой или французской. Остаются варианты – либо с американской, либо с британской. С американцами ссориться не резон, подходили британцы….

А что же лежит в подоплеке? Спецслужбы опасаются неправительственных организаций, причем настолько, что даже создали целый мощный закон. Оттачивали они зубы очень давно – с 1993 года. Они боятся "оранжевой революции" в России. Они боятся НПО как организаций, которые могут послужить ее инициатором. В то время как никаких условий и предпосылок для таких опасений нет. А это означает, что они дезинформированы полностью относительно всего происходящего. Они не владеют ситуацией, живут мифами».